Изъятие земельных участков для государственных нужд

Экспертное мнение на тему: "Изъятие земельных участков для государственных нужд" от профессионалов своего дела. Здесь собрана полная информация по теме. Если возникнут вопросы, то задавайте их дежурному юристу.

Статья 49. Основания изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд

Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным с:

1) выполнением международных договоров Российской Федерации;

2) строительством, реконструкцией следующих объектов государственного значения (объектов федерального значения, объектов регионального значения) или объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов:

объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения;

объекты использования атомной энергии;

объекты обороны страны и безопасности государства, в том числе инженерно-технические сооружения, линии связи и коммуникации, возведенные в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации;

объекты федерального транспорта, объекты связи федерального значения, а также объекты транспорта, объекты связи регионального значения, объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования;

объекты, обеспечивающие космическую деятельность;

линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий;

объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения;

автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения;

3) иными основаниями, предусмотренными федеральными законами.

Комментарий к Ст. 49 ЗК РФ

1. Пунктом 1 комментируемой статьи определены основания изъятия, в том числе выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

Обязательность выкупа (оплаты изымаемого земельного участка) следует из ст. 35 Конституции РФ, определяющей права собственника имущества. Часть 3 данной статьи устанавливает, что никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Список оснований изъятия (выкупа) земельного участка является открытым, однако в качестве основных случаев названы два. При этом под выполнением международных обязательств следует понимать обязательства, взятые на себя Российской Федерацией подписанием международных договоров. Вторым основанием является размещение объектов государственного или муниципального значения. То, что объекты должны быть государственного или муниципального значения, означает, что они размещаются не в интересах частных лиц (граждан или юридических лиц), а в интересах публичных, но их строительство может быть произведено силами коммерческих организаций. Под данное основание подпадает и выкуп земельных участков под застройку на землях поселений в соответствии с планом их развития.

Помимо Кодекса, выкуп земельных участков для государственных или муниципальных нужд урегулирован ГК. Так, согласно ст. 279 ГК земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земля, выкуп осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом РФ или муниципальным образованием.

При этом в соответствии с той же статьей решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ.

Государственные органы, уполномоченные принимать решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, порядок подготовки и принятия этих решений определяются федеральным земельным законодательством.

Собственник земельного участка должен быть не позднее чем за год до предстоящего изъятия земельного участка письменно уведомлен об этом органом, принявшим решение об изъятии. Выкуп земельного участка до истечения года со дня получения собственником такого уведомления допускается только с согласия собственника.

Решение государственного органа об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем регистрацию прав на земельный участок. Собственник земельного участка должен быть извещен о произведенной регистрации с указанием ее даты.

Выкуп для государственных или муниципальных нужд части земельного участка допускается не иначе как с согласия собственника.

На основании ст. 280 ГК собственник земельного участка, подлежащего изъятию для государственных или муниципальных нужд, с момента государственной регистрации решения об изъятии участка до достижения соглашения или принятия судом решения о выкупе участка может владеть, пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению и производить необходимые затраты, обеспечивающие использование участка в соответствии с его назначением. Однако собственник несет риск отнесения на него при определении выкупной цены земельного участка (ст. 281 ГК) затрат и убытков, связанных с новым строительством, расширением и реконструкцией зданий и сооружений на земельном участке в указанный период.

Плата за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд (выкупная цена), сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником участка (ст. 281 ГК). Соглашение включает обязательство Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемый участок.

При определении выкупной цены в нее включаются рыночная стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

По соглашению с собственником ему может быть предоставлен взамен участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд, другой земельный участок с зачетом его стоимости в выкупную цену.

Если собственник не согласен с решением об изъятии у него земельного участка для государственных или муниципальных нужд либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене или других условиях выкупа, государственный орган, принявший такое решение, может предъявить иск о выкупе земельного участка в суд (ст. 282 ГК).

Иск о выкупе земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть предъявлен в течение двух лет с момента направления собственнику участка уведомления, указанного в п. 3 ст. 279 ГК.

Читайте так же:  Независимая оценка квалификации работников

В случаях, когда земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, находится во владении и пользовании на праве пожизненного наследуемого владения либо постоянного пользования, прекращение этих прав осуществляется применительно к правилам, предусмотренным ст. ст. 279 — 282 ГК (ст. 283 ГК).

2 — 3. В отношении п. 3 данной статьи см. комментарий к ст. 55 ЗК.

Изъятие земельных участков для государственных нужд

Автострахование

  • Жилищные споры

  • Земельные споры

  • Административное право

  • Участие в долевом строительстве

  • Семейные споры

  • Гражданское право, ГК РФ

  • Защита прав потребителей

  • Трудовые споры, пенсии

    • Главная
    • Статья 49 ЗК РФ. Основания изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд

    Земельный кодекс Российской Федерации» N 136-ФЗ в последней редакции:

    [3]

    Статья 49 ЗК РФ. Основания изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд

    Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным с:

    1) выполнением международных договоров Российской Федерации;

    2) строительством, реконструкцией следующих объектов государственного значения (объектов федерального значения, объектов регионального значения) или объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов:

    объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения;

    объекты использования атомной энергии;

    объекты обороны страны и безопасности государства, в том числе инженерно-технические сооружения, линии связи и коммуникации, возведенные в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации;

    объекты федерального транспорта, объекты связи федерального значения, а также объекты транспорта, объекты связи регионального значения, объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования;

    объекты, обеспечивающие космическую деятельность;

    линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий;

    объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения;

    автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения;

    3) иными основаниями, предусмотренными федеральными законами.

    Вернуться к оглавлению документа : Земельный кодекс РФ в последней редакции

    Комментарии к статье 49 ЗК РФ, судебная практика применения

    Договор о развитии застроенной территории — не основание для изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд

    Позиция Верховного Суда РФ.

    Решение об изъятии земельного участка для государственных (муниципальных) нужд может быть принято только в исключительных случаях для достижения общественно-полезных целей, реализация которых невозможна без вмешательства органов государственной власти или местного самоуправления в частные интересы.

    Заключение договора о развитии застроенной территории не является достаточным основанием для изъятия земельных участков для государственных (муниципальных) нужд.

    Постановлением администрации муниципального образования принято решение об изъятии в том числе принадлежащих заявителям земельных участков путем их выкупа в установленном законом порядке за счет средств компании, с которой администрацией заключен договор о развитии застроенной территории в целях реализации муниципальной адресной программы.

    Ссылаясь на то, что данное постановление администрации противоречит нормам действующего законодательства, заявители, являющиеся собственниками земельных участков и расположенных на них объектов недвижимости, обратились в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.

    Суды отказали в удовлетворении требований.

    ..Судебная коллегия Верховного Суда РФ отменила судебные акты судов нижестоящих инстанций и отправила дело на новое рассмотрение по следующим основаниям.

    В силу подп. 3 п. 3 ст. 235 , п. 1. ст. 279 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ , в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого постановления — 2013 год) допускается принудительное изъятие земельного участка у собственника для государственных или муниципальных нужд путем его выкупа.

    При этом под государственными или муниципальными нуждами понимаются потребности публично-правового образования, удовлетворение которых направлено на достижение интересов общества (общественно полезных целей), осуществить которые невозможно без изъятия имущества, находящегося в частной собственности. Соответственно, принудительное изъятие не может производиться только или преимущественно в целях получения выгоды другими частными субъектами, деятельность которых лишь опосредованно служит интересам общества.

    В данном споре в качестве обстоятельства, указывающего на наличие публичных нужд, требующих изъятие земельных участков у заявителей, суды признали сам факт принятия администрацией постановления о развитии застроенной территории и заключения с компанией договора о развитии застроенной территории.

    Между тем, из норм ГрК РФ с учетом положений ст. 35 Конституции РФ , ст. 235 , 279 ГК РФ и ст. 49 ЗК РФ (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого постановления) не вытекает, что эти обстоятельства влекут безусловное принудительное изъятие имущества, находящегося в частной собственности, для государственных или муниципальных нужд.

    По смыслу ч. 3 ст. 46.1 ГрК РФ , само по себе заключение договора о развитии застроенной территории не является основанием для изъятия земельных участков, поскольку такой договор только регламентирует порядок реализации решения о развитии территории, принятого администрацией, в то время как возможность изъятия земельного участка у собственника обусловлена наличием государственных или муниципальных нужд.

    Судами не установлено, что генеральным планом развития города предусмотрено строительство объектов муниципального значения на территории изымаемых земельных участков.

    Суды не проверили и не опровергли довод заявителя о том, что на земельном участке, находящемся в собственности индивидуального предпринимателя, на котором имеется принадлежащий ему объект недвижимости, предполагается размещение другого административного здания, которое по окончании строительства должно перейти в собственность компании, являющейся застройщиком данной территории, то есть также станет частной собственностью.

    [1]

    Таким образом, суды, не установив наличие правовых оснований для изъятия земельных участков, находящихся в частной собственности, имеющийся при этом публичный интерес, а также соразмерность вмешательства муниципальных органов в частные интересы для достижения публичных целей, не обеспечили тем самым необходимый баланс интересов и нарушили имущественные права, гарантированные ст. 35 Конституции РФ, что привело к неправильному разрешению дела.

    Вышеприведенные разъяснения содержатся в п. 2 «Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2016)», утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 13.04.2016 года

    Возможность изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд по ходатайству организаций

    Читайте так же:  Отказ от медосвидетельствования и права водителя

    Позиция Верховного Суда РФ.

    К государственным или муниципальным нуждам статья 49 ЗК РФ относит необходимость выполнения международных договоров Российской Федерации; строительство, реконструкцию перечисленных в пункте 2 этой статьи объектов государственного или местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов. Иные основания изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд могут устанавливаться федеральными законами (пункт 3 статьи 49 ЗК РФ).

    Статьей 56.4 ЗК РФ предусмотрена возможность изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд не только по инициативе уполномоченных федеральных органов государственной власти, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления, но и по ходатайству организаций, перечисленных в пункте 1 указанной нормы. Перечень таких организаций утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2015 г. N 442 .

    Кроме того, с ходатайством об изъятии в случаях, предусмотренных пунктом 3 статьи 56.4 ЗК РФ , вправе обратиться орган государственной власти, государственное унитарное предприятие, государственное учреждение.

    См. подробнее » Обзор судебной практики по делам, связанным с изъятием для государственных или муниципальных нужд земельных участков в целях размещения объектов транспорта», утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 10.12.2015 года

    Возмещение убытков за изъятие арендованного земельного участка для государственных и муниципальных нужд

    Позиция Верховного Суда РФ.

    В случае изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд, соответствующее возмещение согласно статье 281 ГК РФ предоставляется не только собственнику такого земельного участка, но и лицу, которое владеет земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, на законном основании:

    право постоянного (бессрочного) пользования,
    право пожизненного наследуемого владения,
    право, основанное на договорах аренды,
    право, основанное на безвозмездном пользования.

    Положениями статей 279 , 282 , 283 ГК РФ , статей 49, 55, 57 ЗК РФ прямо урегулирован выкуп земельного участка не только у его собственника, но и у иного законного владельца. При этом правообладатель имеет право на возмещение убытков, размер которых в случае спора определяется судом.

    При этом, особенности определения размера возмещения в связи с изъятием таких земельных участков предусмотрены нормами статьи статья 56.8 ЗК РФ .

    См. подробнее п. 5 «Обзора судебной практики по делам, связанным с изъятием для государственных или муниципальных нужд земельных участков в целях размещения объектов транспорта».

    Порядок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд

    Видео удалено.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    Ст. 279 ГК РФ устанавливает, что изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством. Однако, уже в ст. 282 ГК РФ вводится уточнение: «Если правообладатель изымаемого земельного участка не заключил соглашение об изъятии, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него земельного участка, допускается принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд».

    При этом за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, его правообладателю предоставляется возмещение (ст. 281 ГК РФ). Сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости.

    Порядок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд установлен Гл. VII.1 ЗК РФ.

    Органы, принимающие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд:

    1. уполномоченный федеральных органов исполнительной власти — для государственных нужд Российской Федерации (федеральных нужд), в том числе в связи с осуществлением недропользования (за исключением недр местного значения);
    2. уполномоченные исполнительные органы государственной власти субъекта РФ — для государственных нужд субъекта Российской Федерации (региональных нужд), в том числе для размещения объектов регионального значения, а также для ведения работ, связанных с пользованием участками недр местного значения;
    3. органы местного самоуправления — в случае изъятия земельных участков для муниципальных нужд, в том числе для размещения объектов местного значения.

    Изъятие земельных участков осуществляется по решениям уполномоченных органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, которые принимаются:

      • по их собственной инициативе;
      • на основании ходатайства об изъятии земельных участков, поданного организацией, указанной в п. 1 ст. 56.4 ЗК РФ (естественные монополии; недропользователи; уполномоченные на это договорами или имеющие лицензии).

      С ходатайством об изъятии земельного участка вправе обратиться:

      1. организации, имеющие право на обращение с ходатайствами об изъятии земельных участков для федеральных нужд (см.Постановление Правительства РФ от 06.05.2015 N 442 «Об утверждении перечня организаций, имеющих право на обращение с ходатайствами об изъятии земельных участков для федеральных нужд»);
      2. орган государственной власти в случаях изъятия земельного участка:
        • изъятия земельного участка для выполнения международного договора;
        • для строительства, реконструкции объекта федерального значения или объекта регионального значения (за счет бюджетных средств — полностью или частично);
      3. государственное унитарное предприятие, государственное учреждение в случаях изъятия земельного участка для размещения объекта федерального значения или объекта регионального значения, предусмотренных адресной инвестиционной программой.

      Требования к форме и содержанию ходатайства об изъятии, состав прилагаемых к нему документов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

      Ходатайство об изъятии земельного участка:

      1. может быть подано в отношении одного или нескольких земельных участков;
      2. должно содержать цель изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд;
      3. может быть подано или направлено заявителем по его выбору лично или посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

      Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

      [2]

      Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 9970 —

      | 7475 — или читать все.

      185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

      Читайте так же:  Как выписаться из квартиры и прописаться в другую

      Отключите adBlock!
      и обновите страницу (F5)

      очень нужно

      Изъятие земельных участков для государственных нужд

      Изъятие земель – это определенное действие компетентных органов, направленное на прекращение права землепользования и землевладения. В противоположность предоставлению земельных участков изъятие земель направлено не на установление, а на прекращение права землевладения и землепользования, не на увеличение, а на сокращение объектов этого права.

      В соответствии со статьей 24 Кодекса порядок изъятия и предоставления земельных участков определяется Президентом Республики Беларусь.

      Государственными нуждами признаются определяемые по решению Президента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, областных (Минского городского) исполнительных комитетов потребности (соответственно республиканского и местного значения), связанные с реализацией социально-экономических, научно-технических, природоохранных и иных целей и обеспечиваемые за счет средств бюджета и внебюджетных источников финансирования.

      Изъятие и предоставление земельных участков для государственных нужд осуществляется в целях обеспечения национальной безопасности, охраны окружающей среды и историко-культурного наследия, размещения и обслуживания объектов социальной, производственной, транспортной, инженерной и оборонной инфраструктуры, разработки месторождений полезных ископаемых, реализации международных договоров Республики Беларусь, государственной схемы комплексной территориальной организации Республики Беларусь, схем комплексной территориальной организации областей, градостроительных проектов, генеральных планов городов и иных населенных пунктов, градостроительных проектов детального планирования, утвержденных в соответствии с законодательством, а также для размещения объектов недвижимого имущества, строительство которых предусмотрено решениями Президента Республики Беларусь, Совета Министров либо государственными программами, утвержденными Президентом или правительством.

      Согласно Положению о порядке изъятия и предоставления земельных участков, утвержденному Указом Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2007 г. № 677, изъятие и предоставление земельных участков осуществляется из всех категорий земель (сельскохозяйственных земель сельскохозяйственного назначения, земель природоохранного, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного назначения, земель лесного фонда) независимо от их целевого назначения и нахождения в пользовании, пожизненном наследуемом владении, частной собственности или аренде.

      Как установлено данным Положением, земельный участок, находящийся в пользовании, пожизненном наследуемом владении, частной собственности, аренде, предоставляется только после изъятия этого участка у прежнего землепользователя, землевладельца, собственника и арендатора. Земельный участок, находящийся в частной собственности, предоставляется только после его выкупа у собственника.

      Юридические и физические лица, заинтересованные в изъятии земельных участков, обязаны до начала проектирования предварительно согласовать с землепользователями, землевладельцами и собственниками земельных участков, местными исполнительными и распорядительными органами, а также с другими специально уполномоченными органами, осуществляющими государственный контроль за использованием и охраной земель и лесов, место размещения объекта, примерный размер участка и условия его отвода с учетом комплексного развития территории.

      Для изъятия (и предоставления) земельного участка требуются: предварительное согласование места размещения земельного участка для строительства объекта; разработка проекта отвода земельного участка и принятие на его основе решения об изъятии и предоставлении данного участка; установление границ предоставленного земельного участка в натуре (на местности); государственная регистрация создания земельного участка и возникновения права на него.

      Предварительное согласование места размещения земельного участка для строительства объекта производится с учетом градостроительной документации:

      — районными исполнительными комитетами — при предоставлении земельного участка из земель в границах районов, городов районного подчинения, сельских населенных пунктов, поселков городского типа, дачных кооперативов, садоводческих товариществ;

      — городскими исполнительными комитетами — при предоставлении земельного участка из земель городов областного подчинения;

      — Минским городским исполнительным комитетом — при предоставлении земельного участка из земель г. Минска;

      — областными исполнительными комитетами.

      Предварительное согласование места размещения земельных участков, предоставляемых по решению Президента Республики Беларусь с изъятием сельскохозяйственных земель сельскохозяйственного назначения, земель природоохранного, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного назначения, лесных земель лесного фонда для целей, не связанных с назначением этих земель, проводится областными (Минским городским) исполнительными комитетами.

      Землепользователь, землевладелец, из земель которого намечается изъятие земельного участка (его части), при согласовании места размещения этого участка одновременно дает согласие на изъятие у него данного участка (его части). В случае строительства подземных линий электропередачи и связи, трубопроводов и иных линейных сооружений, а также их реконструкции в границах охранных зон этих сооружений лица, согласовавшие изъятие у них земельных участков, дают согласие как на размещение трасс таких сооружений, так и на проведение работ, связанных с их строительством (реконструкцией), в согласованные с ними сроки.

      В решении об изъятии земельного участка должны быть указаны:

      • землепользователи, из земель которых изымается земельный участок;

      • площадь земельного участка и виды изымаемых земель;

      • лица, которым предоставляется земельный участок;

      • вещное право на земельный участок (с учетом полномочий местного исполнительного комитета);

      • цель предоставления земельного участка;

      • размеры убытков, потерь сельскохозяйственного и (или) лесохозяйственного производства, подлежащих возмещению, порядок и условия их возмещения, транзитный счет инспекции Министерства по налогам и сборам для перечисления суммы потерь;

      • наличие сервитута, ограничений (обременении) прав в использовании земельного участка;

      • условия снятия, сохранения и использования плодородного слоя почвы, а также порядок возврата и (или) рекультивации земель, предоставленных во временное пользование;

      • иные условия отвода земельного участка (в том числе срок осуществления государственной регистрации в отношении предоставленного земельного участка, срок и условия занятия (строительства, иного освоения) земельного участка).

      В случае, если земельный участок изымается для государственных нужд, в решении о его изъятии и предоставлении должно быть указано, что этот участок изымается для государственных нужд с указанием оснований (одного или нескольких), с приложением копий документов (либо выписок из них), подтверждающих эти основания.

      Решение об изъятии и предоставлении испрашиваемого земельного участка принимается местным исполнительным комитетом в течение пяти рабочих дней со дня получения материалов об изъятии и предоставлении земельного участка от землеустроительной и геодезической службы.

      Местный исполнительный комитет в течение 3 рабочих дней после принятия решения об изъятии земельного участка передает указанные материалы и копию решения соответствующей землеустроительной и геодезической службе для установления границ этого участка на местности и государственной регистрации его создания и права на него в порядке, установленном Положением о порядке изъятия и предоставления земельных участков, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2007 г. № 667, заинтересованному лицу и лицу, из земель которого изымается земельный участок.

      Читайте так же:  Можно ли продлить больничный лист при осложненных родах в каких случаях продлевают декретный отпуск

      В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь № 667 размеры убытков, причиненных землепользователям, землевладельцам, собственникам и арендаторам земельных участков их изъятием и сносом расположенных на них объектов недвижимости, определяются организациями по перечню и в порядке, которые утверждаются Советом Министров Республики Беларусь.

      При несогласии землепользователя, землевладельца или собственника земельного участка с решением сельского (поселкового), городского (городов областного подчинения и г. Минска), районного, областного исполнительного и распорядительного органа об изъятии у него земельного участка это решение может быть обжаловано им в суде.

      Обжалование решения сельского (поселкового), городского (городов областного подчинения и г. Минска), районного, областного исполнительного и распорядительного органа приостанавливает его исполнение.

      Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

      Изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд

      Консетова Вера Витальевна,

      генеральный директор ООО «АФК-Аудит»,

      член Совета РОО,

      председатель Ленинградского

      областного регионального отделения РОО

      Изъятие земельных участков является одним из правовых инструментов, дающих возможность органам государственного управления принудительно отчуждать земельные участки для использования их в публичных интересах.

      С 01.04.2015 вступил в силу 499 Федеральный закон «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

      Внесенные изменения в Земельный, Гражданский, Жилищный, Градостроительный кодексы, а также в иные законодательные акты, затрагивающие процедуру изъятия, существенно улучшили процедуру подготовки территории строительства. Поскольку одними их участников этой процедуры являются оценщики, очень важно, чтобы они знали об этих новациях.

      Основными нормативными документами в сфере изъятия земельных участков и определения выкупной цены являются: Конституция РФ, Земельный кодекс РФ (статьи 9, 10, 11, 32, 49, 55, 57, 58, 62, 63), Гражданский кодекс РФ (статьи 235, 239, 279-282), Жилищный кодекс РФ (статья 32).

      Собственники земельных участков обладают гарантией предварительного и равноценного возмещения в случае принудительного отчуждения недвижимого имущества в соответствии со ст. 35 Конституции РФ.

      В соответствии со статьей 49 ЗК РФ основаниями изъятия земельных участков являются:

      • выполнение международных договоров Российской Федерации;
      • строительство, реконструкция объектов государственного или местного значения при отсутствии других возможных вариантов. Таковыми объектами в соответствии с Земельным Кодексом могут быть:
      • объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения;
      • объекты использования атомной энергии;
      • объекты обороны страны и безопасности государства;
      • объекты федерального транспорта, объекты связи федерального и регионального значения, объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования;
      • объекты, обеспечивающие космическую деятельность;
      • линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий;
      • объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения;
      • автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения;
      • иными основаниями, предусмотренными федеральными законами.

      Законодательством определен следующий порядок изъятия:

      1. Выявление лиц, земельные участки которых и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества подлежат изъятию для государственных или муниципальных нужд.
      2. Принятие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
      3. Подготовка соглашения об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, которая заключается в:
        1. проведении землеустроительных работ и постановка на кадастровый учет изымаемых земельных участков;
        2. проведении работ по оценке изымаемых земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества или оценке прекращаемых прав и размера убытков, причиняемых таким изъятием, а также по оценке недвижимого имущества, предоставляемого взамен изымаемого недвижимого имущества;
        3. проведении переговоров с правообладателями.
      4. Заключение соглашения об изъятии либо принудительное изъятие по решению суда.
      5. Прекращение и переход прав на земельный участок и расположенные на нем объекты недвижимого имущества.

      В соответствии со статьей 56.2 ЗК РФ решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд могут принять:

      • уполномоченные федеральные органы исполнительной власти – в случае изъятия земельных участков для государственных нужд Российской Федерации (федеральных нужд);
      • уполномоченные исполнительные органов государственной власти субъекта Российской Федерации – в случае изъятия земельных участков для государственных нужд субъекта Российской Федерации (региональных нужд);
      • органы местного самоуправления – в случае изъятия земельных участков для муниципальных нужд, в том числе для размещения объектов местного значения.

      Согласно статьи 56.3 ЗК РФ изъятие земельных участков допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными не позднее чем в течение трех лет проектами планировки территории.

      Условия изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд (Статья 56.3 ЗК РФ):

      • Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд, в результате которого прекращаются право постоянного (бессрочного) пользования, право пожизненного наследуемого владения, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или право безвозмездного пользования таким земельным участком, может осуществляться независимо от формы собственности на такой земельный участок.
      • Допускается изъятие земельных участков, расположенных на территории одного субъекта Российской Федерации, для государственных нужд другого субъекта Российской Федерации.
      • Запрещается изъятие для государственных или муниципальных нужд земельных участков, предоставленных федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление особо охраняемыми природными территориями федерального значения, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

      Изменениями в Земельный кодекс уточнен порядок выявления лиц, земельные участки которых и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества подлежат изъятию. И это очень важно, потому что раньше очень часто (практически на каждом крупном строительстве) можно было столкнуться с ситуацией, когда собственник или землепользователь не выявлен. И тогда процедура оформления документов могла занять чуть ли не несколько лет и выйти за рамки сроков самого строительства.

      Читайте так же:  Пошаговая инструкция как добавить договор ресурсоснабжения в гис жкх. заполняем информацию корректно

      Теперь, в случае, если в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на земельные участки, подлежащие изъятию, а также о зарегистрированных правах на расположенные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества, статьей 56.5 ЗК РФ не менее чем за шестьдесят дней до принятия решения об изъятии предусмотрены следующие действия:

      • Запрос сведений об имеющихся правах в архивах, органах государственной власти, органах местного самоуправления, в распоряжении которых могут находиться указанные сведения, а также у предполагаемых правообладателей изымаемых земельных участков или иных объектов недвижимого имущества;
      • Официальная публикация по месту нахождения земельных участков, подлежащих изъятию, сообщения о планируемом изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд;
      • Размещение на официальном сайте уполномоченного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления и официальном сайте муниципального образования сообщения о планируемом изъятии;
      • Размещение сообщения о планируемом изъятии на информационном щите в границах населенного пункта, на территории которого расположены земельные участки, подлежащие изъятию, а в случае, если такие земельные участки расположены за пределами границ населенного пункта, на информационном щите в границах соответствующего муниципального образования.

      Причем действия эти должны совершить уполномоченные органы исполнительной власти, или органы местного самоуправления, или подведомственные этим органам государственные, или муниципальные учреждения.

      В случае, если правообладатели изымаемой недвижимости не были выявлены, уполномоченные органы обращаются в суд с заявлением о признании права собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации. В дальнейшем это не ограничивает право таких правообладателей требовать возмещения. Таким образом, и срок сокращен, и права не выявленных правообладателей не нарушаются.

      Процедура подготовки соглашения об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд регламентируется теперь статьей 56.7 ЗК РФ.

      В целях подготовки соглашения об изъятии уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо в случае, если решение об изъятии принято на основании ходатайства об изъятии, то организация, подавшая такое ходатайство:

      1. выступает заказчиком:
        1. кадастровых работ;
        2. работ по оценке изымаемых земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества или оценке прекращаемых прав и размера убытков, причиняемых таким изъятием, а также по оценке недвижимого имущества, предоставляемого взамен изымаемого недвижимого имущества;
      2. осуществляет переговоры с правообладателем изымаемой недвижимости относительно условий ее изъятия и производят все необходимые действия для заключения соглашения.

      В случае образования земельных участков в связи с их изъятием для государственных или муниципальных нужд согласие землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков на осуществление действий по постановке на кадастровый учет изымаемой части и ее оценке не требуется (пункту 4 статьи 11.2 ЗК РФ). И это очень важно, потому что ранее выделение части участка, попадающей в зону строительства, возможно было только с согласия собственник. А в случае несогласия иногда приходилось изымать весь земельный участок, что для государства было экономически не оправдано.

      Наличие споров о границах земельных участков, подлежащих изъятию, об образовании земельных участков, отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, подлежащие изъятию, не являются препятствием для подготовки и последующего заключения соглашения об изъятии недвижимости или принятия судебных актов о принудительном изъятии земельных участков.

      Правообладатели изымаемой недвижимости обязаны обеспечить доступ к земельным участкам и (или) расположенным на них объектам недвижимого имущества в целях выполнения кадастровых работ, определения рыночной стоимости.

      Особое внимание хочу обратить на особенности определения размера возмещения.

      В соответствии со Статьей 56.8 ЗК РФ и Статьей 281 ГК РФ, размер возмещения в связи с изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд имеет следующие особенности:

      В случае, если до указанного дня разрешенное использование земельного участка изменено для строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, для строительства, реконструкции которых осуществляется изъятие, рыночная стоимость земельного участка или рыночная стоимость прекращаемых прав на земельный участок определяется исходя из разрешенного использования, установленного до указанного изменения.

      Планируемое изъятие земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества не учитывается при определении размера возмещения.

      Эта новация также очень важна, потому что не редко оценщику приходилось учитывать (в соответствии с нормами ФСО) уже новое разрешенное использование, что в итоге приводило к завышению стоимости изымаемых участков.

      Эта новация исключает необходимость актуализации отчетов об оценке, связанной с длительность самой процедуры изъятия. И это логично, ведь дата оценки не меняется, поэтому и смысла в актуализации вообще нет.

      Удачи всем оценщикам в работе, связанной с освобождением территории строительства.

      Статья опубликована в информационном бюллетене «Российский оценщик» №3 [125 2015]. С полной версией бюллетеня можно ознакомиться по ссылке.

      Видео удалено.
      Видео (кликните для воспроизведения).

      Заказать услугу или получить дополнительную информацию Вы можете, обратившись в наши офисы по телефонам:

      Источники


      1. Великородная, Л. И. Государственная регистрация юридических лиц: от создания до ликвидации / Л.И. Великородная. — М.: Московская Финансово-Промышленная Академия, 2011. — 304 c.

      2. Кони, А.Ф. Уголовный процесс: нравственные начала; М.: Современный гуманитарный университет; Издание 3-е, испр. и доп., 2011. — 150 c.

      3. Павлов, Н. Е. Долг свидетеля / Н.Е. Павлов. — М.: Советская Россия, 2016. — 144 c.
      4. Майлис, Н. П. Моя профессия — судебный эксперт / Н.П. Майлис. — М.: Щит-М, 2014. — 168 c.
      5. Кудинов, О.А. Обязательства вследствие причинения вреда и неосновательного обогащения: Юридический комментарий / О.А. Кудинов. — М.: Городец, 2015. — 128 c.
      Изъятие земельных участков для государственных нужд
      Оценка 5 проголосовавших: 1

      ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

      Please enter your comment!
      Please enter your name here