Основные проблемы приемных детей и семей в россии

Экспертное мнение на тему: "Основные проблемы приемных детей и семей в россии" от профессионалов своего дела. Здесь собрана полная информация по теме. Если возникнут вопросы, то задавайте их дежурному юристу.

Правовые проблемы института «приемной семьи»

Е.В.Гамаюнова, Е.В. Андреева

Иркутский геологоразведочный техникум НИУ ИрГТУ

Иркутская область является лидером среди регионов Сибири по количеству приемных семей и детей в них. По данным на 1 октября 2010 года в Приангарье 15 тыс. 161 ребенок находились под опекой (попечительством), из них передано на воспитание в приемные семьи 3 тыс. 90 детей.

За период с 1 января по 1 октября прошлого года передано на безвозмездную форму опеки 1315 детей, в приемную семью – 1358 детей. Наибольшее количество детей, которые обрели новых родителей: в Иркутске – 138, в Тайшетском районе – 110, Усть-Кутском– 98, Слюдянском – 92. В министерстве отмечают, что рост приемных семей произошел за счет переоформления безвозмездной формы опеки на возмездную, так как в настоящее время законодательство Российской Федерации не ограничивает право граждан, взявших детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, под опеку или попечительство, обращаться в органы опеки и попечительства с просьбой о создании приемной семьи.

Следовательно, выбранная тематика исследования носит актуальный характер и требует детального изучения.

Сложившийся институт домов-интернатов показал, что их воспитанники не получают тех необходимых бытовых знаний, которым обычные дети обучаются в семье. Нередко дома-интернаты выпускают подростков, совершенно не подготовленных к жизни в обществе, семье. Многие из них в итоге оказываются на улице и представляют собой благодатную почву для влияния криминогенной среды: проблемы бесправности, обездоленности российских детей, возросшая детская беспризорность и проституция.

Целью исследования является рассмотрение социальных и правовых проблем института «Приемная семья».

Приемная семья – это платный вид опеки (попечительства). Основным отличием приемной семьи от «классической» опеки является специфическое основание возникновения – договор о создании приемной семьи. Разница между приемной семьей и опекой по действующему законодательству проявляется и в правовом статусе лица, на которое возложена обязанность заботиться о ребенке. Приемные родители делают это за плату, а кроме того, во всех случаях они имеют право на возмещение расходов, связанных с исполнением ими своих обязанностей [2, ст. 155]. В то же время в соответствии с п. 1 ст. 36 Гражданского кодекса Российской Федерации «обязанности по опеке и попечительству исполняются безвозмездно, кроме случаев, предусмотренных законом»[3].

Приемный родитель получает заработную плату, размер которой устанавливается законами субъектов РФ, но не может быть ниже уровня, установленного Правительством РФ, к примеру, в ст. 2 закона Московской области “О вознаграждении опекунам, попечителям, приемным родителям и мерах социальной поддержки приемным семьям”:

Каждому приемному родителю за воспитание ребенка, принятого в приемную семью, выплачивается ежемесячное вознаграждение в размере 9200 рублей на одного ребенка.

За воспитание ребенка, принятого в приемную семью и не достигшего трёхлетнего возраста, ребенка с ограниченными возможностями здоровья, ребенка-инвалида, размер вознаграждения, предусмотренный частью I настоящей статьи, увеличивается на 3450 рублей; при наличии двух и более из указанных оснований – на 4600 рублей.

Заработная плата приемных родителей зависит:

от количества принятых на воспитание детей;

от состояния здоровья детей.

Деньги переводятся на личный счет одного из приемных родителей, открытый в банке по месту их проживания. Сэкономленные в течение года бюджетные средства изъятию не подлежат и используются приемными родителями для удовлетворения потребности детей в следующем году. Приемный родитель – это профессиональная деятельность, он не может уйти в отпуск по уходу за ребенком со своего основного места работы. Ребенок, переданный в приемную семью, сохраняет право на алименты, пенсию (по случаю потери кормильца, инвалидности) и другие выплаты и льготы в соответствии с законодательством, в том числе на получение жилья при достижении 18-летнего возраста. Приемная семья пользуется преимущественным правом на получение путевок для детей (в том числе бесплатных) в санатории, оздоровительные лагеря, дома отдыха. Льготы на поступление в учебные заведения тоже предусмотрены.

В соответствии со ст. 12.1. Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», право на единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью (усыновлении, установлении опеки (попечительства), передаче на воспитание в приемную семью детей, оставшихся без попечения родителей) в случае, если родители неизвестны, умерли, объявлены умершими, лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), по состоянию здоровья не могутлично воспитывать и содержать ребенка, отбывают наказание в учреждениях, исполняют наказание в виде лишения свободы, находятся в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклоняются от воспитания детей или от защиты их прав и интересов или отказались взять своего ребенка из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений, имеет один из усыновителей, опекунов (попечителей), приемных родителей.

В случае передачи на воспитание в семью двух и более детей пособие выплачивается на каждого ребенка.

Статья 12.2настоящего закона, предусматривает единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью, которое выплачивается в размере 8000 рублей.

Для назначения и выплаты пособия заявителем предоставляются в орган опеки и попечительства следующие документы:

заявление о назначении пособия по утвержденной форме;

копию договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью.

Материнский (семейный) капитал выплачивается только при родах или усыновлении.

Срок помещения ребёнка в такую семью определяется договором и может быть разным.

В приемной семье ребенок может находиться до совершеннолетия или до окончания им обучения, но не позже 23 лет.

Трудовой стаж. При оформлении пенсии в пенсионный фонд нужно будет предоставить договор с отметкой об исполнении и справку об уплате налогов.

Ребенок (дети) в приемной семье имеет право на поддержание личных контактов с кровными родителями, родственниками, если это не противоречит интересам ребенка (детей), его нормальному развитию, воспитанию. Контакты родителей с ребенком (детьми) допускаются с согласия приемных родителей. В спорных случаях порядок общения между ребенком (детьми), его родителями, родственниками и приемными родителями определяется органами опеки и попечительства. Но вся информация о детях, оставшихся без попечения родителей, является конфиденциальной.

Конвенция ООН «О правах ребенка» [1], ст. 54 Семейного кодекса РФ закрепляют за каждым ребенком неотъемлемое право жить и воспитываться в семье. Государство обязано обеспечивать социальную защиту ребенка, лишенного семейной среды, предлагая альтернативу в выборе для него вида семейной заботы. В разд. VI Семейного кодекса РФ предусмотрены три формы семейного воспитания таких детей: усыновление (удочерение), опека (попечительство), приемная семья. Некоторые субъекты Российской Федерации воспользовались предоставленным им правом и предусмотрели возможность передачи таких детей в патронажные семьи.

[2]

К сожалению, не все нуждающиеся дети могут быть усыновлены (удочерены). Практика показывает, что больше шансов на усыновление (удочерение) у здоровых детей раннего возраста. Больные дети и дети, перешагнувшие порог младенческого возраста, остаются невостребованными и продолжают жить в детских домах, либо усыновляются иностранными гражданами и навсегда покидают Россию.

Читайте так же:  Квартира вместо земельного участка многодетным семьям

Приемными родителями на практике чаще всего выступают супруги, имеющие своих детей. Поэтому приемные дети с первых минут проживания в семье на примере приемных родителей и их детей учатся строить свои взаимоотношения как с взрослыми, так и с другими детьми. Они сразу же ощущают семейное тепло и уют. А для обездоленного ребенка чрезвычайно важно иметь близких, которых он может называть мамой и папой, братом и сестрой. Ребенку необходимо слышать такое обращение к себе, как «сынок» или «доченька». При проявлении знаков внимания и любви «замерзшая» от невзгод душа ребенка наполняется теплом и нежностью, что так важно для его физического и душевного здоровья, а также для всей его последующей жизни.

Следовательно, можно сделать вывод, чтосуществуют факторы, тормозящие развитие института приемной семьи. Во-первых, это недоработка федерального законодательства, ограничивающего права приемных родителей в трудовой и социальной сферах. Во-вторых, законодательные акты, принятые на федеральном уровне, не обеспечены механизмом их реализации. В-третьих, ограничены финансовые ресурсы региональных бюджетов для оплаты труда приемных родителей. В-четвертых, отсутствует необходимый жилищный фонд для предоставления жилплощади приемным семьям. В-пятых, данная форма семейного воспитания недостаточно рекламируется и пропагандируется средствами массовой информации.

Список литературы

Конвенция о правах ребенка (одобрена генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) // СПС «Консультант Плюс».

Семейный кодекс Российской Федерацииот 29.12.1995. N 223-ФЗ (принят ГД ФС РФ 08.12.1995, ред. от 23.12.2010) // СПС «Консультант Плюс».

Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994. № 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994, ред.от 14.01.2011) // СПС «Консультант Плюс».

Крупская Н.К. К вопросу о детдомах // На путях к новой школе. 1924.№6. C. 6-9.

Мельников В.П., Холостова Е.И. История социальной работы в России // О положении детей в Российской Федерации: Государственный доклад. М,1995.

Фирсов М.В. История социальной работы в России:учеб.пособие для вузов. М.: ВЛАДОС, 1999. 99 с..

Проблемы приемной семьи как формы семейного воспитания приемных детей
статья на тему

Приемная семья дает возможность детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, на получение семейного воспитания. Детей и раньше брали на воспитание в семью, но законодательно приемная семья была оформлена только с принятием Семейного кодекса РФ.

Вложение Размер
problemy_priemnoy_semi_kak_formy_semeynogo_vospitaniya_detey.docx 13.57 КБ

Предварительный просмотр:

Проблемы приемной семьи как формы семейного воспитания приемных детей

К сожалению, не все нуждающиеся дети могут быть усыновлены. Другие формы семейного устройства, как опека и приемная семья являются временным устройством детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Приемная семья дает возможность детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, на получение семейного воспитания. Детей и раньше брали на воспитание в семью, но законодательно приемная семья была оформлена только с принятием Семейного кодекса РФ.

Основой приемной семьи в основном составляют супруги, пожелавшие взять чужих детей. Отношения в приемной семье являются примером для будущей семьи приемного ребенка. Поэтому процедура выбора приемных родителей и их обучение является важным этапом.

Также чаще приемными родителями выступают те супруги, у которых уже есть свои дети. Поэтому приемные дети, попадая в приемную семью, сразу начинают осваивать навыки общения не только с приемными родителями, но и с другими детьми.

В приемную семью могут передать сразу несколько детей. Это могут быть родные братья и сестры, так и чужие друг другу дети. Проживая в семье, они привыкают друг к другу, становятся родными, быстрее развиваются и обучаются.

Целью приемной семьи является создание благоприятных условий для развития , воспитания, социализации ребенка, для получения возможности воспитываться в семье. Воспитание оставшихся без попечения родителей детей в приемной семье имеет большое значение. В такой семье воспитывается полноценная личность, подготовленная к выполнению различных социальных ролей. Приемный ребенок учится трудиться, получает навыки самообслуживания. Воспитание в приемной семье обходится намного дешевле чем содержание детей в детских учреждениях. Увеличение приемных семей в какой-то мере способствует решению такой социальной проблемы, как безработица. К сожалению, приемные семьи не получили широкого распространения.

Однако проблема состоит не только в этом. Существуют и другие причины, тормозящие развитие института приемной семьи. Во-первых, это недоработка федерального законодательства, ограничивающего права приемных родителей в трудовой и социальной сферах. Во-вторых, законодательные акты, принятые на федеральном уровне, не обеспечены механизмом их реализации. В-третьих, ограничены финансовые ресурсы региональных бюджетов для оплаты труда приемных родителей. В-четвертых, отсутствует необходимый жилищный фонд для предоставления жилплощади приемным семьям. В-пятых, данная форма семейного воспитания недостаточно рекламируется и пропагандируется средствами массовой информации.

Недостаточное использование приемной семьи на практике в немалой степени связано с недостаточной государственной поддержкой этого социального института. Государственная поддержка приемной семьи должна выражаться, прежде всего, в предоставлении материальной помощи лицам, взявшим на себя заботу о ребенке. Однако, например, размер оплаты труда приемных родителей и льготы, предоставляемые приемной семье, зависят от числа взятых на воспитание детей, что устанавливается законом субъекта, на территории которого создана приемная семья. Это тормозит создание и развитие приемных семей, так как не каждый регион России может гарантировать сегодня своевременное и достаточное финансирование приемной семьи. Целесообразно установить гарантированный минимум оплаты труда приемных родителей, для чего следовало бы внести изменения в законодательство субъектов РФ.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данный материал поможет грамотно организовать работу по подготовке детей для предачи в приемные семьи.

Целью данного занятия является познакомить замещающих родителей с особенностями приемных детей и помочь осознать собственные возможные трудности в построении контакта с приемным ребе.

Выбор методов изучения семьи и опыта семейного воспитания зависит от двух важнейших обстоятельств. Первое из них — индивиду­альность, уникальность, неповторимость каждой семьи.

Семейный лагерь-поход — это эффективная форма организации летнего отдыха, способствующего развитию творческих способностей взрослых и детей, формированию толерантного сознания членов семей и социально.

Клуб – форма организации работы с родителями, по вопросам воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста. Семейные клубы – неформальные объединения родителей для решения практи.

Основные проблемы приемных детей и семей в России

Одним из важнейших направлений повышения эффективности социальной политики в области поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является развитие семейных форм устройства детей. В средствах массовой информации стали активно пропагандироваться и популяризоваться такие формы. Семейные формы устройства детей-сирот обеспечивают наиболее благоприятные условия для комплексного развития и жизнедеятельности последних.

Бесспорно, семья является наиболее благополучной средой для развития здоровой личности, обладает особой психологической атмосферой любви и уважения, поддержки и понимания. Именно семья приобщает ребенка к основным общечеловеческим ценностям, моральным и культурным стандартам. Актуальность рассматриваемой проблемы состоит в том, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей представляют определенную группу, которая не способна без помощи и поддержки государства, социальных институтов, важным из которых является приемная семья адаптироваться в современном обществе.

Читайте так же:  Как подать на алименты и возможные последствия

Действительно если нет возможности сохранить для ребенка кровную семью, необходима система замещающих семей, в которых дети, оставшиеся без попечения родителей, смогут впитать в себя все её культурные ценности, семейные традиции, чтобы, став взрослыми, создать собственные семьи по образу и подобию своей замещающей семьи.

В настоящее время создана и законодательно закреплена целостная система защиты прав и законных интересов детей, оставшихся без попечения родителей.

Устройство детей, оставшихся без попечения родителей, регулируется рядом Международных и Федеральных законодательных актов. Основными из них являются Конституция РФ (ст.38, 39), Конвенция ООН о правах ребёнка от 20 ноября 1989г. Ст. 20, 21, Семейный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей», Федеральный закон от 24.04.2008 № 48 «Об опеке и попечительстве» и другие законодательные акты [1].

С 1 сентября 2008 г. вступил в силу новый Закон «Об опеке и попечительстве», который впервые в России охватывает все вопросы опеки и попечительства. Ранее они содержались в различных законодательных актах и регламентировались Семейным, Гражданским и другими правовыми актами.

«Замещающие семьи» — не юридический термин. Он применяется для обозначения различных типов семей, принимающих на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей: семей усыновителей, опекунов, попечителей, приёмных семей, детских домов семейного типа.

Сегодня в российское пространство входит термин «профессиональная замещающая семья», хотя его общепринятого определения нет не только в законодательстве, но и в экспертной среде. В работах В.Н. Ослон под профессиональной замещающей семьёй понимается семья, «где один или оба родителя получают зарплату за воспитание детей» [3]. Другие авторы считают, что все формы семейного устройства детей, отличные от опеки и усыновления, можно считать профессиональными замещающими семьями (Давлатова, 2013).

Иногда авторы статей вообще не считают нужным определять данный термин. Косвенно упоминаются такие признаки профессиональных замещающих семей, как необходимость получения специальной подготовки и право на профессиональное сопровождение/

Становлению института профессиональных замещающих семей, по мнению экспертов [7], мешают следующие обстоятельства:

1) отсутствие стандартов организации подготовки профессиональных замещающих семей, отсутствие научно обоснованной системы социальной и психологической помощи таким семьям;

2) сложность подготовки профессиональных родителей;

3) низкий уровень психологической готовности потенциальных замещающих родителей;

4) отсутствие федеральных программ и адекватного уровня финансирования;

5) отсутствие стандартов организации и функционирования служб сопровождения профессиональных замещающих семей.

Как показало изучение международного опыта, профессиональные приёмные семьи существуют не во всех странах, а существующие отличаются большим разнообразием.

На территории Еврейской автономной области, как и по всей территории Российской Федерации особую популярность имеют следующие формы устройства детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей — это опека и попечительство, приёмная семья и усыновление (удочерение).

Опека и попечительство- семейная форма устройства детей, оставшихся без попечительства родителей, когда ребенок передается на воспитание иному лицу с правами близкими к родительскими. Государство выплачивает опекуну средства на содержание ребенка. Опека устанавливается над детьми, не достигшими 14 лет, а попечительство – над детьми от 14 до 18 лет. Ребенок считается воспитуемым, родственные права и обязанности не возникают, права опекуна прекращаются по исполнению 18 лет ребенку. Опекун выполняет свои обязанности безвозмездно.

Приемная семья- семейная форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей, создаваемая на основе договора, который заключается между органами опеки и попечительства и приемными родителями. Ранее до 2008 года была самостоятельной формой, теперь это разновидность опеки, отличающаяся тем, что опекуны выполняют свои обязанности за вознаграждение. Приемная семья это разновидность опеки, при которой по сути семья выполняет социальный заказ органов опеки и попечительства по воспитанию ребёнка.

Усыновление (удочерение) является приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей, наделяющее приемного ребенка всеми правами, имеющимися у кровных детей. Решение по усыновлению принимается судом, после вступления его в силу ребенку можно дать новое имя и дату рождения. Тайна усыновления охраняется государством [2] .

Гостевой период- не является формой устройства ребенка в семью, но может быть полезен, как этап подготовки ребенка и принимающей семьи к переходу на «настоящую» замещающую семью.

Семья предоставляет ребёнку не только оптимальные возможности для формирования личности, но она также естественно вводит его в постоянно расширяющиеся социальные отношения, создает предпосылки для вступления в самостоятельную жизнь. Ребёнок, попавший в замещающую семью, становится активным участником воспроизводства семейного опыта через взаимодействие с членами семьи, взаимное влияние, общение с представителями разных поколений, родственниками. У детей появляется положительный опыт семейной жизни, они впоследствии смогут сами стать эффективными родителями.

Замещающими родителями (родителем) могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением:

лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;

лиц, в судебном порядке лишенных родительских прав или ограниченных в родительских правах;

лиц, отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение обязанностей, возложенных на них законом;

бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине;

лиц, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять права и обязанности по воспитанию ребёнка.

На воспитание под опеку, в приёмную семью передаются дети, оставшиеся без попечения родителей:

дети, родители которых умерли;

дети, родители которых неизвестны;

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

дети, родители которых лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны в судебном порядке недееспособными, безвестно отсутствующими;

дети, родители которых по состоянию здоровья не могут лично осуществлять их воспитание и содержание;

дети, родители которых отбывают наказание в местах лишения свободы, находящиеся в детских интернатных учреждениях, лечебно-профилактических учреждениях, учреждениях социальной защиты населения или других аналогичных учреждениях[2].

Количество приёмных детей зависит от формы устройства ребёнка. Это может быть 1—8 детей в случае установления опеки или создания приёмной семьи. Однако общее число детей в такой семье, включая родных и усыновлённых, как правило, не должно превышать 8 человек. Законодательство не ограничивает количество детей для усыновления, но оно обусловлено материальными возможностями семьи.

Необходимо отметить, что массовая практика передачи детей в замещающие семьи имеет наряду с позитивными сторонами и ряд негативных последствий.

Интеграция ребенка-сироты из детского дома в замещающую семью порождает множество проблем. К таковым, например, относятся качество мониторинга жизни детей в новом для них семейном ок-
ружении; последствия материального стимулирования и поддержки различных форм семейного устройства; проблема «отказов» от детей в кровных семьях и «возвратов» детей из замещающих семей в интернатные учреждения, а также сохранение значительного уровня институционализации вновь выявляемых детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Читайте так же:  Средняя зарплата в россии для расчета алиментов

Многим детям-сиротам необходима не просто семья, а родители, обладающие определенными ресурсами для их интеграции в семью и общество, родители, специально подготовленные к работе с ребенком, имеющим депривационные нарушения развития. Потребностям данного ребенка наиболее адекватно отвечает замещающая семья, ориентированная на длительный прием. Анализ проблем, с которыми сталкиваются замещающие семьи, показывает, что для успешного их преодоления и принятия ребенка со всеми присущими ему особенностями и недостатками замещающих родителей необходимо специально готовить. В связи с этим и разрабатываются разнообразные программы подготовки граждан, желающих взять ребенка на воспитание.

В настоящее время в соответствии с Приказом № 623 Министерства образования и науки России от 20 августа 2012 г. обучение приемных родителей является обязательным, что позволяет снять многие проблемы, с которыми сталкиваются замещающие семьи в адаптационном периоде. Оно является важным начальным этапом системы сопровождения замещающей семьи.

Специалистами ОГБУ «Центр социально – психологической помощи семье и молодёжи» г. Биробиджан разработана программа по подготовке кандидатов в замещающие родители. Данная программа позволяет каждой семье взглянуть на внутрисемейные отношения, оценить собственную готовность принять ребенка в семью, сформировать адекватное представление о ребенке, лишенном родительского попечения, получить квалифицированную помощь, совет и поддержку специалистов.

На 1 января 2015 года в Еврейской автономной области в замещающих семьях живут 1057детей: в семьях опекунов – 675 детей, в приемных семьях – 382 ребенка, усыновлены 43 ребёнка.

Количество детей, состоящих на учете в региональном банке данных, постоянно сокращается. На этот же период на учете состоит 508 детей, оставшихся без попечения родителей.

К сожалению, существует проблема возврата детей из замещающих семей. Это трагедия в их судьбах. В 2013 году отменено 19 решений, в 2014году – 12. Сократилось количество возвратов на 35%.

Чаще всего причинами возврата являются: недостаточная правовая и психолого-педагогическая подготовленность будущих родителей к проблемам воспитания приемного ребенка, а также их личностные особенности.

Одним из путей улучшения сложившейся ситуации в этой сфере является качественная подготовка потенциальных замещающих родителей. В Биробиждане функционирует одна школа приемных родителей, в которых подготовлено за два с половиной года более 220 человек.

Главной целью подготовки является оказание потенциальным родителям психолого-педагогической помощи, которая позволит обеспечить максимально комфортное протекание периода адаптации ребенка в замещающей семье. Министерством образования и науки РФ только в мае 2011 года утверждена примерная программа подготовки граждан. Она рассчитана на 80 часов, в ней определены требования к уровню подготовки и итоговая аттестация.

Кроме того, при Управлении органов опеки и попечительства в 2014 году организован родительский клуб для приёмных родителей с целью оказания опосредованной помощи семьям с приёмными детьми и обмена опыта воспитания детей в условиях замещающих семей.

Анализ сегодняшней ситуации показывает, что в области оказывают услуги по сопровождению семей учреждения разных ведомств. Муниципалитеты по вопросу сопровождения замещающих семей сотрудничают с 14 организациями.

Школа приемных родителей, созданная в Биробиджане на базе ОГБУ «Центр социально психологической помощи семье и молодёжи», сегодня готова принять будущих замещающих родителей на обучение, согласно запросу.

Наличие в России и в частности в Еврейской автономной области, многочисленной и постоянно пополняемой социальной группы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, требует полноценной и эффективно функционирующей системы их устройства и воспитания. Развитие различных форм семейного устройства является залогом деинституционализации и нуждается в активной поддержке и стимулировании. В то же время необходимо сохранять разнообразие форм и соблюдать определенный баланс между ними.

Предпосылкой эффективного функционирования системы семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должно стать профессионально грамотное сопровождение всех замещающих семей, обязательное для приемных семей и основанное на заявительном принципе для семей опекунов и усыновителей.

Основные проблемы приемных детей и семей в России

Инструментарий

Программы обучения

Профилактика злоупотребления психоактивными веществами в подростково-молодежной среде

Психология изобразительной деятельности ребенка и взрослого

ВЕБИНАР: Как получить грант на социальный или образовательный проект? Пошаговая инструкция от А до Я

Итоговый международный научно-практический конгресс Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги 2019 года «Достижения и перспективы российской психотерапии»

XI Всероссийский съезд онкопсихологов

Межведомственная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы военной педагогики и психологии в системе военных образовательных организаций»

II Случевские чтения: этические проблемы в психотерапии и консультировании

II Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные вопросы комплексной реабилитации и абилитация инвалидов: психолого-педагогические аспекты»

Театральный съезд психологов в Год театра «Гардероб личности – маски и роли»

Проблемы семей, ожидающих и имеющих приёмных детей

В последние годы в России растёт число семей, желающих воспитывать приёмного ребёнка. С одной стороны — это хорошо, это показатель положительных изменений в обществе. Однако есть и «обратная сторона медали». Увеличивается количество детей, от которых отказываются повторно. Закономерно у специалистов возникают вопросы:

Какие предупреждающие и профилактические мероприятия можно проводить, чтобы приёмные дети не оказались снова ненужными второй семье (отказ от усыновления, опеки)? Как помочь приёмным родителям справиться с психологическими трудностями, которые их могут подстерегать? Можно ли сегодня повлиять на решение кандидатов в опекуны или усыновители, патронатных воспитателей, чтобы спустя годы им не пришлось сожалеть о своём поступке?

[3]

Попробуем ответить на эти вопросы.

Статья 54 Семейного Кодекса РФ гласит: «Право ребёнка жить и воспитываться в семье». Приоритетной формой устройства ребёнка в приёмную семью, является усыновление. На практике мы сталкиваемся с тем, что кандидаты выбирают следующие формы устройства приёмного ребёнка в семье: усыновление, оформление над ним опеки или патронатное воспитание. Они заявляют пожелания к характеристике приёмных детей: пол, возраст, внешние данные, состояние здоровья, и т.д., но мало интересуются психологическими и социальными особенностями приёмных детей. Их не интересуют вопросы адаптации ребенка к новым условиям и дальнейшей социализации в обществе. Это происходит по разным причинам, на которые хотелось бы обратить внимание.

Во-первых, наличие у кандидатов в опекуны или усыновители, патронатных воспитателей одновременно рациональных и иррациональных мотивов в принятии решения воспитывать в своей семье приёмного ребёнка или нескольких детей. Это мотивы, о которых кандидаты говорят сами, т.е. вполне осознаваемые, и неосознаваемые, которые выявляются в процессе работы с членами этих семей, а именно:

  • разрешение семейного кризиса;
  • получение материальной выгоды;
  • реализация в приёмном ребёнке собственных комплексов и нереализованных планов (компенсация и замена в случае смерти (гибели) ребёнка);
  • разрешение личностного кризиса члена семьи или обоих супругов;
  • желание соответствовать общепринятым нормам.

Мотив: подарить свою любовь тому, кто в ней нуждается, проговаривают не все и не всегда.

Во-вторых, у кандидатов в опекуны или усыновители, а также приёмных родителей (опекунов), патронатных воспитателей отмечается высокий уровень тревожности. Сами кандидаты в опекуны и усыновители, патронатные воспитатели объясняют тревогу тем фактором, что приёмные дети относятся к группе социального риска. Для многих кандидатов — это либо семья, в которой родители злоупотребляют спиртным, либо несовершеннолетняя или одинокая мать, давшая своё согласие на усыновление (удочерение).

Читайте так же:  График выплаты пенсий

В действительности — это дети, которые остались без попечения родителей и оказались в учреждении для социальных сирот по разным причинам:

  • из родильного дома (стационара) по Акту об оставлении ребёнка в лечебно – профилактическом учреждении и согласии матери на усыновление (удочерение);
  • из больницы, в которую ребёнок был доставлен вследствие изъятия его сотрудниками правоохранительных органов и органа опеки и попечительства над несовершеннолетними по причине ненадлежащего ухода или жестокого обращения с ним в семье;
  • от матери, которая сама была воспитанницей такого же учреждения, и для неё является нормой переложить заботу о собственном ребёнке на государство, тем самым продолжить его воспитание в тех же традициях;
  • по заявлению матери о временном устройстве, с целью разрешения тяжёлой жизненной ситуации, а по истечении этого срока она не забирает его домой;
  • из семьи, члены которой не хотят принять ребёнка, потому что он лишний, не того пола или по причине имеющихся у него проблем со здоровьем;
  • от матери (родителей), которые признаны судом недееспособными;
  • от родителей, которые находятся в местах лишения свободы;
  • подкинутые дети;
  • поступившие повторно после отказа опекунов или отмены усыновления.

Все перечисленные факторы риска говорят о том, что в жизненном сценарии такого ребёнка происхождение – это случайность, рождение – нежеланное, место в жизни – ничей и общий. У таких детей высокий уровень тревоги, что на первом году жизни осложняет формирование доверия к окружающему миру. Особое значение в этом периоде развития детской психики отводится формированию привязанности. Часто у воспитанников сиротских учреждений имеет место расстройство привязанности – первое нарушение психики.

При реактивном расстройстве привязанности детского возраста (ни к кому), благоприятное из-менение среды (усыновление) способствует нормальному социальному взаимодействию. Расторможенное расстройство привязанности детского возраста (ко всем) довольно стойкое и с трудом поддаётся коррекции даже при благоприятном изменении окружающей обстановки (усыновлении). Расстройство привязанности детского возраста нередко сопровождается невротическими реакциями. Ребёнок, рано оторванный от матери или оказавшийся в среде индифферентной к нему проходит три стадии: протест, отчаяние, отрешённость. Вследствие этого у него формируется защитное поведение по типу отказа или пассивного протеста, как самая ранняя форма защиты, в основе которой лежит невозможность удовлетворения базисных потребностей в безопасности и защищённости.

Прогноз адаптации и дальнейшей социализации таких детей к нормальным условиям жизни и семейного быта довольно сложен. Во многом он зависит от терпения, заботы, а главное любви тех, кто берёт на себя ответственность воспитывать в своей семье приёмного ребёнка.

Законодательство некоторых стран признаёт усыновление процессом необратимым. В таком обществе нет права на ошибку. В России, наоборот – признаётся право исправлять ошибки усы-новления. Приёмные родители, опекуны и патронатные воспитатели могут повернуть вспять усыновление, опеку, патронатное воспитание, а значит и судьбу приёмного ребёнка.

Чтобы ответить на вопросы, сформулированные в начале статьи в работу с кандидатами в опекуны и усыновители, патронатными воспитателями необходимо семейное психологическое сопровождение.

Аналитико-системное семейное психологическое сопровождение заключается в информировании кандидатов об особенностях развития психики ребёнка – воспитанника сиротского учреждения, о его адаптации к нормальным условиям жизни и семейного быта, а также дальнейшей психологической помощи этим семьям.

Тогда в семьях, ожидающих и имеющих приёмных детей, психологический климат будет оптимальным, а дети — желанными и любимыми.

Елена Анатольевна Брецких — медицинский психолог Специализированного Дома ребёнка для детей с органическим поражением ЦНС и нарушением психики, аспирант кафедры детской психиатрии и психотерапии Медицинской Академии Последипломного образования, г. Санкт-Петербург. Семинар Елены Анатольевны «Психологическое сопровождение семей с приемными детьми. Аналитико-системный подход»

Правовые проблемы института «приемной семьи»

Е.В.Гамаюнова, Е.В. Андреева

Иркутский геологоразведочный техникум НИУ ИрГТУ

Иркутская область является лидером среди регионов Сибири по количеству приемных семей и детей в них. По данным на 1 октября 2010 года в Приангарье 15 тыс. 161 ребенок находились под опекой (попечительством), из них передано на воспитание в приемные семьи 3 тыс. 90 детей.

За период с 1 января по 1 октября прошлого года передано на безвозмездную форму опеки 1315 детей, в приемную семью – 1358 детей. Наибольшее количество детей, которые обрели новых родителей: в Иркутске – 138, в Тайшетском районе – 110, Усть-Кутском– 98, Слюдянском – 92. В министерстве отмечают, что рост приемных семей произошел за счет переоформления безвозмездной формы опеки на возмездную, так как в настоящее время законодательство Российской Федерации не ограничивает право граждан, взявших детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, под опеку или попечительство, обращаться в органы опеки и попечительства с просьбой о создании приемной семьи.

Следовательно, выбранная тематика исследования носит актуальный характер и требует детального изучения.

Сложившийся институт домов-интернатов показал, что их воспитанники не получают тех необходимых бытовых знаний, которым обычные дети обучаются в семье. Нередко дома-интернаты выпускают подростков, совершенно не подготовленных к жизни в обществе, семье. Многие из них в итоге оказываются на улице и представляют собой благодатную почву для влияния криминогенной среды: проблемы бесправности, обездоленности российских детей, возросшая детская беспризорность и проституция.

Целью исследования является рассмотрение социальных и правовых проблем института «Приемная семья».

Приемная семья – это платный вид опеки (попечительства). Основным отличием приемной семьи от «классической» опеки является специфическое основание возникновения – договор о создании приемной семьи. Разница между приемной семьей и опекой по действующему законодательству проявляется и в правовом статусе лица, на которое возложена обязанность заботиться о ребенке. Приемные родители делают это за плату, а кроме того, во всех случаях они имеют право на возмещение расходов, связанных с исполнением ими своих обязанностей [2, ст. 155]. В то же время в соответствии с п. 1 ст. 36 Гражданского кодекса Российской Федерации «обязанности по опеке и попечительству исполняются безвозмездно, кроме случаев, предусмотренных законом»[3].

Приемный родитель получает заработную плату, размер которой устанавливается законами субъектов РФ, но не может быть ниже уровня, установленного Правительством РФ, к примеру, в ст. 2 закона Московской области “О вознаграждении опекунам, попечителям, приемным родителям и мерах социальной поддержки приемным семьям”:

Каждому приемному родителю за воспитание ребенка, принятого в приемную семью, выплачивается ежемесячное вознаграждение в размере 9200 рублей на одного ребенка.

За воспитание ребенка, принятого в приемную семью и не достигшего трёхлетнего возраста, ребенка с ограниченными возможностями здоровья, ребенка-инвалида, размер вознаграждения, предусмотренный частью I настоящей статьи, увеличивается на 3450 рублей; при наличии двух и более из указанных оснований – на 4600 рублей.

Заработная плата приемных родителей зависит:

Читайте так же:  Как отвечают дети по долгам родителей

от количества принятых на воспитание детей;

от состояния здоровья детей.

Деньги переводятся на личный счет одного из приемных родителей, открытый в банке по месту их проживания. Сэкономленные в течение года бюджетные средства изъятию не подлежат и используются приемными родителями для удовлетворения потребности детей в следующем году. Приемный родитель – это профессиональная деятельность, он не может уйти в отпуск по уходу за ребенком со своего основного места работы. Ребенок, переданный в приемную семью, сохраняет право на алименты, пенсию (по случаю потери кормильца, инвалидности) и другие выплаты и льготы в соответствии с законодательством, в том числе на получение жилья при достижении 18-летнего возраста. Приемная семья пользуется преимущественным правом на получение путевок для детей (в том числе бесплатных) в санатории, оздоровительные лагеря, дома отдыха. Льготы на поступление в учебные заведения тоже предусмотрены.

В соответствии со ст. 12.1. Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», право на единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью (усыновлении, установлении опеки (попечительства), передаче на воспитание в приемную семью детей, оставшихся без попечения родителей) в случае, если родители неизвестны, умерли, объявлены умершими, лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), по состоянию здоровья не могутлично воспитывать и содержать ребенка, отбывают наказание в учреждениях, исполняют наказание в виде лишения свободы, находятся в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклоняются от воспитания детей или от защиты их прав и интересов или отказались взять своего ребенка из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений, имеет один из усыновителей, опекунов (попечителей), приемных родителей.

В случае передачи на воспитание в семью двух и более детей пособие выплачивается на каждого ребенка.

Статья 12.2настоящего закона, предусматривает единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью, которое выплачивается в размере 8000 рублей.

[1]

Для назначения и выплаты пособия заявителем предоставляются в орган опеки и попечительства следующие документы:

заявление о назначении пособия по утвержденной форме;

копию договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью.

Материнский (семейный) капитал выплачивается только при родах или усыновлении.

Срок помещения ребёнка в такую семью определяется договором и может быть разным.

В приемной семье ребенок может находиться до совершеннолетия или до окончания им обучения, но не позже 23 лет.

Трудовой стаж. При оформлении пенсии в пенсионный фонд нужно будет предоставить договор с отметкой об исполнении и справку об уплате налогов.

Ребенок (дети) в приемной семье имеет право на поддержание личных контактов с кровными родителями, родственниками, если это не противоречит интересам ребенка (детей), его нормальному развитию, воспитанию. Контакты родителей с ребенком (детьми) допускаются с согласия приемных родителей. В спорных случаях порядок общения между ребенком (детьми), его родителями, родственниками и приемными родителями определяется органами опеки и попечительства. Но вся информация о детях, оставшихся без попечения родителей, является конфиденциальной.

Конвенция ООН «О правах ребенка» [1], ст. 54 Семейного кодекса РФ закрепляют за каждым ребенком неотъемлемое право жить и воспитываться в семье. Государство обязано обеспечивать социальную защиту ребенка, лишенного семейной среды, предлагая альтернативу в выборе для него вида семейной заботы. В разд. VI Семейного кодекса РФ предусмотрены три формы семейного воспитания таких детей: усыновление (удочерение), опека (попечительство), приемная семья. Некоторые субъекты Российской Федерации воспользовались предоставленным им правом и предусмотрели возможность передачи таких детей в патронажные семьи.

К сожалению, не все нуждающиеся дети могут быть усыновлены (удочерены). Практика показывает, что больше шансов на усыновление (удочерение) у здоровых детей раннего возраста. Больные дети и дети, перешагнувшие порог младенческого возраста, остаются невостребованными и продолжают жить в детских домах, либо усыновляются иностранными гражданами и навсегда покидают Россию.

Приемными родителями на практике чаще всего выступают супруги, имеющие своих детей. Поэтому приемные дети с первых минут проживания в семье на примере приемных родителей и их детей учатся строить свои взаимоотношения как с взрослыми, так и с другими детьми. Они сразу же ощущают семейное тепло и уют. А для обездоленного ребенка чрезвычайно важно иметь близких, которых он может называть мамой и папой, братом и сестрой. Ребенку необходимо слышать такое обращение к себе, как «сынок» или «доченька». При проявлении знаков внимания и любви «замерзшая» от невзгод душа ребенка наполняется теплом и нежностью, что так важно для его физического и душевного здоровья, а также для всей его последующей жизни.

Следовательно, можно сделать вывод, чтосуществуют факторы, тормозящие развитие института приемной семьи. Во-первых, это недоработка федерального законодательства, ограничивающего права приемных родителей в трудовой и социальной сферах. Во-вторых, законодательные акты, принятые на федеральном уровне, не обеспечены механизмом их реализации. В-третьих, ограничены финансовые ресурсы региональных бюджетов для оплаты труда приемных родителей. В-четвертых, отсутствует необходимый жилищный фонд для предоставления жилплощади приемным семьям. В-пятых, данная форма семейного воспитания недостаточно рекламируется и пропагандируется средствами массовой информации.

Список литературы

Конвенция о правах ребенка (одобрена генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) // СПС «Консультант Плюс».

Семейный кодекс Российской Федерацииот 29.12.1995. N 223-ФЗ (принят ГД ФС РФ 08.12.1995, ред. от 23.12.2010) // СПС «Консультант Плюс».

Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994. № 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994, ред.от 14.01.2011) // СПС «Консультант Плюс».

Крупская Н.К. К вопросу о детдомах // На путях к новой школе. 1924.№6. C. 6-9.

Мельников В.П., Холостова Е.И. История социальной работы в России // О положении детей в Российской Федерации: Государственный доклад. М,1995.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Фирсов М.В. История социальной работы в России:учеб.пособие для вузов. М.: ВЛАДОС, 1999. 99 с..

Источники


  1. Гессен И. В. История русской адвокатуры (подарочное издание); Арт Презент — М., 2013. — 536 c.

  2. Новое в судебном законодательстве Российской Федерации. — М.: Омега-Л, 2017. — 128 c.

  3. Очерки конституционной экономики. 10 декабря 2010 года. Госкорпорации — юридические лица публичного права. — М.: Юстицинформ, 2010. — 456 c.
  4. Десницкий, С. Е. Слово о прямом и ближайшем способе к научению юриспруденции. Юридическое рассуждение о вещах священных, святых и принятых в благочестие, с показанием прав, какими оные у разных народов защищаются… и др. / С.Е. Десницкий. — Москва: Гостехиздат, 2016. — 193 c.
  5. Дьяченко, Е. Б. Контроль за корпорациями. Доктрина и практика / Е.Б. Дьяченко. — М.: Инфотропик Медиа, 2013. — 142 c.
Основные проблемы приемных детей и семей в россии
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here