Как подготовиться к написанию итогового сочинения

Экспертное мнение на тему: "Как подготовиться к написанию итогового сочинения" от профессионалов своего дела. Здесь собрана полная информация по теме. Если возникнут вопросы, то задавайте их дежурному юристу.

Как писать итоговое сочинение для допуска к ЕГЭ?

Как написать итоговое сочинение?

Что такое итоговое сочинение и как его писать?

Каждый год нам дают 5 направлений сочинений. Сами темы остаются неизвестны до самого конца и раскрываются за 15 минут до начала написания сочинения. У каждого региона будут свои темы.

Темы сочинений связаны с направлением. Например, в направлении разум и чувства, может быть такая тема: «Какие чувства могут быть неподвластны разуму?»

Желательный объем сочинения – 350 слов. Если в сочинении меньше 250 слов, то такое сочинения оценивается в 0 баллов.

За итоговое сочинение не ставят оценку, за него можно получить либо зачет, либо не зачет. Получая зачет, вы допускаетесь к экзаменам ЕГЭ. Получая не зачет, вам придется пересдавать итоговое сочинение уже после нового года.

Итоговое сочинение оценивается по 5 критериям:

1. Соответствие теме. Писать сочинение нужно обязательно по конкретно заданной теме.

2. Аргументы из литературы. Не рекомендуется приводить аргументы из других источников, так как есть все шансы получить 0 баллов.

Если первые два критерия выполнены, то ученик уже получает зачет.

3. Композиция и логика рассуждения. Хорошо, если ваше сочинение логично выстроено и абзацы плавно переходят от одного к другому.

4. Качество письменной речи. Отлично, если ваша речь изобилует метафорами, эпитетами. Отсутствуют повторы и слова паразиты.

5. Грамотность. Орфографические и пунктуационные ошибки. Нельзя допускать более 5 ошибок на 100 слов. Таким образом, если в вашем сочинении слишком много грамматических и пунктуационных ошибок, то такое сочинение также получает не зачет.

На написание сочинения отводится 3 часа 55 минут, то есть почти 4 часа. На сочинении можно пользоваться орфографическим словарем.

Структура итогового сочинения

Итоговое сочинение у нас состоит из трех частей:

  1. Тезис
  2. Аргумент или доказательство
  3. Вывод

Тезис это ответ на вопрос заявленный в теме нашего сочинения. Чаще всего тема сочинения представлена в виде вопроса, так вот ответ на этот вопрос и есть тезис. Если же тема представлена в виде цитаты или утверждения, то вы расписываете то, как вы понимаете смысл этой фразы или утверждения.

Например, тема сочинения: «Какие чувства могут быть неподвластны разуму?»

Тезис — У каждого человека есть чувства. Кто-то более чувствителен к жизни и событиям, происходящим в ней, кто-то более безразличен и спокоен, смотрит на всё более адекватно и рассудительно. Но каким бы не был человек, есть такие чувства, которые неподвластны нашему разуму. Чувства, которые нельзя умерить или сдержать. Таким чувством является любовь, происходящая между двумя людьми. Любовь невозможно как-либо погасить, сопротивляться ей, если она затаилась в сердце человека, то она задержится там надолго. Только время может как-либо расставить всё по местам и погасить это чувство, или же убрать из жизни насовсем. Тут уже человек делает выбор: поддаться любви, уйти в нее с головой или же обдумать это чувство, включить голову и следовать, в первую очередь, разуму, а не зову своего сердца. В таком случае всегда трудно предположить, что возьмёт верх: рассудок или сердце.

Объем тезиса или первого абзаца займет примерно 50-60 слов. Помним что тезис это собственное мнение, поэтому в нем допускаются такие конструкции как: по моему мнению, я считаю, я убежден.

Аргументы или доказательства

Аргументов можно привести сколько угодно, но один аргумент будет сложно растянуть на 200 слов сочинения, поэтому их должно быть хотя бы несколько. Второй абзац у нас является основным, и именно он составляет основную часть сочинения.

Как перейти от тезиса к аргументам?

— Обратимся за подтверждением нашей мысли к примерам из художественной литературы. Во-первых, вспомним роман Льва Николаевича Толстого «Война и Мир».

— В художественной литературе эта тема затрагивается очень часто. Так, например, в романе Льва Николаевича Толстого «Война и Мир»…

При этом между аргументами можно использовать переход:

— Во вторых рассказ А. И. Куприна «Гранатовый Браслет»

— Также в произведении «Гранатовый Браслет» А.И. Куприна мы можем наблюдать, как чувства затмевают разум, и человек не осознает, что он совершает со своей жизнью…

Аргументы это не пересказ, пересказывать текст ненужно. Нам нужно расписать какой эпизод отвечает заявленной теме. Мы подтверждаем, аргументируем, что мы правы. Любовь и правда затмевает разум, как это произошло с Наташей Ростовой, которая поддалась на соблазнения Анатолия Курагина и фактически изменила своему возлюбленному Андрею Болконскому. Страсть вспыхнувшая в сердце Наташи Ростовой в конечном итоге погубила ее.

Таким образом, мы приводим несколько аргументов из разных литературных произведений.

Вывод должен быть синонимичен тезису. Мы показали нашу мысль, привели аргументы из литературы и теперь нам нужно подвести итог.

Как можно начать писать вывод:

  • Таким образом, наше рассуждение позволяет сформулировать следующий вывод:
  • Итак,
  • Следовательно,
  • Рассуждая на данную тему, я пришла к выводу

Например: Рассуждая на данную тему, я пришла к выводу, что чувства неподвластны разуму. Порой это влечет за собой негативные последствия. Нежданное чувство может изменить жизнь человека и даже разрушить ее. Но, тем не менее, я считаю, что они очень важны для каждого из нас. Именно чувство согревает сердце человека теплом. Оно наполняет нашу жизнь смыслом. А если человек ничего не чувствует, в его душе поселяется пустота, которая пожирает его изнутри.

Методика подготовки к итоговому сочинению

Из методических рекомендации для экспертов, участвующих в проверке итогового сочинения.

Сочинение уже более 200 лет является универсальной комплексной формой проверки уровня обученности учащихся. Она хорошо знакома не только учителям-словесникам, но и другим педагогам, поскольку умение писать сочинение формируется в процессе изучения разных предметов (в первую очередь, дисциплин гуманитарного цикла).

Написание сочинения как вид учебной деятельности является результатом систематической планомерной работы, осуществляемой на протяжении всех лет обучения в школе. Учителя, преподающие разные предметы, должны содействовать систематизации и проблематизации знаний обучающихся, дальнейшему повышению их речевой культуры, развитию языкового чутья.

До введения единого государственного экзамена в штатный режим обучающиеся писали сочинения либо на литературно-критические темы, в которых предполагался литературоведческий анализ различных аспектов художественного произведения, либо на так называемые «свободные» темы, требующие высказывания публицистического характера (в этом случае опора на литературный материал не была строго обязательной). Новый формат сочинения соединил в себе оба подхода: теперь от выпускников требуется письменное высказывание на публицистическую тему с привлечением литературного материала и опорой на текст хотя бы одного литературного произведения.

Читайте так же:  Как проводится допрос обвиняемых в уголовных процессах

Чтобы подготовить обучающегося к сочинению, особое внимание следует уделить формированию умения создавать связный текст на заданную тему. Как показывает практика, наиболее эффективно в этой связи сочетание двух направлений работы. С одной стороны, необходимо анализировать готовые художественно-публицистические тексты с разных точек зрения: осмысление целевой установки высказывания, его назначения и предполагаемых результатов воздействия на человека; выявление смысла и способов создания речевых высказываний, прослеживание пути от мысли к ее словесному воплощению; определение коммуникативной задачи текста (вычленение главной информации, определение темы и микротем текста), его логического и композиционного замысла, анализ отбора лексики и сочетаемости слов, риторических приемов и др.

С другой стороны, следует регулярно практиковать выполнение обучающимися письменных заданий различного объема на основе литературного произведения (или его фрагмента).

Работа над итоговым сочинением начинается с выбора темы. Чтобы не ошибиться в этом и не менять тему в середине экзаменационного времени, выпускнику нужно научиться обдумывать все пять предложенных ему тем и выбирать ту, которая наиболее ему созвучна. Обдумывание темы требует понимания значения каждого слова в формулировке темы. Важно уяснить, в чем суть вопроса, который заключен в формулировке темы, какой краткий ответ на него можно дать изначально, чтобы затем в сочинении развернуто обосновать этот ответ.

Выпускник должен помнить, что нельзя отклоняться от темы, неоправданно расширяя ее до рамок тематического направления или уходя в высказывании от проблемы, заданной формулировкой темы сочинения. Несоответствие теме влечет за собой выставление за сочинение «незачета» по критерию №1 и, соответственно, за всю работу, даже если она написана грамотно, логично и с привлечением некоего литературного материала.

Следующий этап работы над сочинением требует определения проблемы будущего высказывания, то есть формулирования главного вопроса, ответом на который станет текст сочинения. Обращаясь к опыту обучения сочинению в российской школе, следует ориентировать выпускников на то, что главной мыслью сочинения может стать формулировка заголовка основной части работы. В школе XX века, когда школьников учили составлять план будущего сочинения, они умели озаглавливать его основную часть. Это умение важно развивать и у сегодняшних обучающихся.

Ниже приведенный возможные формулировки главных мыслей сочинений на примере некоторых тем 2015/16 учебного года.

Тема сочинения Вариант формулировки главной мысли
«Время»:

Какого человека можно назвать героем своего времени?

Герой времени – это человек, жизнь которого может стать примером для других. «Дом»:

Что дом может рассказать о своём хозяине?

Дом – это зеркало внутреннего мира его хозяина. «Любовь»:

Какие качества раскрывает в человеке любовь?

Любовь раскрывает лучшие душевные качества человека: благородство, самоотверженность, силу духа. «Путь»:

Каким может быть путь к познанию самого себя?

Познать самого себя – значит, понять свою нравственную сущность. «Год литературы»:

Что добавляет читательский опыт жизненному опыту?

Читательский опыт дает возможность овладеть ценнейшим опытом человечества, заключенным в книгах
Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Чтобы задать нужный ракурс в раскрытии темы сочинения, нужно выявить в ней ключевое слово (слова), которые позволяют сузить тему от тематического направления до заданного в теме аспекта рассуждения. Так, в теме 2015 года «Какие вопросы волнуют человека в любую эпоху?» ключевым будет не слово «вопросы» и не слово «волнуют», а словосочетание «в любую эпоху» (нужно размышлять не о сиюминутных проблемах, а о вопросах вечных, которые остаются важными для человека независимо от того, в какую историческую эпоху он живет). Вечными принято называть вопросы, которые на протяжении долгих лет не теряют своей актуальности. Они, как правило, не имеют единственно правильных и исчерпывающих ответов, потому и называются вечными. В трудах философов такими могут быть вопросы о первичности материи или сознания, о том, что есть человек, истина, душа, мир. Также это могут быть проблемы взаимоотношений людей (любви, дружбы, взаимопонимания), связей личности и общества, единства мира и человека, свободы личности и др.

Для уяснения смысла терминов и понятий в формулировках тем (судьба, память, принцип, личность, опыт, нравственные ценности, трагедия, счастье, ответственность, честь, выбор, самолюбие, благородство, познание, ориентир, актуальность, классика и др.) в процессе подготовки к сочинению следует обращаться к философскому или психологическому словарям.

Четкая формулировка главной мысли сочинения поможет в выборе литературного материала, на котором она может быть доказана. Обширный литературный контекст, привлеченный поверхностно, на уровне перечисления авторов и названий произведений, совершенно не нужен и может увести от темы. Значительно уместнее применить аспектный анализ созвучных теме проблем в одном литературном произведении.

Чтобы избежать ошибок в привлечении литературного материала, обучающийся должен научиться использовать его рационально: не увлекаться пересказом содержания книги, забывая при этом об аргументации своих мыслей и комментировании литературных примеров. Следует помнить о том, что приведенные примеры должны соответствовать выдвинутым тезисам и аргументам; не перегружать работу литературным материалом, который только упомянут, но не проанализирован. Необходимо размышлять над прочитанными книгами в ракурсе темы, обращаясь к характеристике героев и сюжетов, проблематике произведения, его конфликту и т. д.

Важно ориентировать школьников на формат итогового сочинения и на уроках литературы, в процессе изучения художественных текстов, то есть акцентировать внимание на философских и нравственно-психологических вопросах произведений школьного курса и самостоятельно прочитанных книг.

На следующем этапе работы (после выбора и обдумывания темы, определения ключевых слов и главной мысли сочинения, подбора примерного литературного материала) следует приступить к созданию и выстраиванию текста высказывания. Нельзя начинать писать текст, не обдумав его структуру. Для этого в черновике должен быть создан примерный план будущего высказывания или отдельные смысловые фрагменты, которые потом следует выстроить в соответствии со своим замыслом. Отсутствие умения редактировать собственный текст, продумывая его композиционно, ведет к погрешностям в структуре и композиции сочинения. Необходимо наметить структуру работы, определить ее смысловые части и продумать их содержание, то есть решить, какие проблемы, вытекающие из темы сочинения, нужно сформулировать во вступлении, какая главная мысль будет доказана в основной части и как в ней будут рассмотрены проблемы, поставленные во вступлении, какой ответ на вопрос темы будет дан в заключении и как оно будет перекликаться со вступлением и основной частью работы.

Читайте так же:  Какие есть льготы для сирот после 23 лет

Содержание каждого абзаца основной части должно включать в себя тезис (мысль, требующую доказательств), аргументы (доказательства), необходимые примеры (с использованием литературного материала), промежуточные выводы. В заключение следует дать краткий и точный ответ на вопрос темы, подвести сжатый итог всего рассуждения или использовать уместную цитату, содержащую в себе суть главной мысли сочинения.

Перед написанием заключения полезно перечитать вступление, вспомнить, какие проблемы в нем поставлены, и сделать так, чтобы заключение обязательно перекликалось с ним. Работы, в которых соблюдена эта связь, отличаются логико-композиционной завершенностью, а отсутствие связи между вступлением и заключением является одной из самых распространенных содержательно-композиционных ошибок.

После того как черновик сочинения, в основном, написан, следует его отредактировать:
• обратить внимание на уместность логических переходов между смысловыми частями выказывания;
• обнаружить содержательные, смысловые повторы и откорректировать эти части сочинения;
• исключить все сомнительные случаи, которые могут привести к фактическим ошибкам;
• заметить и устранить все речевые ошибки и недочеты;
• проверить по орфографическому словарю слова с возможными орфографическими ошибками;
• выявить синтаксические особенности текста для предупреждения пунктуационных ошибок.

Следует помнить о важности самоанализа, обеспечении обратной связи: необходимо уделять внимание анализу формы и содержания созданного текста, учить видеть сильные и слабые стороны собственной работы и редактировать текст.

Обучение написанию итогового сочинения должно начинаться уже в основной школе и целенаправленно продолжаться в 10 классе. Для этого следует применять в процессе обучения следующие типы обучающих заданий:
• определение ракурса выбранной темы, выявление ключевых слов в ее формулировке и подбор аргументов для обоснования своей позиции;
• формулировка главной мысли сочинения в соответствии с заданной темой;
• подбор литературного материала, которым можно усилить свои аргументы при раскрытии темы;
• сопоставление двух вступлений к сочинениям на общую тему и анализ того, в каком из вступлений удачнее сформулированы основные проблемы, которые будут раскрываться в основной части;
• проверка соответствия вступления и заключения специфике сочинения и аргументация своей позиции;
• установление соответствия литературных примеров выдвинутым тезисам и аргументам;
• формулирование логических переходов между смысловыми частями сочинения;
• выявление и обоснование фактических ошибок, допущенных в сочинении;
• редактирование фрагментов сочинения, содержащих речевые ошибки и недочеты;
• выявление и исправление орфографических и пунктуационных ошибок.

Для повышения квалификации учителей необходимо актуализировать следующие аспекты методической работы:
• анализ формулировок тем сочинения, выявление ключевых слов темы и способов продуктивного сужения темы;
• осмысление возможной проблематики сочинения, тренировка в формулировании его главной мысли;
• отбор материала, необходимого и достаточного для раскрытия темы сочинения; включение в сочинение литературного материала, рассмотрение проблемы с опорой на выбранный материал;
• формулировка тезисов сочинения, умение строить доказательные рассуждения (тезис – доказательства – примеры – выводы);
• продумывание композиции сочинения, работа над вступительной и заключительной частью сочинения, способы аргументации, логические связи между частями сочинения, логика фразы;
• речевое оформление текста;
• оптимальные формы работы с черновиком.

При подготовке к сочинению эффективны следующие приемы работы:
• создание устных сочинений на разные темы;
• написание отдельных частей сочинения;
• многоаспектный анализ готовых ученических сочинений;
• развитие навыка рецензирования собственной и чужой работы;
• редактирование текста.

Выпускники должны быть знакомы с критериями оценивания данного типа работы и инструкцией для участника итогового сочинения.

Как подготовиться к написанию итогового сочинения?

ДЛЯ ПЕРЕХОДА К ИТОГОВОМУ СОЧИНЕНИЮ 2019/20 НАЖМИТЕ ЭТУ ССЫЛКУ

5 декабря 2018 года будет проведено итоговое сочинение для выпускников 11-х классов. Данное сочинение будет оцениваться по системе зачёт/незачёт. Для допуска к ЕГЭ нужно получить зачёт. При получении незачёта будет ещё две попытки в первые среды февраля и мая (6 февраля и 8 мая).

Темы итогового сочинения будут в рамках пяти направлений. Участнику необходимо будет выбрать одну тему из любого из пяти направлений :

1. «ОТЦЫ И ДЕТИ» .
Данное направление обращено к вечной проблеме человеческого бытия, связанной с неизбежностью смены поколений, гармоничными и дисгармоничными взаимоотношениями «отцов» и «детей».

Эта тема затронута во многих произведениях литературы, где рассматриваются различные типы взаимодействия между представителями разных поколений (от конфликтного противостояния до взаимопонимания и преемственности) и выявляются причины противоборства между ними, а также пути их духовного сближения.
2. «МЕЧТА И РЕАЛЬНОСТЬ» .
Понятия «мечта» и «реальность» во многом противопоставлены и одновременно тесно связаны, они нацеливают на осмысление различных представлений о мире и смысле жизни, на раздумье о том, как реальность порождает мечту и как мечта человека поднимает его над обыденностью.

[3]

В литературе немало героев, по-разному относящихся к мечте: одни воодушевлены благородными устремлениями и готовы их воплотить в жизнь, другие оказались в плену прекраснодушных мечтаний, третьи лишены высокой мечты и подчинены низменным целям.
3. «МЕСТЬ И ВЕЛИКОДУШИЕ» .
В рамках данного направления можно рассуждать о диаметрально противоположных проявлениях человеческой натуры, связанных с представлениями о добре и зле, милосердии и жестокости, миролюбии и агрессии.

Понятия «месть» и «великодушие» часто оказываются в центре внимания писателей, которые исследуют реакции человека на жизненные вызовы, на поступки других людей, анализируют поведение героев в ситуации нравственного выбора как в личностном, так и в социально-историческом плане.
4. «ИСКУССТВО И РЕМЕСЛО» .
Темы данного направления актуализируют представления выпускников о предназначении произведений искусства и мере таланта их создателей, дают возможность поразмышлять о миссии художника и его роли в обществе, о том, где заканчивается ремесло и начинается искусство.

Литература постоянно обращается к осмыслению феномена творчества, изображению созидательного труда, помогает раскрыть внутренний мир персонажа через его отношение к искусству и ремеслу.
5. «ДОБРОТА И ЖЕСТОКОСТЬ».
Данное направление нацеливает выпускников на раздумье о нравственных основах отношения к человеку и всему живому, позволяет размышлять, с одной стороны, о гуманистическом стремлении ценить и беречь жизнь, с другой – об антигуманном желании причинять страдание и боль другим и даже самому себе.

Понятия «доброта» и «жестокость» принадлежат к «вечным» категориям, во многих произведениях литературы показаны персонажи, тяготеющие к одному из этих полюсов или проходящие путь нравственного перерождения

При подготовке к сочинению полезно знать следующее:
● Результатом итогового сочинения является «зачёт» или «незачёт». К сдаче ЕГЭ допускаются только выпускники, получившие «зачёт».
Рекомендуемый объём сочинения – 350 слов. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе служебные), то ставится незачёт. Максимальное количество слов не устанавливается.
● Время написания сочинения – 3 часа 55 минут.
● Выпускнику разрешается пользоваться орфографическим словарём, который выдадут в аудитории.
● Для каждого из 11-и часовых поясов будут разные темы.
● Итоговое сочинение может учитываться при приёме абитуриентов. В этом случае вузы сами оценят сочинение в баллах. Максимально можно получить 10 баллов, которые прибавятся к баллам ЕГЭ.
● Темы сочинений объявят выпускникам в день написания сочинения в 9.45 (за 15 минут до начала работы). В это же время темы будут опубликованы на открытых информационных ресурсах (ege.edu.ru, fipi.ru).
● Работа выполняется чёрной гелевой, капиллярной или перьевой ручкой.
● Сочинение должно быть проверено в течение семи календарных дней.

Читайте так же:  Накопительная пенсия в частной управляющей компании

Итоговое сочинение оценивается зачётом, если:
● Получен «зачёт» по Критерию №1.
● Получен «зачёт» по Критерию №2.
● Получен «зачёт» по одному из Критериев №3-5.
● В сочинении не менее 250 слов.
● Сочинение не списано.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Некоторые вузы дополнительно дают до 10 баллов за данное сочинение. В таком случае критерии будут следующими:

Как писать итоговое сочинение 2020?

12 советов, чтобы написать итоговое сочинение по литературе в 11 классе

  1. Выберите тему. Прочитайте все предложенные темы сочинений и выберите ту из них, в которой вы лучше ориентируетесь. Важно!Сочинение по литературе в 11 классе всегда содержит элемент рассуждения.
  2. Сформулируйте вопросы, на которые можно дать ответы в ходе рассуждения.
  3. Сформулируйте аргументы, подтверждения и доказательства свой точки зрения. Совет!Свою точку зрения необходимо выражать лояльно, избегая резких фраз и выражений.
  4. На черновике составьте план сочинения, в котором должно быть минимум 3 пункта: введение, основная часть, заключение.
  5. Определите стиль изложения своей авторской позиции.
  6. Пишем вступление, выделяя в нем проблемы и вопросы.
  7. Формулируйте один или несколько тезисов в начале работы. Каждый тезис подкрепляйте или опровергайте аргументами. В качестве аргументов так же можно использовать цитаты. Важно, чтобы они были правильно оформлены в тексте и состояли не более чем из 2-3 предложений.
  8. Используйте связки, наличие которых обязательно при написании текста на ЕГЭ.
  9. Иногда лучше начать с основного текста, а не с вступления, чтобы в ходе рассуждения более четко сформулировать проблемы, вопросы и ответы на них.
  10. Вступление и заключении должны быть логически связаны. Для этого нужно определить связи вступления и заключения.
  11. Прочитайте написанное. Сочинение следует проверять не менее 3 раз! Оставите 30 минут и проведите три этапа проверки:
    • стиля.
    • орфографии.
    • пунктуации.
  12. Списывать отрывки из чужого текста нельзя, т.к. это плагиат. Следовательно за экзамен получишь ноль баллов.
  • Методические рекомендации от ФИПИ 2018: материалы для проведения итогового сочинения.
  • Дополнительные сроки, чтобы переписать работу можно будет 6 февраля и 8 мая.
  • Школьник может принести с собой на сочинение — ручку, паспорт, бумагу для черновиков, при необходимости — лекарства и питание.
  • Гаджеты, шпаргалки, собственные словари — запрещены. Если их заметят, то удалят.
  • Ребята с ограниченными возможностями здоровья могут выбрать вместо сочинения изложение. Пользоваться на экзамене специальными техническими средствами.

Подготовка к итоговому сочинению 2019-2020

С чего начать подготовку к итоговому сочинению? Что нужно знать при подготовке к итоговому сочинению (изложению) в 11 классе: темы, направления, аргументы, тезисы клише, как писать сочинение, критерии оценивания, цитаты.

[1]

Знать даты проведения итогового сочинения:

  • 4 декабря 2019 — основной срок,
  • 5 февраля и 6 мая 2020 — дополнительный срок.
  • Изучить дополнительные материалы итогового сочинения:

    5 критериев оценивания итогового сочинения от ФИПИ

    Аргументы для итогового сочинения 2019-2020: Добро и зло, Он и она,

    Методические рекомендации от ФИПИ: методические материалы по проведению итогового сочинения (изложения) — 2018-2019 учебный год.

    Как научиться писать итоговое сочинение за неделю?

    Остались считанные дни до встречи с финальным боссом, а вы все еще не прокачены? Значит, пора переходить к кардинальным мерам, которые точно помогут подготовиться хотя бы на допуск, а при должном старании и на хороший балл. Многомудрый Литрекон учел все ваши вопросы и сделал максимально подробное руководство для освоения итогового сочинения. Помните, что оптимальный объем работы – 350 слов, а если у вас нет и 250, то текст не проверят. Также необходимо помнить, что нужно написать 4 абзаца, два из которых (2 и 3) будут посвящены аргументации вашей позиции. Примеры можно брать только из литературы. Поскольку наиболее распространенной ошибкой является тавтология, вам полезно будет прочитать все варианты синонимов и определений понятий из пяти направлений.

    Вступление

    Разберем каждое предложение из этого абзаца детально и посмотрим, что от нас требуется. Допустим, наша тема: Почему люди предают свою мечту? Поехали!

    Щепотка слов, и вступление готово! В рамках этого пункта мы перечислим основные вводные слова, конструкции, а также клише и шаблоны, которые лучше запомнить, чтобы применять на автомате.

    • Для обобщенных высказываний и рассуждений: Конечно; Вероятно; Разумеется; Допустим; В конце концов; Предположим; Без сомнения; Как правило; К сожалению; К счастью; Помните, что все они выделяются запятыми!
    • Для выражения своей позиции (тезиса): Я считаю; Я думаю; На мой взгляд; Я полагаю; По моему мнению; Я уверен; Я убежден; По моему убеждению;
    • Чтобы доказать свое утверждение, приведу примеры из литературы; Дабы точнее раскрыть смысл высказывания, приведу литературные аргументы; Чтобы в этом удостовериться, достаточно вспомнить характерные примеры из произведений русских авторов; Чтобы аргументировать свою позицию, перечислю примеры из книг, которые ее подтверждают; Для того чтобы доказать правильной моего толкования данной фразы, приведу примеры из литературы. Вариантов заключительной фразы много, запомните три на каждый случай: для выражения согласия с автором цитаты, для трактовки смысла высказывания, для аргументации своей позиции по данному вопросу.

    Необходимо привести два примера из литературы, которые должны доказывать справедливость вашего тезиса. Это должны быть книги, где раскрывается именно то, что вы написали во вступлении. Если вы отвечаете на вопрос, почему люди предают мечты, вам не надо приводить аргументы типа: «Ассоль всю жизнь мечтала и дождалась у моря погоды». Это никак не связано с тезисом, поэтому далеко не любая ситуация из романа или повести подойдет для конкретной темы.

    По большому счету, есть три типа аргументов:

    Читайте так же:  Как выглядит форма претензии на возврат денег

    Структура аргумента заслуживает отдельного внимания:

    • Вводная часть: Характерные примеры можно найти в повести Уткина «Рождественское блюдо»;
    • Основная часть: пересказ тех обстоятельств из книги, которые имеют значение для раскрытия главной темы и ответа на поставленный вопрос;
    • Микровывод: рассуждение, в ходе которого вы поясняете, как данный пример аргументирует вашу мысль. Нужно написать о том, что следует из данного фрагмента текста, какой итог можно подвести. Важно, чтобы этот вывод совпадал с тем, что вы уже обозначили в тезисе. Пример: Ионыч оказался от своих грёз, потому что не выдержал давления окружающей среды и сдался под напором неблагоприятных обстоятельств.

    Тут тоже есть свои заветные словечки и клише. То, что Многомудрый Литрекон перечислил во вступлении, годится и для аргументов, но есть и то, чего он еще не упомянул.

    • Вспомним произведение Иванова «Петров и Сидоров», где поднимается тема пыли и экскрементов; Предательство мечты было подробно описано в рассказе Кузнецова «Кот»; Проанализируем книгу Долговязова «Скрипучий пол»; Это вступление к аргументам.
    • Таким образом; Так; Итак; Значит; Очевидно; Потому что; Ведь; В связи с тем, что; Ввиду того, что; Можно прийти к выводу, что; Как мы видим. Это для микровывода.

    Заключение

    Здесь нужно подвести итог всему вышесказанному, обобщить микровыводы. На практике нужно переписать другими словами тезис и подкрепить его сделанными в ходе анализа примеров наблюдениями. Все строчки четыре, чтобы смотрелось солидно на фоне больших аргументов. Главное – не отвлекаться от темы и не впадать в тон Бога, обучая проверяющих хорошим манерам.

    Пример: Таким образом, люди предают мечту из-за своей слабости. У них недостаточно моральных и физических сил для следования за идеалом, поэтому они предпочитают труду и терпению легкий способ от них отделаться – отказ от задуманного. Необходимо понимать, что чем выше грёза, тем сложнее до нее дотянуться, но немногие из нас отдают себе в этом отчет, немногие из нас готовы к этому, а потому несостоявшиеся мечтатели сдаются и примиряются с данностью.

    Как мы видим, в основе заключения лежат обобщения и абстрактные рассуждения о предмете разговора, но все они, так или иначе, отвечают на поставленный вопрос. Это главное условие правильности данного фрагмента текста: он должен быть в тему!

    Не так страшен черт, как его малюют, так что Многомудрый Литрекон желает вам благоволения фортуны и твердой решимости сдать экзамен. Как видите, все не так уж и трудно.

    Как подготовиться к итоговому сочинению, когда времени уже не осталось (почти)

    Как подготовиться к итоговому сочинению, когда времени уже не осталось (почти)

    До итогового сочинения остаётся всего ничего, но даже считаные дни (или часы) до момента Х можно провести с максимальной пользой. Наш блогер Study smart рассказывает, на чём сосредоточиться в финале подготовки. Как и перед любым экзаменом, не стоит забывать про отдых и хороший сон.

    Для начала рекомендую прочитать мой первый пост про то, как написать итоговое сочинение легко и непринуждённо. Во-вторых, можно прочитать ещё один мой пост о том, какие книги можно приводить в примеры на итоговом сочинении (сначала их нужно прочитать, конечно). Вуаля! Вы подготовлены на 100%.

    Шучу. Конечно, это уже очень много, но всё-таки я дам ещё несколько советов по поводу того, как провести оставшееся время до дня Х, чтобы оно было максимально полезным.

    1. Правильно распредели время и задачи

    Если ты этого ещё не сделал, как раз пора. Определись с тем, какие моменты у тебя «западают»: орфография/ стилистика речи/ совсем нет базы аргументов. Выбери самые сложные для тебя темы. Так как времени уже мало — упор сделаем на них.

    Важно заниматься правильно: 45 минут на подготовку, 20 на отдых. И так постоянно, чтобы не перегружать мозг.

    Заниматься без перерыва не только неэффективно (всегда нужно устраивать «переключение»), но и опасно для здоровья — бессонные ночи, погружение в учебники и тетради или монитор компьютера приведут не только к стрессовому состоянию в день зачёта, но и к испорченному зрению. Всё равно за оставшееся время выучить всю базу и теорию не получится, сделаешь только хуже самому себе.

    2. Прочитай одну короткую книгу, в которой есть аргументы на все темы итогового сочинения

    Отличный вариант — «Летят мои кони» Бориса Васильева. Не исключено, что Борис был в курсе, что школьникам придётся сдавать итоговое сочинение и приводить аргументы. Как иначе объяснить тот факт, что в его небольшой повести можно найти достаточно нужной информации, чтобы сдать сочинение? Как, ты не знал? Скорее скачивай из интернета, время чтения — 30-40 минут, они у тебя точно ещё есть.

    3. Поменьше волнуйся

    Звучит не так-то просто, согласна. Стоит понять причины страха и неуверенности в себе: во-первых, действительно ли эти причины имеют серьёзное основание (потому что написать сочинение на самом деле не так уж сложно), или ты сам себя накручиваешь и запугиваешь? Скорее всего, бояться нечего, ведь ты готовился, искал аргументы, посвятил немало времени подготовке. Ты точно справишься, возможно, и не создашь «шедевр», который даст тебе дополнительные баллы, но вероятность того, что ты получишь «зачёт», намного выше, чем вероятность провала.

    Соответствовать нужно всего трём критериям: написать работу самостоятельно, объём — более 250 слов, плюс ещё один критерий из пяти оставшихся. Поверь, у тебя точно получится сделать это! Не стоит тратить душевные силы, они тебе ещё пригодятся, как минимум на ЕГЭ, ведь этот экзамен будет уже намного более серьёзным.

    4. Если есть вопросы — задавай

    Пока ещё есть время, чтобы дополнительно успокоить самого себя, прояснив все непонятные моменты. Спрашивай у своего педагога, у независимых экспертов, заходи на сайт ФИПИ и читай официальные документы там. Только без фанатизма (помнишь, я говорила, что бессонные ночи нам ни к чему?). Можешь задать мне любой вопрос (выше указаны мои соцсети), я отвечу каждому. Врага нужно знать в лицо: чем меньше у тебя непонятных белых пятен на карте итогового, тем выше твоя уверенность в себе и в успехе 5 декабря. Можешь также посмотреть полезные видео на ютьюбе, посвящённые итоговому сочинению, их там, кстати, немало.

    5. Отдохни перед сочинением

    Как бы парадоксально это ни звучало, но перед итоговым тебе нужно просто немного выдохнуть. Ты достаточно волновался и готовился. Запомни: вечер перед зачётом ты ни в коем случае не посвящаешь учёбе. Максимум что ты можешь — это посмотреть какой-нибудь художественный фильм по классическому произведению, в котором есть аргументы для сочинения. Но и это делать совсем необязательно.

    Читайте так же:  Как купить квартиру в ипотеку

    4 декабря просто переключись: погуляй с друзьями, займись спортом, прими ванну. И обязательно ложись спать пораньше, выпив на ночь чаю с молоком и мёдом (как в детстве), чтобы спалось сладко-сладко. Тогда на зачёт ты придёшь с чистым сиянием вечного разума, а не со спутанным клубком мыслей после бессонной ночи. Отдыхай! А если родители будут заставлять учиться в последний вечер — покажи им этот пост. Я выпустила не одного 100-балльника на ЕГЭ, так что точно знаю, в каком состоянии лучше приходить на экзамены и зачёты.

    Ну вот и всё. День сочинения настал. Думай своей головой, помни, что списанный текст карается незачётом. Грамотно распредели время на самом экзамене, чтобы всё успеть. Планирование, написание черновика, затем проверка, перенесение на чистовик, снова проверка (помнишь, ещё вычитать нужно всё с конца текста?). 3 часа 55 минут — это много. Но не торопись уходить по своим делам. Дела у тебя каждый день, а сочинение ты пишешь один раз в жизни (я надеюсь).

    А если ты из тех, кто слишком волнуется, запомни простую вещь: страх — это волна. И как у любой волны, у страха есть нарастание, пик, а затем — спад. Так вот, если ты чувствуешь, что нервничаешь так сильно, что у тебя трясутся руки и путаются мысли — пойми, что это уже пик твоего страха, и длиться он будет не более 10 минут. В этот момент писать и делать ничего не нужно: просто выйди в туалет, умойся, пережди этот момент, потому что он обязательно пройдёт и станет легче, я обещаю. Я ещё отдельно расскажу про тему страха и про то, как с ним можно бороться, ближе к ЕГЭ.

    Итак, времени осталось совсем мало. С одной стороны — это плохо, а с другой — очень даже хорошо. Совсем скоро ты преодолеешь ещё один серьёзный этап в своей жизни, получишь заветный «зачёт» и сможешь спокойно продолжить подготовку к ЕГЭ. Да, год у тебя непростой, но все мы через это проходили (хотя я вот вспоминаю свой 11 класс и то, как я сдавала ЕГЭ, и могу точно сказать — больше я так не хочу). И ты справишься. Удачи на итоговом, читай книги и отбрось панику!

    Алгоритм написания итогового сочинения 2019-2020

    Алгоритм работы над сочинением:

    1. Внимательно прочитать формулировку темы.
    2. Выдели в ней ключевые слова или выражение, в котором тебе видится главный смысл.
    3. Попытайся своими словами, коротко сформулировать тему.
    4. Поставь вопрос к теме и спроси себя: «Что я хочу сказать по этому поводу?», «Что я могу сказать по этому поводу?».
    5. Кратко попытайся ответить на эти вопросы – одним-двумя предложениями, записывая их в черновике. Это может быть началом, отправной точкой твоих рассуждений и вступительной частью твоего сочинения.
    6. Потом займи другую (противоположную) позицию по отношению к своей мысли, представь себе своего оппонента и начни с ним диалог, пытаясь доказать верность своего рассуждения
    7. Вспомни примеры из литературных произведений, которые помогут доказать твою правоту.
    8. Выстрой логическую последовательность своих доказательств.
    9. Запиши их, составляя план.
    10. Пиши на черновике, пытаясь связно, красноречиво и убедительно изложить свои мысли.
    11. Возвратись к началу своих рассуждений; сравниваю исходную мысль и мысли, которые пришли во время рассуждения, обращения к художественным текстам; делаю выводы, записываю их; это заключительная часть твоего сочинения
    12. Проверь написанное, переписывай на чистовик. Проверь пунктуацию и орфографию. Ещё раз прочитай, находишь ошибки, то исправляй их. Следим за почерком.

    Практические советы в написании итогового сочинения:

    Как писать вступление?

    • Вступление должно быть 60-70 слов.
    • Правильно ли определено ключевое слово в теме сочинения?
    • Отражено ли это во вступлении?
    • Намечена ли цель сочинения?
    • Сужена ли тема?
  • Есть ли переход к основной части?

    • Эта проблема поднимается во многих произведениях русской (мировой, современной, …) литературы….
    • Так, в повести (романе, рассказе, …) речь идет о.
    • Неужели в нашей жизни нет…(обращаемся к теме)?
    • Так в произведении…показан….
    • Именно…( один из этих вариантов!)
  • Как писать основную часть?

    • Основная часть — 200-250 слов (1 аргумент или 2 аргумента);
    • Обращение к произведению (указаны автор, название);
    • Озвучена проблема, связанная с темой сочинения (звучат слова из темы!);
    • Приведены конкретные примеры из произведения, иллюстрирующие сформулированную тобой проблему;
    • Слова, выражающие твою оценку (отношение) к сформулированной проблеме;
    • Промежуточный вывод (слова из формулировки темы!);
    • То же самое – по второму аргументу! Переход ко второму аргументу: — Еще одно произведение, где поднимается тема…. — ….;
    • О…(озвучиваем проблему, о которой пишем) рассуждает и …(имя автора) в произведении…;
    • Об этом же писал…;
    • Это же волновало….;
    • Если один аргумент – 200-250 слов, если два – примерно по 100-130 слов каждый.
  • Как писать заключение?

      В заключении — 60-70 слов.

    Заключительная фраза, подводящая итог твоих размышлений по теме (опять – слова из формулировки темы) Эмоции. Например: Так что же такое любовь к Родине? Я думаю, это….(логично подведенный итог на ОСНОВЕ всего сказанного)

  • Клише для начала заключения:
    1. Подводя итог, хочется сказать:…
    2. Таким образом, мы понимаем, что….
    3. Так что же такое….? Как я оцениваю…? Какую же роль в жизни человека играет….? (один из вопросов, отражающих тему, цель, поставленную в начале сочинения, и резюмирующий ответ на этот вопрос)

    Источники


    1. Семенова, Анастасия Дом — зеркало судьбы. Как приворожить удачу для всей семьи; СПб: Невский проспект, 2013. — 157 c.

    2. Михайловская, И. Б. Суды и судьи. Независимость и управляемость / И.Б. Михайловская. — М.: Проспект, 2014. — 124 c.

    3. Марченко, М.Н. Теория государства и права в вопросах и ответах. Учебное пособие. Гриф МО РФ / М.Н. Марченко. — М.: Проспект, 2017. — 535 c.
    4. Гойко, Л.Ф. Судебные были; К.: Украина, 2012. — 208 c.
    5. Дмитриев, О. В. Экономическая преступность и противодействие ей в условиях рыночной системы хозяйствования / О.В. Дмитриев. — М.: ЮРИСТЪ, 2005. — 400 c.
    Как подготовиться к написанию итогового сочинения
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here