Как использовать специальный налоговый режим

Экспертное мнение на тему: "Как использовать специальный налоговый режим" от профессионалов своего дела. Здесь собрана полная информация по теме. Если возникнут вопросы, то задавайте их дежурному юристу.

Специальные налоговые режимы в 2018-2019 годах (виды и нюансы)

Что такое спецрежимы

Специальные налоговые режимы образуют особые виды систем начисления налогов, отличающиеся от общеустановленного порядка, которому посвящен весь НК РФ, за исключением раздела VIII.1, отведенного для описания основных принципов каждого из специальных налоговых режимов.

Возможность установления спецрежимов предусмотрена п. 7 ст. 12 НК РФ. В нем же определены основные подходы к правилам их применения:

  • Переход на специальные налоговые режимы основан на добровольном решении налогоплательщика.
  • Основополагающие моменты каждого их них регламентируются НК РФ.
  • Каждому спецрежиму могут соответствовать свои налоги, не предусмотренные в основном перечне федеральных налогов, действующих в РФ.
  • В отношении каждого режима велика роль субъекта РФ, в котором спецрежим введен. Субъект может влиять на условия и пределы применения режима, особенности определения базы и величину ставок по спецналогу, устанавливать дополнительную систему льгот. При этом те платежи, с которыми спецрежим не связан, надо продолжать уплачивать по установленным НК РФ правилам.

Какие режимы относятся к специальным

В перечне специальных налоговых режимов в 2018 году изменений не произошло. Он полностью приведен в п. 2 ст. 18 НК РФ. Это системы:

  • для сельхозпроизводителей (ЕСХН);
  • упрощенная (УСН);
  • вмененного налога (ЕНВД);
  • соглашений о разделе продукции (СРП);
  • патентная (ПСН).

Несмотря на то что с начала 2015 года каждой из этих систем коснулся ряд новшеств, внесенных в НК РФ, их принципиальные положения остались прежними. Главным изменением в отношении специальных налоговых режимов УСН и ЕНВД стало введение обязанности по уплате налога на имущество по объектам, стоимость которых определена как кадастровая.

Об основных параметрах, отличающих УСН от ОСНО, читайте в материале «Основные режимы налогообложения в 2018 году (перечень)».

Общие черты специальных режимов налогообложения

Существующие виды специальных налоговых режимов при большом количестве принципиальных различий между собой имеют и ряд общих черт. При этом они разбиваются на следующие группы по отношению:

  • К масштабам деятельности лиц, применяющих эти режимы: ЕСХН, УСН, ЕНВД и ПСН предназначены для малых предприятий, а СРП могут применять только полноценные налогоплательщики.
  • Кругу налогоплательщиков. ЕСХН, УСН и ЕНВД доступны как организациям, так и ИП. СРП можно применять только организациям, а ПСН — только ИП.
  • Объекту применения. ЕСХН, ЕНВД, СРП и ПСН возможны только при определенных видах деятельности, а УСН — при большинстве (за некоторыми исключениями).
  • Набору налогов, вместо которых начисляется спецналог. При ЕСХН, УСН, ЕНВД и ПСН он заменяет налог на прибыль (для ИП — НДФЛ), имущество (кроме налога, рассчитываемого от кадастровой стоимости) и НДС. Для СРП спецналога как такового нет, а применяется система льгот по большинству существующих налогов, допускающая полную отмену некоторых из них.
  • Совместимости друг с другом и ОСНО. СРП не совмещается ни с каким из режимов. ОСНО, ЕСХН и УСН совмещать друг с другом нельзя, но можно применять вместе с ЕНВД или ПСН. При этом ЕНВД и ПСН также совместимы.

Подробнее о возможности совмещения режимов читайте в статьях:

Принципиальные особенности спецрежимов

Вместе с тем каждому из специальных налоговых режимов присущ свой набор индивидуальных характеристик. Самые важные их них приведены в таблице 1.

Отличия налогообложения при спецрежимах

Специальные налоговые режимы существенно различаются с точки зрения налоговых баз, к которым применяется ставка спецналога. База может быть:

  • Переменной, зависящей от фактического объема дохода (или иного объекта налогообложения при СРП), — для ЕСХН, УСН, СРП. При этом для УСН существуют 2 базы с разными ставками: «доходы минус расходы» с основной ставкой 15% и «доходы» с основной ставкой 6%.
  • Постоянной (при условии неизменности исходных параметров, от которых устанавливается ее величина) вне зависимости от объемов выручки — для ЕНВД и ПСН.

Набор показателей, характеризующих основные особенности налогообложения при каждом из спецрежимов, приведен в таблице 2.

О наиболее часто применяемых системах подробнее читайте в материале «Виды систем налогообложения: УСН, ЕНВД или ОСНО».

Документы для создания и ведения бизнеса

Удобный, простой и быстрый онлайн сервис, созданный профессиональными юристами.

Режимы налогообложения

Налоговым законодательством РФ устанавливаются общий и специальные режимы налогообложения.

1. Общий режим налогообложения

При применении общего режима налогообложения налогоплательщиками уплачиваются федеральные, региональные и местные налоги, указанные соответственно в ст. ст. 13 — 15 НК РФ, если иное не установлено НК РФ.

К федеральным налогам относятся:

  • налог на добавленную стоимость (НДС);
  • акцизы;
  • налог на доходы физических лиц (НДФЛ);
  • единый социальный налог (ЕСН);
  • налог на прибыль;
  • налог на добычу полезных ископаемых;
  • водный налог;
  • сборы за пользование объектами животного мира;
  • государственная пошлина.

К региональным налогам относятся:

  • налог на имущество организаций;
  • налог на игорный бизнес;
  • транспортный налог.

К местным налогам относятся:

  • земельный налог;
  • налог на имущество физических лиц.

2. Специальные налоговые режимы и преимущества их применения

Согласно ст. 18 НК РФ специальные налоговые режимы устанавливаются НК РФ и применяются в случаях и порядке, которые предусмотрены НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах. Применение специальных налоговых режимов позволяет облегчить жизнь организациям в части налогообложения и составления налоговой отчетности, так как при применении таких режимов организации освобождаются от некоторых налогов, уплачиваемых при применении общего режима налогообложения. Дело в том, что специальные налоговые режимы применяются наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также они могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов, предусмотренных НК РФ.

К специальным налоговым режимам относятся:

  • система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) (гл. 26.1 НК РФ);
  • упрощенная система налогообложения (УСН) (гл. 26.2 НК РФ);
  • система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (ЕНВД) для отдельных видов деятельности (гл. 26.3 НК РФ);
  • система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции (гл. 26.4 НК РФ).

[3]

Применять специальные налоговые режимы вправе только те организации, которые признаются плательщиками данных налоговых режимов в соответствии с НК РФ. С выбором системы налогообложения вновь создаваемой организации следует определиться еще до подачи в регистрирующий орган документов, необходимых для проведения государственной регистрации организации в качестве юридического лица.

Читайте так же:  Куда обратиться с жалобой на работодателя

Так, в соответствии с п. 2 ст. 346.13 НК РФ вновь созданная организация вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения в пятидневный срок с даты постановки ее на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе, выданном ей в соответствии с законодательством. В этом случае организация будет вправе применять упрощенную систему налогообложения с даты постановки ее на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе.

Если же вновь созданная организация, изъявившая желание применять упрощенную систему налогообложения, не подаст заявление о переходе на данный налоговый режим в указанный срок, то тогда данная организация сможет подать такое заявление только в период с октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого организация решит переходить на упрощенную систему налогообложения. При этом в заявлении о переходе на упрощенную систему налогообложения организация должна будет сообщить о размере доходов за девять месяцев текущего года, а также о средней численности работников за указанный период и остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов по состоянию на 1 октября текущего года.

Согласно п. 2 ст. 346.11 НК РФ применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным п. п. 3 и 4 ст. 284 НК РФ, налога на имущество организаций и единого социального налога. Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются плательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со ст. 174.1 НК РФ. Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, производят уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации. Иные налоги уплачиваются организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения, в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

Прежде чем определяться с выбором специального налогового режима, необходимо в НК РФ уточнить следующую информацию: какие налогоплательщики имеют право применять конкретный налоговый режим, а какие — нет. К примеру, если опять-таки говорить об упрощенной системе налогообложения, то согласно п. 3 ст. 346.12 НК РФ применять данную систему налогообложения не вправе следующие организации:

СПЕЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РЕЖИМЫ

ПОНЯТИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ НАЛОГОВЫХ РЕЖИМОВ. УПРОЩЕННАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Специальный налоговый режим — особый порядок налогообложения, предусматривающий замену ряда налогов единым налогом или разделом продукции, а в некоторых случаях — особый порядок исчисления и уплаты отдельных налогов либо предоставление налоговых льгот, применение которых возможно только в условиях данного режима. Следует отметить, что практическая реализация специальных налоговых режимов возможна лишь при соблюдении условий, предусмотренных соответствующими главами НК РФ. В настоящее время НК РФ регулируются такие специальные режимы, как единый сельскохозяйственный налог для сельскохозяйственных товаропроизводителей (гл. 26.1), упрощенная система налогообложения (гл. 26.2), единый налог на вмененный доход (гл. 26.3) и система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции (гл. 26.4).

Специальный налоговый режим в видt упрощенной системы налогообложения (УСН) относится к одному из самых первых спецрежимов, применяемых российскими налогоплательщиками. В 1995 г. был принят Закон РФ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства», который предусматривал введение данного режима на территории субъектов РФ законами соответствующих субъектов. В частности, этими законами принудительно устанавливался объект налогообложения (валовая выручка или совокупный доход) для всех налогоплательщиков единого налога в данном регионе. В настоящее время упрощенная система налогообложения регулируется только НК РФ. При этом налогоплательщикам предоставляется право не только добровольного перехода на упрощенную систему, но и выбора объекта налогообложения (доходы либо доходы, уменьшенные на величину расходов).

Применение упрощенной системы налогообложения предусматривает замену единым налогом, определяемым по результатам хозяйственной деятельности за налоговый период, налога на прибыль организаций (налога на доходы физических лиц для индивидуальных предпринимателей), налога на имущество организаций (налога на имущество физических лиц, используемого индивидуальными предпринимателями для осуществления предпринимательской деятельности), налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ. Сохраняется также обязанность уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды. Остальные налоги и сборы уплачиваются организациями и индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения, в соответствии с общим режимом налогообложения. Кроме того, плательщики единого налога не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов.

Вновь созданные организации и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговых органах. Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, не могут до окончания налогового периода перейти на общий режим налогообложения, за исключением случаев, когда они утрачивают право на применение упрощенной системы. Так, если по итогам налогового (отчетного) периода доход налогоплательщика превысит 60 млн руб. или будут нарушены иные условия для применения УСН (например, изменится состав учредителей, вследствие чего доля других учредителей-организаций превысит 25%), такой налогоплательщик обязан перейти на общий режим налогообложения с начала того квартала, в котором было допущено это превышение.

При желании налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, могут перейти на общий режим налогообложения с начала следующего календарного года. Если же налогоплательщики утратили право на применение упрощенной системы, то они смогут вернуться на этот режим не ранее чем через один год.

Объектом налогообложения единым налогом при упрощенной системе могут быть доходы или доходы, уменьшенные на величину расходов. Налогоплательщики самостоятельно выбирают объект налогообложения (за исключением налогоплательщиков, заключивших договор простого товарищества или доверительного управления. В этом случае объектом могут быть только доходы, уменьшенные на величину расходов).

Читайте так же:  Как выгодно застраховать дачу

Налогоплательщик имеет право изменить объект налогообложения с начала очередного налогового периода. Следует отметить, что порядок определения доходов и части расходов, учитываемых при исчислении единого налога, базируется на порядке определения доходов и расходов плательщиками налога на прибыль. Так, при определении объекта налогообложения организации учитывают доходы от реализации товаров (работ, услуг), реализации имущества и имущественных прав, а также внереализационные доходы, определяемые в соответствии с гл. 25 НК РФ. При этом организации не учитывают те доходы, которые плательщики налога на прибыль не учитывают и при налогообложении прибыли (перечень таких доходов определен ст. 251 НК РФ).

Индивидуальные предприниматели при определении объекта налогообложения учитывают доходы, полученные от предпринимательской деятельности.

При упрощенной системе налогообложения доходы и расходы признаются по кассовому методу, т.е. после фактического поступления доходов или после фактической оплаты расходов.

Если налогоплательщик выбрал в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, то при определении объекта налогообложения налогоплательщик уменьшает полученные доходы на расходы по перечню, установленному ст. 346.16 НК РФ.

Следует иметь в виду, что перечень расходов, включаемых в налоговую базу по единому налогу, является закрытым и не подлежит расширению по инициативе налогоплательщика.

Стоимость приобретенных (сооруженных, созданных) основных средств и нематериальных активов включается в состав расходов, учитываемых при исчислении единого налога в особом порядке. Так, стоимость основных средств и нематериальных активов, приобретенных (сооруженных, созданных) в период применения упрощенной системы налогообложения, включается в момент ввода этих основных средств в эксплуатацию и принятия на учет нематериальных активов. Если основные средства и нематериальные активы были приобретены (построены, созданы) до перехода на упрощенную систему налогообложения, то их стоимость включается в расходы в зависимости от срока полезного использования этих основных

средств. По основным средствам и нематериальным активам со сроком полезного использования до трех лет включительно их стоимость включается в состав расходов в течение одного года применения упрощенной системы налогообложения; по основным средствам и нематериальным активам со сроком полезного использования от трех до 15 лет включительно — в течение первого года применения упрощенной системы налогообложения 50% стоимости, второго года — 30% стоимости и третьего года — 20% стоимости; по основным средствам и нематериальным активам со сроком полезного использования свыше 15 лет — в течение 10 лет применения упрощенной системы налогообложения равными долями от их стоимости. При этом в течение налогового периода расходы принимаются по отчетным периодам равными долями. Стоимость основных средств и нематериальных активов принимается равной остаточной стоимости этого имущества на момент перехода на упрощенную систему налогообложения.

Рассмотрим данное положение на следующем примере.

Организация перешла на УСН с 2009 г. На момент перехода в собственности организации находились следующие основные средства (ОС):

ОС I — срок полезного использования — 2 года, остаточная стоимость — 5000 руб.;

ОС II — срок полезного использования — 5 лет, остаточная стоимость — 12 000руб.;

ОС III — срок полезного использования — 21 год, остаточная стоимость — 16000 руб.

В первый год применения упрощенной системы организация приобрела основное средство ОС IV стоимостью 13 000 руб. и сроком полезного использования 5 лет.

Порядок списания стоимости основных средств в расходы в целях налогообложения приведен в табл. 6.1.

[2]

Налоговая база определяется как денежное выражение доходов организации (индивидуального предпринимателя) или денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов.

Налоговым периодом при упрощенной системе налогообложения признается календарный год, а отчетными периодами — первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года (по окончании которых уплачиваются авансовые платежи).

Налоговая ставка зависит от выбранного объекта налогообложения. Если объектом налогообложения являются доходы, налоговая ставка устанавливается в размере 6%. Если в качестве объекта выбраны доходы, уменьшенные на величину расходов, то налоговая ставка, согласно кодексу, составляет 15%. В то же время необходимо отметить право субъектов РФ устанавливать для налогоплательщиков дифференцированные ставки единого налога в интервале от 5 до 15%. НаТаблица 6.1

Расходы налогового периода, руб.

Расходы периода отчетного квартала, руб. в квартал

Специальные налоговые режимы и особенности их применения

Характерной особенностью налоговой системы России является наличие специальных налоговых режимов, представляющих собой особый установленный Налоговым кодексом порядок исчисления и уплаты налогов в течение определенного периода времени и применяемый в оговоренных Кодексом случаях. Указанные налоговые режимы нацелены на создание более благоприятных экономических и финансовых условий функционирования организаций, относящихся к сфере малого предпринимательства, а также индивидуальных предпринимателей, и сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Система налогообложения для малого предпринимательства должна основываться на следующих важнейших критериях:

— принцип определенности в налогообложении малого бизнеса должен быть доведен до совершенства, это означает, что законодательство обязано быть простым и понятным не только специалистам, но и любому предпринимателю, не имеющему специального образования и подготовки. Поэтому нельзя допускать, чтобы в законе по налогообложению малого бизнеса имели место отсылочные нормы не только к другим законам и подзаконным актам, но и к другим главам НК РФ;

— налогообложение малого бизнеса должно предусматривать замену для этих организаций максимально возможного числа действующих в стране налогов одним налогом;

— систему бухгалтерского учета и отчетности для малого предпринимательства нужно максимально упростить, одновременно позволяя осуществлять необходимый налоговый контроль за формированием налоговой базы и полнотой уплаты соответствующих налогов;

— система налогообложения малого бизнеса должна решать проблему укрывательства получаемых доходов и соответственно налогов, с учетом того, что именно малый бизнес действует в основном в сферах деятельности, связанных с оказанием услуг и вытекающими из этого огромными потоками налично-денежного обращения;

— система налогообложения должна побуждать организации малого бизнеса работать не только эффективно, но и открыто. Этого можно достичь лишь благодаря установлению для этих организаций щадящей налоговой нагрузки по сравнению с организациями, работающими в обычном налоговом режиме.

В соответствии с этими принципами и предусматривалось построить систему налогообложения малого бизнеса при разработке главы 26.2 и 26.3 НК РФ.

К специальным налоговым режимам относятся:

1)система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

Читайте так же:  Как продлить лицензию на оружие

2) упрощенная система налогообложения;

3) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей применяется на всей территории РФ наряду с общим режимом налогообложения. Использовать преимущества этой системы, предоставляющей налогоплательщикам наиболее выгодные условия обложения доходов как по сравнению с общим режимом налогообложения, так по сравнению с другими специальными режимами налогообложения, могут производители сельскохозяйственной продукции.

Значительный интерес данная система налогообложения вызвала у организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих переработку или потребляющих сельскохозяйственную продукцию и планирующих организовать ее производство в своих дочерних предприятиях.

Использование данного специального режима налогообложения позволяет вместо налога на прибыль (налога на доходы), налога на имущество, единого социального налога, налога на добавленную стоимость уплачивать единый сельскохозяйственный налог с разницы между доходами и расходами по налоговой ставке 6%.

Следует отметить, что налогоплательщики единого сельскохозяйственного налога освобождаются не только от обязанности по уплате ряда вышеуказанных налогов, но и от обязанности по представлению в налоговый орган налоговых деклараций и расчетов (годовых, квартальных, а иногда и ежемесячных) по этим налогам.

Упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с общей системой налогообложения, предусмотренной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к общему режиму налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно.

Организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доход от реализации, определяемый в соответствии со статьей 249 Кодекса, не превысил 45 млн. рублей (без учета налога на добавленную стоимость).

Организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, подают в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на упрощенную систему налогообложения, в налоговый орган по месту своего нахождения заявление, с указанием размера доходов за девять месяцев текущего года.

Предусмотрены два объекта налогообложения: доходы и доходы, уменьшенные на величину расходов. Выбор объекта налогообложения осуществляется самим налогоплательщиком.

В случае, если объектом налогообложения являются доходы, налоговая ставка устанавливается в размере 6 процентов.

В случае, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка устанавливается в размере 15 процентов. Законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15 процентов в зависимости от категорий налогоплательщиков.

Следует изучить методику формирования налоговой базы и порядок исчисления налога, знать их особенности в зависимости от применяемого объекта.

При определении налоговой базы доходы и расходы определяются нарастающим итогом с начала налогового периода (346.18).

Налогоплательщик, который применяет в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, уплачивает минимальный налог. Сумма минимального налога исчисляется в размере 1 процента налоговой базы, которой являются доходы. Минимальный налог уплачивается в случае, если сумма исчисленного в общем порядке налога меньше суммы исчисленного минимального налога.

Налогоплательщик имеет право в следующие налоговые периоды включить сумму разницы между суммой уплаченного минимального налога и суммой налога, исчисленной в общем порядке, в расходы при исчислении налоговой базы, в том числе увеличить сумму убытков, которые могут быть перенесены на будущее.

Налогоплательщик, использующий в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, вправе уменьшить налоговую базу на сумму убытка, полученного по итогам предыдущих налоговых периодов.

[1]

Налог исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Сумма налога по итогам налогового периода определяется налогоплательщиком самостоятельно.

Налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму авансового платежа по налогу, исходя из ставки налога и фактически полученных доходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия, девяти месяцев с учетом ранее исчисленных сумм авансовых платежей по налогу.

Сумма налога (авансовых платежей по налогу), исчисленная за налоговый (отчетный) период, уменьшается указанными налогоплательщиками на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) за этот же период времени в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма налога (авансовых платежей по налогу) не может быть уменьшена более чем на 50 процентов.

Налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму авансового платежа по налогу, исходя из ставки налога и фактически полученных доходов, уменьшенных на величину расходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия, девяти месяцев с учетом ранее исчисленных сумм авансовых платежей по налогу.

Ранее исчисленные суммы авансовых платежей по налогу засчитываются при исчислении сумм авансовых платежей по налогу за отчетный период и суммы налога за налоговый период.

Налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее срока, установленного для подачи налоговой декларации за соответствующий налоговый период.

Авансовые платежи по налогу уплачиваются не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

Налогоплательщики-организации по истечении налогового периода представляют налоговую декларацию в налоговые органы по месту своего нахождения.

Налоговая декларация по итогам налогового периода представляется налогоплательщиками-организациями не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налогоплательщики — индивидуальные предприниматели по истечении налогового периода представляют налоговую декларацию в налоговые органы по месту своего жительства не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Единый налог на вмененный доход построен на принципиально иной основе, чем абсолютное большинство других налогов, входящих в российскую налоговую систему.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход обязательна в отношении следующих видов предпринимательской деятельности: оказания бытовых услуг; ветеринарных услуг; услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств; розничной торговли; услуг общественного питания; автотранспортных услуг; распространения и размещения наружной рекламы.

Читайте так же:  Как самостоятельно продать автомобиль

Рекомендуется изучить понятия, характерные для понимания сущности и порядка исчисления налога (ст. 346.27).

Налоговой базой для исчисления суммы единого налога признается величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности. Базовая доходность корректируется на коэффициенты К1, К2.

Ставка единого налога устанавливается в размере 15 процентов величины вмененного дохода.

Уплата единого налога производится налогоплательщиком по итогам налогового периода (квартала) не позднее 25-го числа первого месяца следующего налогового периода.

Сумма единого налога, исчисленная за налоговый период, уменьшается налогоплательщиками на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплаченных за этот же период времени, а также на сумму страховых взносов в виде фиксированных платежей, уплаченных индивидуальными предпринимателями за свое страхование и на сумму выплаченных пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма единого налога не может быть уменьшена более чем на 50 процентов по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.

Налоговые декларации по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками в налоговые органы не позднее 20-го числа первого месяца следующего налогового периода.

При изучении данного вопроса необходимо руководствоваться положениями глав 26.1, 26.2, 26.3 и 26.4 НК РФ.

Общая система налогообложения и специальные налоговые режимы

Общая система налогообложения (ОСН) – традиционная система налогообложения, при которой организациями в полном объеме ведется бухгалтерский учет и уплачиваются все общие налоги.

При применении общего режима налогообложения необходимо исчислять и уплачивать основные налоги:

налог на имущество организаций;

налог на прибыль организаций (кроме индивидуальных предпринимателей);

Полный перечень налогов, плательщиками которых может являться юридическое лицо или предприниматель, установлен статьями 13, 14 и 15 Налогового кодекса РФ.

При выборе ОСН необходимо уплачивать налоги и взносы во внебюджетные фонды по следующим ставкам:

НДС — 0% (льготная ставка, которая применяется только в определенных НК случаях – в основном при экспорте товаров); 10% (льготная ставка, которая применяется при реализации особых видов товаров: некоторых медикаментов, детских товаров, продуктов питания, печатных изданий); 18% (основная ставка, которая действует в большинстве случаев);

налог на прибыль – 20% (основная ставка налога на прибыль действует с 01 января 2009 г., также установлены специальные ставки налога на прибыль – 0%, 9%, 10%, 15%);

— налоговые ставки налога на имущество организаций устанавливаются региональными законами в пределах 2,2% от среднегодовой стоимости облагаемого налогом имущества (от остаточной стоимости имущества определяемой за минусом износа), либо в определенных случаях от инвентаризационной стоимости;

— НДФЛ в 2014 г. — 13% (применяется для любых доходов, за исключением тех для которых установлены специальные ставки НДФЛ – 9%, 15%, 30%, 35%).

Страховые взносы в 2014 году в ПФ, ФСС, ФФОМС:

— страховые взносы на обязательное пенсионное страхование — 22%;

страховой взнос с фонда оплаты труда в Фонд социального страхования (ФСС) — 2,9%;

страховой взнос с фонда оплаты труда в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС) — 5,1%.

Налоговая отчетность при применении ОСН должна сдаваться в установленные сроки и заполняться в соответствии с НК РФ.

Если организация или индивидуальный предприниматель не определились с возможностью применения какого-либо из специальных налоговых режимов (за исключением ЕНВД), то «по умолчанию» должны осуществлять налогообложение своей предпринимательской деятельности в соответствии с общим режимом.

Действующая система налогообложения допускает установление специальных налоговых режимов (систем налогообложения). Установление и введение в действие специальных налоговых режимов (СНР) не относится к установлению и введению в действие новых налогов и сборов. Случаи и порядок применения СНР определяются актами законодательства о налогах и сборах.

Специальным налоговым режимом признается особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов, применяемый в случаях и в порядке, установленных НК и иными актами законодательства о налогах и сборах. СНР могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов.

К специальным налоговым режимам относятся:

— система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

— упрощенная система налогообложения;

— система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

— система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;

— патентная система налогообложения.

Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) в соответствии с действующим законодательством применяется только предприятиями-сельхозпроизводителями. Принадлежность предприятия к категории «сельскохозяйственный производитель» и возможность применять данный налоговый режим строго регламентируется Налоговым Кодексом (ст. 346.2 п.2).

Согласно ст.346.1 пп.3 применение ЕСХН освобождает сельскохозяйственное предприятие от уплаты налога на прибыль, налога на имущество, НДС (за исключением случаев предусмотренных законодательством, в том числе при ввозе товаров на территорию РФ), а индивидуальных предпринимателей — от уплаты налога на доходы физических лиц.

Сельхозпроизводители применяют пониженную налоговую ставку 6% с разницы между полученными доходами и произведенными расходами, а также пониженные страховые взносы с начислений сотрудникам (27,1% в 2013-2014 году).

Кроме того, применение ЕСХН не ограничено величиной дохода в абсолютных величинах в отличие от другого спецрежима — упрощенной системы налогообложения, где величина дохода за налоговый период не должна превышать 60 млн. рублей.

С другой стороны, применение ЕСХН накладывает на сельхозпроизводителей ограничения по деятельности, которые обусловлены требованиями действующего законодательства, а также сложившейся конъюнктурой на рынке сельхозпродукции.

Упрощенная система налогообложения (УСН) – это один из налоговых режимов, который подразумевает особый порядок уплаты налогов и ориентирован на представителей малого и среднего бизнеса.

Для применения УСН необходимо выполнение определенных условий:

— количество сотрудников меньше 100 человек;

— доход меньше 60 млн. рублей;

— остаточная стоимость меньше 100 млн. рублей.

Отдельные условия для организаций:

— доля участия в ней других организаций не может превышать 25%;

— запрет применения УСН для организаций, у которых есть филиалы, и (или) представительства;

— организация имеет право перейти на УСН, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает уведомление о переходе, ее доходы не превысили 45 млн. рублей (ст. 346.12 НК РФ).

Читайте так же:  Прокуратура требует привлечь к дисциплинарной ответственности

Для упрощённой системы налогообложения налоговые ставки зависят от выбранного предпринимателем или организацией объекта налогообложения.

При объекте налогообложения «доходы» ставка составляет 6%. Налог уплачивается с суммы доходов. Какое-либо снижение этой ставки не предусматривается. При расчёте платежа за 1 квартал берутся доходы за квартал, за полугодие — доходы за полугодие и т. д.

Если объектом налогообложения являются «доходы минус расходы», ставка составляет 15%. В этом случае для расчёта налога берётся доход, уменьшенный на величину расхода. При этом региональными законами могут устанавливаться дифференцированные ставки налога по УСН в пределах от 5 до 15 %. Пониженная ставка может распространяться на всех налогоплательщиков, либо устанавливаться для определённых категорий.

При исчислении и уплате ЕНВД размер реально полученного дохода значения не имеет, налогоплательщики руководствуются размером вмененного им дохода, который установлен Налоговым кодексом РФ.

ЕНВД применяется в отношении отдельных видов предпринимательской деятельности (п.2 ст.346.26 НК РФ):

— бытовые, ветеринарные услуги;

— услуги по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автомототранспортных средств;

— распространение и (или) размещение рекламы;

— услуги по передаче во временное пользование торговых мест, земельных участков;

— услуги по временному размещению и проживанию;

— услуги по перевозке пассажиров и грузов автотранспортом;

Уплата ЕНВД освобождает налогоплательщиков от ряда налогов и дает возможность совмещать с другими налоговыми системами одновременно.

Налогоплательщики ЕНВД имеют право уменьшить сумму налога, исчисленную за налоговый период, на суммы платежей (взносов) и пособий, которые были уплачены в пользу работников, занятых в тех сферах деятельности налогоплательщика, по которым уплачивается единый налог.

Патентная система налогообложения устанавливается Налоговым кодексом, вводится в действие законами субъектов Российской Федерации и применяется на территориях указанных субъектов Российской Федерации.

Налогоплательщиками признаются индивидуальные предприниматели, перешедшие на патентную систему налогообложения

Переход на патентную систему налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения индивидуальными предпринимателями осуществляется добровольно.

Применение патентной системы налогообложения предусматривает освобождение от обязанности по уплате (п. 10, п.11 ст.346.43 НК РФ):

налог на доходы физических лиц (вчасти доходов, полученных при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения);

— налог на имущество физических лиц (в части имущества, используемого при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения);

НДС (за исключением НДС, подлежащего уплате: при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых не применяется патентная система налогообложения; при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией; при осуществлении операций, облагаемых в соответствии со статьей 174.1 НК РФ).

Список использованной литературы

1. Конституция Российской Федерации. Принята на всенародном голосовании 12.12.1993 г. (с поправками от 30.12.2008 г.).

2. Налоговый кодекс Российской Федерации.

3. Постановление Правительства РФ от 30.09.2004 № 506 (ред. от 28.12.2011 г.) «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе».

4. Постановление от 12 августа 2010 г. N 621 «О создании на территории самарской области особой экономической зоны промышленно-производственного типа».

5. Федеральный закон от 15.08.00 № 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» (ред. от 31.12.02 г.).

6. Абрамов М.Д. Налоговая система и модернизация России // Россия и современный мир. — 2010. — N 4. — с.79-91.

7. Леонова Е.Д. Формирование налоговой культуры как стратегическое направление модернизации налоговой системы в России / Е.Д.Леонова, И.А.Митрофанова // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. — 2010. — N 10. — с.65-69.

8. Новрузов А.Т. Краткая история становления имущественного налогообложения в Российской Федерации и некоторые направления его развития на современном этапе // Государство и право. — 2008. — N 9. — с.105-109.

9. Орлова Е. Налог на имущество организаций в 2014 году // Налог. вестник. — 2014. — N 1. — с.29-40.

10. Сидорова Н. Экономические последствия налоговой политики // Экономист. — 2008. — N 1. — с.70-79.

11. Старицына К.А. Налоговый учет в бюджетных учреждениях // Бух. учет. — 2010. — N 8. — с.83-85.

12. Харисов И.Ф. Налоговая политика России в кризисный период // Финансовое право. — 2009. — N 9. — с.26-29.

13. Ходов Л.Г. Государственное регулирование
национальной экономики: учебник / Л.Г. Ходов. — М.: Экономистъ, 2009. — 620 с.

14. Научный журнал «Молодой ученый», статья «Федеральные налоги как основа налоговой системы экономически развитых стран мира», опубликовано в журнале № 7 (54), июль 2013 г.

15. Закон Самарской области от 6 марта 2014 года №22-ГД «О реструктуризации задолженности муниципальных учреждений, учредителями которых являются органы местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) Самарской области, по обязательным платежам в областной бюджет».

16. Информационно-правовой портал «Правительство России», [Электронный ресурс] http://government.ru/

17. Информационно-правовой портал «Федеральная налоговая служба», [Электронный ресурс] http://www.nalog.ru/

18. Некоммерческая интернет-версия системы «Консультант Плюс», [Электронный ресурс] http://www.consultant.ru/

19. Электронный журнал «Главбух», [Электронный ресурс] http://www.glavbukh.ru

20. Информационно-правовой портал «Гарант», [Электронный ресурс] http://www.garant.ru/

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 9734 —

| 7637 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Источники


  1. Радько, Т. Н. Теория государства и права / Т.Н. Радько. — М.: Академический проект, 2005. — 720 c.

  2. Правовые и социально-психологические аспекты управления. — М.: Знание, 2005. — 320 c.

  3. Дельбрюк, Б. Введение в изучение языка. Из истории и методологии сравнительного языкознания: моногр. / Б. Дельбрюк. — М.: Едиториал УРСС, 2010. — 152 c.
  4. Домашняя юридическая энциклопедия. Семья / ред. И.М. Кузнецова. — М.: Олимп, 2016. — 608 c.
  5. Грот, Н.Я. О нравственной ответственности и юридической вменяемости / Н.Я. Грот. — Москва: ИЛ, 2017. — 144 c.
Как использовать специальный налоговый режим
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here