Особенности авторских прав на фотографии

Экспертное мнение на тему: "Особенности авторских прав на фотографии" от профессионалов своего дела. Здесь собрана полная информация по теме. Если возникнут вопросы, то задавайте их дежурному юристу.

Авторское право на фотографию

Объекты авторского права очень многогранны. Наверняка многие согласятся, что для создания романа или научной статьи нужен колоссальный творческий труд, а для фотографии его нужно в значительно меньшей степени. Но вместе со всем этим Гражданский кодекс называет фотографические произведения среди прочих объектов авторского права в пункте 1 статьи 1269 ГК РФ.

Правовая квалификация и особенности

Напомним, что в авторском праве действует так называемая презумпция авторства. Она означает, что создание произведения творческим трудом предполагается (эта позиция выражена Верховным и Высшим Арбитражным судами). Чтобы признать отсутствие у объекта творческого характера, нужно заключение суда на этот счет. Из этого следует, что, поскольку фотографии — также объекты авторского права, то даже фото плохого качества по умолчанию будут охраняться законом.

Таким образом, творческий характер — определяющий критерий, благодаря которому суды и будут отличать фотографии, являющиеся объектами авторского права, и фото, не обладающие признаками интеллектуальной собственности.

Понятие «творческий характер» мы почти всегда ассоциируем с интеллектуальным трудом писателя, художника или архитектора. Интересно, что относительно фотографий данное выражение имеет несколько иное значение, о чем высказался Суд по интеллектуальным правам, указав, что творчеством в деятельности фотографа является:

Выбор освещения для фотосъемки;

Управление размещением объекта съемки;

Обработка фото в соответствующих программах;

Иные ( см. Постановление СИП по делу А24-1669/2013 ).

Таким образом, если что-то из этих действий фотограф применял, то результат его деятельности в виде фото будет однозначно охраняться законом. Хотя опять же не следует забывать, что судебные акты в России обязательной силой не обладают. Для большей ясности приведем разные примеры из практики.

[2]

В 2011 году Хамовнический суд г. Москвы, рассматривая вопрос о признании фотографий в качестве объектов интеллектуальных прав, пришел к однозначному выводу о том, что они являются только лишь сообщениями информационного характера. Кроме того, суд постановил, что при их создании фотограф не приложил никакого творческого труда (более подробно — см. дело № 2-2383/11 ) . Следовательно, полагает суд, они не могут охраняться в качестве объектов авторских прав. И это видится вполне справедливо, ведь могут быть и другие случаи: например, когда фотография получена случайно — человек случайно нажал кнопку на фотоаппарате, в результате чего и получилось фото. Есть ли здесь хоть какая-то доля творческого характера? Очевидно, нет.

Однако сегодня практика идет по пути признания фотографий преимущественно как охраняемых авторским правом объектов. Так, в 2015 году Суд по интеллектуальным правам высказал свою правовую позицию таким образом: пользователи фотографий должны уплачивать правообладателям вознаграждения во всех случаях независимо от художественной ценности фотографических изображений (см. дело № А70-4971/2014 ).

Учитывая авторитет Суда по интеллектуальным правам (о нем см. отдельную статью), можно предположить, что именно его позиция сместила вектор практики относительно преимущественного признания фотографий объектами авторского права.

В сети «Интернет» авторские фотографии незаконно размещаются очень часто, и правообладатели практически в каждом случае могут взыскать деньги с нарушителя. Интересно, что законодатель, устанавливая подсудность дел по защите авторских прав в Интернете, сделал оговорку: через Московский городской суд можно защитить исключительное право на любые произведения, кроме фотографий (и других, полученных таким же образом). Чем это вызвано? Единого мнения нет, но скорее всего, это вызвано широкой распространенностью нарушений прав на фотографии в глобальной сети. Если бы права на фотографии в Интернете можно было бы защищать упрощенным способом, то Мосгорсуд просто был бы завален подобными делами. Обычный же способ значительно труднее: правообладателю придется озаботиться поиском нарушителя, действуя через обычный районный суд, а не просто подать заявление в Мосгорсуд, на основании которого сайт мог бы быть заблокирован (более подробно об этом варианте защиты авторских прав — см. в этой статье).

Копирайт на фото

Мы уже рассматривали назначение знака охраны авторского права — ©. По большому счету все его функции сводятся к одному — информированию потенциального нарушителя о том, что у объекта интеллектуальной собственности есть правообладатель — лицо, разрешение которого надо спрашивать, если предполагается использование этого объекта. Для фотографий упоминание значка копирайта очень целесообразно (особенно в Интернете). Впоследствии в суде можно будет однозначно доказать вину нарушителя, который был уведомлен о том, что у фото есть правообладатель, а также о том, кто конкретно им является. Такой способ используют многие владельцы фотографий: например, Интернет-ресурс «Схема-РФ» ставит оповещение об исключительном праве на каждую свою схему.

Если же нарушитель не только незаконно воспользуется фотографией, но и удалит копирайт, то за это правообладатель может взыскать дополнительную компенсацию на основании удаления информации об авторском праве, что не допускается.

Как видно, авторские права на фото имеют свои особенности. Простым пользователям Интернета следует быть крайне осторожными при использовании чужих фото, так как очень часто у правообладателя есть реальная юридическая возможность взыскать компенсацию в очень большом размере.

Какие фотографии являются объектами авторского права?

Любые ли фотографии являются объектами авторского права? Что такое творческая деятельность фотографа?

Как прямо следует из п. 1 ст. 1259 ГК РФ, фотографические произведения являются объектами авторских прав независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения. То есть, с точки зрения закона, высокохудожественное фото в горах (куда нужно добраться, а затем ещё вернуться живым) на ультрадорогую аппаратуру с многочасовой пост-обработкой и селфи-фото на фронтальную камеру мобильного телефона, сделанное в туалете, охраняются одинаково.

Законом предусмотрено два критерия для признания какого-либо результата объектом авторского права:

  • объективная форма (в том числе и нематериальная);
  • наличие творческого вклада (результат должен быть создан творческим трудом).

С объективной формой в случае с фотографиями вопросов не возникает, поскольку всегда имеется либо цифровой файл, либо негатив, либо иной носитель, на котором запечатлён результат фотосъёмки.

А вот творческий вклад и его наличие — уже более неоднозначный вопрос.

В п. 28 действовавшего ранее Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 5, Пленума ВАС РФ № 29 от 26.03.2009 года «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» (Постановление 5/29) было указано:

пока не доказано иное, результаты интеллектуальной деятельности предполагаются созданными творческим трудом.

То есть, наличие творческого труда презюмируется: пока не доказано иное, творческий труд при создании фото предполагается. Однако, разъяснений о том, что же расценивать в качестве творческого труда фотографа для того, чтобы в случае спора как-то обосновать наличие или же отсутствие такого, катастрофически не хватало.

Ситуацию исправило, в частности, Постановление Суда по интеллектуальным правам по делу А24-1669/2013, в котором указано, что под творческой деятельностью фотографа следует понимать следующие его действия по созданию результата интеллектуальной деятельности:

  • выбор экспозиции,
  • размещение объекта фотоснимка в пространстве,
  • выбор собственной позиции для совершения фотосъемки,
  • установка света и/или адаптация своего местонахождения и места нахождения объекта фотосъёмки под имеющееся освещение,
  • подбор световых фильтров для объектива,
  • выстановка выдержки затвора,
  • настройка диафрагмы,
  • настройка резкости кадра,
  • проявление фотоплёнки (для плёночных фотоаппаратов),
  • обработка полученного изображения при помощи специальных компьютерных программ (для цифровых фотоаппаратов).
Читайте так же:  Что такое фирменный знак

Таким образом, совершение фотографом каких-либо из этих действий (разумеется, чем больше — тем лучше) свидетельствует о том, что фотография была создана творческим трудом, а следовательно, является объектом авторского права.

Впоследствии Постановление 5/29 было отменено, но процитированный выше тезис о презумпции творческого труда без изменений перекочевал в п. 80 Постановления Пленума ВС РФ №10 от 23.04.2019 «О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации».

Дополнительно в новом Постановлении №10 было указано:

Творческий характер создания произведения не зависит от того, создано произведение автором собственноручно или с использованием технических средств. Вместе с тем результаты, созданные с помощью технических средств в отсутствие творческого характера деятельности человека (например, фото- и видеосъемка работающей в автоматическом режиме камерой видеонаблюдения, применяемой для фиксации административных правонарушений), объектами авторского права не являются.

То есть, определяющим (квалифицирующим) признаком остаётся творческий труд: наличие цели создания произведения и действия по достижению этой цели. Именно поэтому видеозапись с камеры видеонаблюдения, статично фиксирующей происходящее, как отмечается судом, не является объектом авторского права, потому что при её установке преследовались иные цели, не направленные на создание произведения.

Соответственно, возвращаясь к фотографиям, логично прийти к следующим выводам:

  1. Студийные фотографии с последующей коррекцией или без таковой — практически всегда являются объектами авторского права.
  2. Любые фотографии, сделанные сознательно, даже на недорогой аппарат, скорее всего, будут являться объектами авторского права.
  3. Фото, полученное при случайном (ключевое слово) нажатии кнопки мобильного телефона (например, в кармане) и в дальнейшем никак не обработанное, скорее всего, объектом авторского права не будет.

Особенности авторских прав на фотографии

На Западе вопрос авторского права в целом и в фотографии в частности давно решен. Нарушать авторское право – все равно, что стрелять из автоматического оружия при свидетелях.

В нашей стране количество талантливых «заимствователей» пока, к сожалению, существенно превышает количество талантливых создателей. Какова же сейчас ситуация в вопросах отечественного авторского права? Какие права российского фотографа защищаются российским законодательством? Охраняется ли фотография авторским правом? Что такое авторские права на фотографии и как их нужно защищать? Когда возникает авторское право на фотографию? Каковы сроки действия авторских прав? Возможно ли использование части оригинальной фотографии без согласования с фотографом? Что такое имущественные права фотографа? Чем отличаются имущественные права от личных прав фотографа? Как заключить договор о передаче прав? Правда ли, что охраняются лишь опубликованные фотографии? Что такое служебное произведение? Что делать, если вашу фотографию украли? Почему стоит добиваться привлечения нарушителей к административной ответственности? Когда необходимо иметь разрешение на фотосъемку? В каких случаях фотографа могут задержать? Законно ли требование удалить чужие снимки со своей веб-страницы?

Интересно? Читайте материалы раздела и защищайте свои права!

Право в фотографии. Статьи о нарушениях авторских прав фотографа. Что такое авторские права на фотографии и как их нужно защищать. Зачем и почему следует добиваться привлечения нарушителей к административной и уголовной ответственности и многое другое.

Рекламная фотография и распределение прав на нее

Чтобы правильно квалифицировать возникновение прав и обязанностей, связанных с созданием и дальнейшим использованием рекламной фотографии, необходимо проанализировать ее статус как объекта авторского права и статус лиц, чьим трудом и по чьему заказу она была создана.

Ответственность за нарушения авторских прав на фотографию

Согласно ст. 1270 Гражданского кодекса Российской Федерации, все исключительные авторские права на фотографию принадлежат тому, кто ее сделал. Если именно Вы нажали на кнопку фотоаппарата, то можете делать со снимком, что угодно: копировать, публично демонстрировать, обрабатывать и распространять – бесплатно или за вознаграждение.

Репортажная фотография

Сложность темы освещения в фотографии текущих событий (репортажная фотография) заключается в том, что очень часто на фотографии находит отображение изображение граждан. Чтобы правильно разобраться в этой теме, необходимо дать квалификацию всех субъектов, предметов и объектов прав, а также возникающих прав и обязанностей, и осветить некоторые особенности, связанные с этим жанром.

Гражданская ответственность за нарушения авторских прав на фотографию

В прошлом номере журнала мы рассказали, что такое авторские права на фотографии и как их нужно защищать. Также мы объяснили, зачем и почему следует добиваться привлечения нарушителей к административной и уголовной ответственности. Сейчас подробнее остановимся на другом виде ответственности – гражданской.

Авторское право на фотографию: проблемные аспекты

Фотография как искусство имеет достаточно долгую и необычную историю. Химическая фотография начинается в глубокой древности, оптическая около тысячи лет назад, а первое закрепленное изображение было получено в 1822 году Жозефом Ньепсом.

Долгое время велись дискуссии о распространении авторского права на фотографию. Многие не признавали фотографию как произведение искусства, а рассматривали ее как техническое копирование, закрепление реальных объектов с помощью, фотоаппарата и различных химикатов. Но на самом деле вклад фотографа в создание фотографии, безусловно, носит творческий характер: подборка сюжета, правильное выстраивание композиции, эстетика и выразительность кадра, индивидуальная для каждой фотографии подборка настроек фотоаппарата, применение различных приспособлений, в том числе создание собственных уникальных устройств и т.д.

Теперь необходимо дать понятие фотографии, которое закреплено в нормативно-правовых актах. Согласно Глоссарию терминов по авторским и смежным правам [1] фотографическое произведение – это изображение реальных объектов, получаемое на поверхностях, чувствительных к свету или другому излучению. Но тогда возникает вопрос: что понимать под поверхностью, чувствительной к свету? Логичнее всего предположить, что под это определение попадает не только пленка, но и матрица современных цифровых фотокамер.

В законодательстве РФ не дается определения фотографического произведения, только указывается, что объектами авторских прав признаются фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичные фотографии [2]. Данное положение означает, что на фотографические произведения распространяются все имущественные и личные неимущественные права, присущие другим объектам интеллектуальных прав. Это исключительное право, право авторства, право автора на имя, право на неприкосновенность произведения, право на обнародование произведения и иные права. Стоит отметить, что авторское право распространяется и охраняет саму форму: пленка, слайд, цифровой файл, где непосредственно закреплена фотография.

Такой же концепции придерживается законодательство Германии. Защите фотографий посвящен целый раздел, но понятие не закреплено, зато дается конкретизация сроков охраны фотографий [3]. Также с законодательством РФ, в отношении этого вопроса, схоже законодательство Франции и некоторых других стран [4]. В комментарии к четвертой части Гражданского кодекса отмечается, что фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии, представляют собой особую группу в том смысле, что не все оригинальные фотографии признаются произведениями.

В то же время отграничить фотоснимок от фотографического произведения не всегда просто. Ведь даже снимок, сделанный с обычного фотоаппарата с использованием автоматических настроек, может представлять художественную ценность. А когда фотограф использует собственные настройки, меняя резкость, глубину, освещенность и другие параметры снимка, ситуация еще более усложняется. Поэтому в некоторых странах (Австрия, Италия) простые фотографии считаются объектом смежных прав [5].

В связи с этим и возникают проблемы и разногласия. Не все юристы придерживаются мнения, что любая фотография является результатом творческой и интеллектуальной деятельности. Единое понятие фотографии разделяют на «творческую» фотографию и «техническую» (простую или репродукционную) фотографию. Под первой понимают фотографии, которые несут в себе какой-то творческий потенциал, сюжет и т.п. Вторая категория подразумевает лишь техническое копирование с помощью фотоаппарата картин, графиков, рисунков, предметов и т.д. Они («технические» фотографии) не созданы творческой работой автора, а являются копией реальных объектов, выраженной в форме фотографии. Так, создание репродукций картин, например, для сервиса Google Art Project будет являться, в соответствии с данной классификацией, «техническими» фотографиями. На практике создание таких фотографий требует большого опыта, использование сложных технических устройств и в какой-то мере творческого подхода, и, исходя из этого, не стоит делать вывод о том, что подобные фотографии не являются результатом интеллектуальной деятельности.

[1]

Данное деление можно проиллюстрировать на примере из судебной практики Суда по интеллектуальным правам. Итак, в Постановлении от 23 января 2014 г. по делу N А56- 293/2013 Общество с ограниченной ответственностью «МауэрБюро» (далее – ООО «МауэрБюро») обратилось в суд с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «СевенСкай» (далее – ООО «СевенСкай») с требованием о взыскании 250 000 руб. компенсации за нарушение исключительных прав на произведение (размещенные фотоматериалы). Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в октябре 2012 года истец выявил размещение ответчиком на его Интернет-сайте, находящегося в свободном доступе для пользователей, фотоматериалов, на которых изображены результаты работ, выполненных ООО «МауэрБюро» на основании договоров подряда.

Читайте так же:  Оформление договора служебного найма жилого помещения

В частности, в разделе сайта «Реализованные проекты» опубликован блок фотографий «Двери и стеклянные перегородки – частный интерьер». Информация об этом зафиксирована в протоколе осмотра от 12.11.2012, составленного нотариусом. Считая, что ООО «СевенСкай» неправомерно использует данные фотоматериалы в своей деятельности для целей продвижения предлагаемой им к реализации продукции, истец направил ответчику письмо с требованием в добровольном порядке осуществить выплату компенсации за нарушение авторских прав на фотоматериалы, размещенные на сайте последнего.

Суд первой инстанции, отказывая в иске, исходил из недоказанности приобретения истцом исключительных прав на изображение дверей и перегородок. Суд апелляционной инстанции согласился с выводом суда первой инстанции о недоказанности приобретения истцом исключительных прав на изображение дверей и перегородок. Также суд первой инстанции сделал вывод, что в фотографиях отсутствуют художественные и творческие элементы. Суд по интеллектуальным правам (кассационная инстанция) также оставил жалобу без удовлетворения. В данном примере хорошо показано деление фотографий по признаку наличия художественного элемента.

Но, на наш взгляд, это оценочная категория лишена объективных критериев для отнесения фотографии к тому или иному виду. Еще одним аспектом данной классификации является отнесение к «творческим» фотографий, которые созданы профессиональными фотографами, а к «техническим» (простым) тех, которые сделали люди, не владеющие специальными знаниями в данной области [6]. Например, в Деле № А40-64446/12 Арбитражного суда города Москвы суд пришел к выводу о том, что содержание оспариваемых фотографий является бесстрастным описанием фактов, не содержит элементов творчества, содержит исключительно информацию только о событиях и фактах, являясь, по сути, отчетом репортера, они не содержат именно результатов творческой деятельности. Данный вывод основывается на общепринятом понятии творчества – интеллектуальная деятельность, результатом которой является создание интеллектуального продукта, ранее не известного, обладающего такими признаками как новизна и оригинальность.

Также суд указывает, что таким критериям оспариваемые фотографии в силу отсутствия постановочного сюжета, других доказательств применения творческого труда при их создании, не соответствуют, поскольку содержат исключительно сведения о событиях и фактах и носят информационный характер, которые, в соответствии с п. 8 ст. 2 «Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений» от 09.09.1886г. Суд в удовлетворении исковых требований полностью отказал [7]. Данное судебное решение является еще одним примером того пути, по которому пошла судебная практика. Но стоит указать на важное положение нашего законодателя – презумпция авторства [8]. Таким образом, как только автор создал произведение, выразил его в какой-либо объективной форме, такое произведение получает авторско-правовую охрану, а его автор становится обладателем авторских прав на созданное им произведение. Никакой регистрации авторских прав или соблюдения каких-либо формальностей для этого не требуется [9].

Получается, кто бы ни создал фотографию: профессионал, любитель или новичок, она все равно будет охраняться авторским правом. По такому же принципу стоит рассматривать и совершенно случайные фотографии. К.С. Братковский в своей брошюре «Авторское право на фотографию» приводит пример: 5 сентября 1936 году Роберт Капа во время одного из боев гражданской войны в Испании случайно нажал на спуск камеры, при этом он даже не смотрел в видоискатель, и сфотографировал смерть милиционера-лоялиста (бойца-республиканца) Федерико Бореля Гарсия [10]. Впоследствии эта фотография стала одной из самых известных военных фотографий.

Исходя из буквального толкования а. 10 п. 1 ст. 1259 ГК РФ следует, что объектом авторских прав является фотография, без деления на творческую и техническую. Это означает, что все фотографии подлежат охране и защите. Соответственно, рассматривать фотографии стоит как объект авторских прав (кроме фотографий, сделанных автоматическими устройствами без какого-либо участия человека – фиксация превышения скорости и т.п.), потому что данные «технические» фотоальбомы могут использоваться другими лицами в составе объектов интеллектуальных прав, без указания первоначального автора. Это может быть коммерческое обозначение, товарный знак, картина, основанная на фотографии и т.п. Данная ситуация будет рассматриваться как незаконная переработка произведения, так как отсутствовало согласие правообладателя [11].

Подводя итог, стоит еще раз повториться, что фотографическое произведение, согласно законодательству РФ, является объектом авторских прав и подлежит надлежащей охране в соответствии с законом и иными нормативно-правовыми актами. Делить фотографии на «творческие» и «технические» некорректно, так как это может нарушить права авторов «технических» фотографий, либо необходимо нормативно урегулировать данный вопрос, закрепить данную классификацию, определить критерии, по которым будет происходить разграничение фотографических произведений на «творческие» и «технические», но это практически невозможно сделать без нарушения прав определенных лиц.

Автор: Болотов М.В.

Библиографический список

1. Глоссарий терминов по авторскому праву и смежным правам. Женева: ВОИС, 1981. №827(EFR). WIPO Glossary of Terms of the Law of Copyright and Neighboring Rights. Geneva, No. 827(EFR). 1981.

2. п. 1 ст. 1259 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 23.07.2013) // «Собрание законодательства РФ», 25.12.2006, N 52 (1 ч.), ст. 5496.

3. Закон Германии «Об авторском праве» // http://www.copyright.ru/ru/ library/ zakonodatelstvo/zarubezhnoe_zakonodatelstvo/zakon_germanii_ob_avtorskom_prave (Дата обращения: 27.09.2014).

4. Кодекс интеллектуальной собственности Франции // http://www.copyright.ru/ru/library/zakonodatelstvo/zarubezhnoe_zakonodatelstvo/kodeks_intellekt ualnoi_sobstvennosti_frantsii (Дата обращения: 27.09.2014).

Читайте так же:  Особенности составления доверенности для голосования на общих собраниях тсж

5. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации части четвертой (постатейный) / Отв. ред. Л.А. Трахтенгерц. М.: КОНТРАКТ, ИНФРА-М, 2009. С. 92.

6. Кондратьева Е.А. Объекты интеллектуальных прав: особенности правовой охраны. М.: Статут, 2014. С. 26.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

7. Постановление Десятого Арбитражного апелляционного суда № 09АП-38607/2012-ГК // http://kad.arbitr.ru/Card/2b4cddfa-9dc8-497d-bceb-677f3f668f2e (Дата обращения: 04.05.2014).

8. п. 4 ст. 1259 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 23.07.2013) // «Собрание законодательства РФ», 25.12.2006, N 52 (1 ч.), ст. 5496.

9. Близнец И.А. Леонтьев К.Б. Авторское право и смежные права: Учебник. М., 2011. С. 25.

10. Братковский К.С. Авторское право на фотографию // URL: http://www.intellaw.org.ua/copyright_pfoto.pdf (дата обращения 04.05.2014).

11. ст. 1270 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 23.07.2013) // «Собрание законодательства РФ», 25.12.2006, N 52 (1 ч.), ст. 5496.

Авторские права на фотографии. Знак авторского права

Немногие знают, что любая фотография, сделанная профессионалом или любителем, считается собственностью своего автора. Поэтому за ее несанкционированное использование предусматриваются различные штрафы, о которых речь пойдет ниже. Авторские права на фотографии бывают личными и имущественными, их нарушение приводит к различным последствиям. Чтобы не попасть по незнанию в неприятную ситуацию или не понести финансовых убытков в результате тиражирования продуктов вашего творчества третьими лицами, следует знать подробности, связанные с данным вопросом.

Личные и имущественные права фотографа

Еще полвека назад фотоснимки не рассматривались в числе произведений искусства, а их авторов считали ремесленниками. Сегодня ситуация кардинально изменилась. Благодаря появлению высококачественных технических устройств, некоторые фотографии стоят в одном ряду с картинами художников. При этом автор обладает в их отношении личными и имущественными правами. Эти два понятия имеют существенные отличия.

В частности, авторские права на фотографии неотделимы от личных, а вот имущественные могут быть переданы автором произведения или перейти, согласно закону, к третьим лицам или организациям. Чтобы все стало предельно ясно, приведем такой пример: известный фотограф решил передать свои произведения городскому музею и оформить этот акт по всем правилам. В таком случае имущественные права на фотоснимки перейдут этой организации, но личные автор навсегда сохранит за собой, и при выставлении его работ под ними должны будут указывать его имя.

Что предусматривают имущественные права

Очевидно, что личные права касаются, скажем так, удовлетворения вполне понятного желания автора получить общественное признание за свое творчество. Если говорить об имущественных правах, то они касаются в том числе финансовой стороны вопроса, закрепляя за фотографом право разрешать (в том числе за определенную плату) или запрещать использование его произведений. Это касается воспроизведения и распространения экземпляров фотоснимков, а также их публичного показа. Разрешение на использование фото дается автором или правообладателем в устной или письменной форме и считается авторским договором, по которому третьему лицу передается часть авторских (но не личных) и имущественных прав.

[3]

Знак авторского права

Согласно статье 1271 Гражданского кодекса России, с целью оповещения о своих правах правообладатель фотографии может ставить на каждом экземпляре произведения особую отметку. Этот знак авторского права должен состоять из латинской буквы «С» (COPY), заключенной в окружность, а также имени правообладателя (наименования, если объект защиты принадлежит компании, организации и др.) и года, когда произведение было опубликовано впервые.

В каких случаях можно использовать снимки, не нарушая авторские права на фотографии

Существует несколько ситуаций, когда результат творчества или труда фотографа можно использовать, не спрашивая у него разрешения и без выплаты вознаграждения. Это:

  • воспроизведение уже обнародованного фото и его просмотр у себя дома в кругу семьи;
  • показ правомерно обнародованной фотографии в качестве иллюстрации в телепередачах, изданиях и видеозаписях учебного характера в ряду других снимков с обязательным указанием имени фотографа и источника, откуда данное произведение было заимствовано;
  • воспроизведение снимков, находящихся в местах, свободных для посещения (например, фото на рекламном банере, но не снимок с чужой личной страницы в социальных сетях в Интернете);
  • при создании карикатур;
  • если автор работает на вас, как на работодателя по трудовому договору;
  • если вы приобрели данное произведение у автора законным путем.

Закон РФ об авторском праве также разрешает воспроизведение фотоснимков для осуществления предварительного следствия, судопроизводства и других подобных процедур.

Когда фото становится общественным достоянием

Авторские права на фотографии имеют некоторые аспекты, которые действуют только в течение ограниченного промежутка времени. В частности, фотоснимки переходят в общественное достояние после завершения действия исключительного права. Последнее остается в силе в течение всей жизни фотографа и 70-ти лет, которые отчитываются с 1 января года, который следует за датой его смерти. При этом нарушение авторских прав в отношении фотоснимков, созданных ранее 1969-го года, сегодня не рассматривается как нарушение, так как с тех пор изменилось действующее законодательство.

Привентивные меры

Фотограф должен позаботиться о том, чтобы в случае несанкционированного использования своих произведений иметь возможность доказать нарушение авторских прав. С этой целью можно сделать следующее:

  • никогда не передавать никому свои фото в формате RAW;
  • занести в настройках камеры данные о себе, включая имя, фамилию, адрес своего сайта, номер паспорта и др.;
  • при публикации в интернете ставить на снимках знак копирайта в таком виде, как описано выше;
  • произвести нотариальное удостоверение авторства;
  • зарегистрировать авторские права в одной из организаций по коллективному управлению авторскими правами.

Что может грозить нарушителю

Охрана авторских прав, согласно закону, предусматривает компенсации автору. Причем она будет больше, если на снимке будет выставлен знак копирайта с вашим именем. В частности, если фото с такой отметкой будет использовано третьим лицом, то минимальная сумма вместо 10000 рублей составит 20000 рублей за каждый снимок.

Что касается максимальной компенсации, то за нарушение имущественного права (копирование, тиражирование и др.) она составляет 5 миллионов рублей (статья 1301 ГК). Та же сумма должна быть выплачена за нарушение неимущественных прав, что выражается в удалении информации об авторе или правообладателе, например, средствами какой-либо компьютерной программы для редактирования фото (статья 1300 ГК).

Как защитить свои права в суде

Если договориться с “похитителями” своих фото невозможно, то следует искать защиту у закона. Иными словами, придется обратиться в суд. При этом вам придется доказать, что именно вы являетесь автором. Согласно действующему законодательству, защищающему авторские права (РФ), главным документом в таком случае являются распечатанные фотографии, на которых явно отмечено ваше имя. Тут надо знать, что вполне возможно, что другая сторона (“похититель”) сможет представить такие же, но со своими данными. В подобной ситуации следует предоставить суду файлы с этими фотоснимками в формате RAW.

Также нужно подготовить доказательства, касающиеся незаконного использования ваших снимков. Например, если злоумышленник разместил фото на своем сайте, то можно обратиться к нотариусу с просьбой заверить нотариально те страницы, на которых выставлены фотографии.

Когда нарушено авторское право, защита авторских прав в суде предусматривает также требование компенсировать материальный или моральный ущерб фотографа. Обращаясь в суд, истец может самостоятельно определить размер компенсации, которая его устроит. Однако суд определяет его по своему усмотрению и обосновывает свое решение. При этом учитываются следующие обстоятельства:

  • характер допущенного нарушения;
  • срок несанкционированного автором или правообладателем использования фотографии;
  • совершал ли ответчик подобные правонарушения в отношении работ конкретного автора или других фотографов;
  • степень вины нарушителя;
  • вероятные убытки автора;
  • соразмерность установленной судом компенсации последствиям нарушения.
Читайте так же:  Выплата алиментов

Теперь вам известно, что такое авторское право, защита авторских прав и каковы возможные размеры компенсаций, причитающихся фотографу в случае несанкционированного использования продуктов его творчества.

Рекламная фотография и распределение прав на нее

Чтобы правильно квалифицировать возникновение прав и обязанностей, связанных с созданием и дальнейшим использованием рекламной фотографии, необходимо проанализировать ее статус как объекта авторского права и статус лиц, чьим трудом и по чьему заказу она была создана.

Рекламная фотография, как и любая фотография, является объектом авторских прав (как исключительных, так и личных неимущественных). В сферу личных неимущественных прав входят защита фотографии как таковой (включая ее целостность, достоверность композиционного и цветового решений и др.), защита имени автора и его связь с фотографией, а также иные вопросы, не связанные с дальнейшим использованием фотографии.

Авторство фотографа при создании рекламной фотографии никоим образом сомнению не подлежит. Поскольку в последнее время все чаще при создании рекламной фотографии используют труд фотомоделей, возникает вопрос: может ли фотомодель быть признана автором рекламной фотографии? Положения гражданского законодательства России непосредственно не относят фотомоделей к числу авторов, но не отрицают возможности авторства фотомодели, т.к. она тоже может внести определенный творческий вклад в создание фотографии. Вопрос наличия авторских прав у модели (в том числе исключительных) никогда не будет раскрыт однозначно и решается для каждого конкретного случая по-своему. Как показывает опыт, оптимальным решением является признание авторских прав за моделью и перераспределение их в зависимости от ситуации (об этом разговор пойдет далее).

Исходя из предыдущих пунктов, авторами рекламной фотографии могут быть признаны фотограф и фотомодель, и никто более. Соответственно, исключительные права сначала возникают только у этих лиц, т.к. на основании ст. 1228 (п. 3) ГК РФ исключительное право на фотографию первоначально возникает у ее автора и может быть передано автором другому лицу по договору, либо может перейти к другим лицам по иным основаниям, установленным законом. Исключительным правом на фотографию, согласно ст. 1229 (п. 1), 1270 ГК РФ, является право ее использования и распоряжения ею любым не противоречащим закону способом, в том числе право разрешать или запрещать другим лицам использование фотографии исключительно по своему усмотрению. Причем отсутствие запрета таковым согласием (разрешением) не считается, а другие лица не могут использовать фотографию без согласия правообладателя – иначе таковое использование является противозаконным.

Согласно ст. 152-1 ГК РФ целенаправленное изображение человека как основного объекта изображения на фотографии допустимо только с его согласия. Изъявление такового согласия не требуется, если модель позировала за плату.

Особенности авторских прав на фотографии

Авторское право – это сложнейшее юридическое понятие, которое имеет особенный режим правового регулирования. Как и любой из элементов права интеллектуальной собственности, авторам приходится работать не только с материальным объектом (правом владения результатом творческой работы), но и с нематериальным правом – авторским. Каковы особенности работы с этой юридической категорией, как не нарушить закон в этой области и как защитить свои фотографии вы узнаете, изучив эту статью.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону

+7 (499) 450-39-61
Это быстро и бесплатно !

Законодательство о защите авторских прав на фотографиях

Какими законодательными актами регулируется право на изображение? Авторское право подпадает под юрисдикцию нормативно-правовых актов, которые относятся к области права интеллектуальной собственности.

Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» регулирует все правовые аспекты, которые связаны с распространением, использованием фотографий, а также с защитой авторских прав фотографов и имущественных прав собственников фотографий. Также определённые юридические нюансы, которые не перечат закону, но уточняют его, могут быть прописаны в правилах сайта, на котором эти фото размещались.

Какие фото охраняет авторское право

Авторские права на фото распространяются на все фотографии вне зависимости от того, какого они качества, когда они были сделаны и кем конкретно – фотографом-профессионалом или же любителем на домашнюю камеру.

Кроме того, для закона не имеет никакого значения, что именно изображено на фото. Семейные фотографии и изображение природы будут иметь одинаковый режим правовой охраны.

Главное – чтобы они были сделаны лично вами. Необходимости подтверждать творческую составляющую нет необходимости, потому что для закона любое фото – это уже творчество.

Классификация графических объектов, которые охраняет авторское право:

  1. Любые негативы, как цветные, так и чёрно-белые.
  2. Цифровые фотографии (как в электронном виде, так и их распечатанные копии).
  3. Слайды.
  4. Любой кусок фотографии, как негатива, так и цифровой.

Как защитить свои фотографии

Своё произведение в интернете можно защитить, и сделать это не так сложно, как кажется на первый взгляд. Есть два действенных метода, которые помогут авторам установить своё право на изображения:

  1. Установить знак копирайта и подписать фото. Сделать это можно в любой части изображения.
  2. Приобретите патент на изображение (либо группу изображений). Тогда ваши фотографии будут распространяться по отдельным лицензиям, и в случае их незаконного коммерческого использования можно будет не только доказать факт нарушения, но и истребовать упущенную выгоду.

Кроме законных методов защиты своего авторского права, есть и некоторые неофициальные способы, которые используют фотографы. Самые популярные среди них это:

  1. Фотографии передаются заказчику или публикуются не в полном виде, а немного обрезанными. В таком случае, если возникнет спор об авторстве, подлинный автор сможет продемонстрировать исходник.
  2. На фото устанавливаются едва заметные вотермарки на фон. По ним можно будет доказать, что автор именно вы.
  3. На фотографию накладывается фильтр, который автор изображения создаёт в графическом редакторе лично. Этот метод помогает быстро выделить свои фото среди других. Проблема лишь в том, что один фильтр может подойти не под все работы, потому что разный стиль изображения требует разных эффектов.

Как доказать нарушение ваших авторских прав

Доказать нарушение авторского права не так сложно, как кажется на первый взгляд. Процедура доказывания предусматривается непосредственно во время судебного рассмотрения вопроса. Для того, чтобы показать суду, что факт нарушения был, автору нужно:

  1. Сделать скриншот, фотографию экрана или видеозапись, которые продемонстрируют факт нарушения;
  2. Если нарушитель не избавился от доказательств незаконного использования ваших фотографий до момента слушания, то нарушение можно будет продемонстрировать в зале суда. Это не отменяет того, что скриншоты необходимо приложить к делу в качестве доказательств заранее.
  3. Обратитесь к нотариусу. Он может заверить фото или скриншот сайта, подтвердить, что в данный день и время они выглядели именно так. Поможет придать доказательствам большую силу.
  4. Доказать свою правоту автору помогут свидетели. В этом вопросе чем больше граждан, которые не знакомы с собственником в личной жизни, подтвердят факт нарушения, тем лучше. Друзья и родственники также могут свидетельствовать, но их сова чаще ставятся судом под сомнение из-за личной связи с одной из сторон конфликта;
Читайте так же:  Наследство и дети от первого брака

Советы к распространению фотографий

Для того, чтобы не переживать за своё авторское право, при распространении фотографий стоит помнить следующее:

  1. Никогда не выставляйте фото в интернете без своих авторских знаков. Если знак копирайта и ваше имя обрежут, то это будет грубым нарушением закона, и на такого гражданина можно смело подавать в суд.
  2. Не распространяйте в свободном доступе фотографии, которые вы собираетесь продать.
  3. Нельзя выкладывать в интернет (даже с вотермарками и знаками копирайте) изображения, которые проходят процедуру патентирования.
  4. Обязательно оставляйте у себя исходники всех фото на случай, если возникнут какие-либо проблемы с авторским правом либо правом собственности.
  5. Перед размещением фото на сайте изучите правила пользования ресурса. Там вас может ожидать множеству сюрпризов. Например, некоторые недобросовестные владельцы сайтов писали в правилах (которые обычно никто не читает и сразу нажимает галочку «принять»), что все данные (и фото, и тексты), которые размещаются на сайте, автоматически становятся собственностью хозяина веб-ресурса.

Использование фотографий без нарушения авторских прав

Право интеллектуальной собственности достаточно сурово. Как же использовать изображения, не нарушая авторские права фотографа? И возможно ли это в принципе, если фото было сделано не вами?

Ответ – да, возможно. Вот несколько примеров того, как можно использовать чужие фото не нарушая законы и чужие права:

  1. Если фото было сделано вашим сотрудником в рабочих целях, вы можете спокойно использовать это изображение. В таком случае вы получаете имущественное право, а право авторства остаётся за тем, кто сделал этот снимок.
  2. Исключительные права на фотографии передаются отдельным договором. В таком случае вы получаете не только право собственности, но и право называться автором (или просто не упоминать имя того, кто сделал снимок). Видов такого рода соглашений существует множество. Чаще всего это – подписанный обеими сторонами договор. Авторские права на фотографии по нему передаются через лицензионные соглашения, либо через процедуру отчуждения исключительного права.
  3. Картинки можно использовать без разрешения автора в некоммерческих целях. Например, если вы занимаетесь хэндмейдом, вы можете перенести фото другого автора на своё произведение, и это не будет считаться плагиатом, пока вы не попытаетесь начать продавать товары с этим изображением.

Как использовать фотографии из интернета

Авторские права на фотографии в интернете имеют свой, особый правовой режим. На все картинки в сети распространяется открытая лицензия Creative Commons (кроме тех изображений, на которые самим автором установлена другая лицензия для распространения). Если же фото подпадает под действие лицензии CC, тогда правила её использования следующие:

  1. Вы можете спокойно использовать чужие фото, если это необходимо для цитирования (например, вы рассказываете об авторе и хотите показать его фотографии в качестве примера, либо вы критикуете фото, и хотите продемонстрировать её своим читателям в блоге или на странице в социальной сети).
  2. Если фото было выложено на определённом сайте, его можно использовать в границах этого сайта (некоторые социальные сети являются исключением из данного правила, поэтому стоит уточнить этот момент в правилах использования сайта). Касается это только некоммерческого использования.
  3. Фото из интернета разрешается свободно использовать в культурно-образовательных целях. Если вам нужны какие-либо картинки для презентации, постера на научную конференцию или буклетов для студентов, в смело можете использовать чужие фотографии из сети.
  4. В интернете существуют бесплатные фотостоки. Перед началом использования фотографий оттуда нужно проверить, нет ли на них знака копирайта или вотермарки. Если этих защитных элементов на картинках нет, тогда их можно свободно использовать в своих целях, даже коммерческих.

Самое главное, что нужно помнить, когда вы используете картинки из интернета – у каждой из них есть свой автор. То, что фото разместили в сеть, не значит, что она автоматически стала общедоступной, и кто угодно может использовать её для чего угодно. Интернет не делает объекты труда людей общедоступными, он лишь помогает получать больше данных и приобретать права на владение материальными и нематериальными благами проще и быстрее.

Когда чужие снимки использовать нельзя

Существует множество спорных ситуаций, когда пользователям кажется, что картинки использовать можно, а на самом деле законом это строго запрещается. Примером таких коллапсов могут выступать:

  1. Вы заказали фотосессию у фотографа, а он прислал вам изображения. В таком случае фотограф всё равно остаётся автором снимков, а вы, в зависимости от договора, получаете либо услугу (тогда вы не можете использовать фото в коммерческих целях), либо продукт (тогда вы можете использовать изображения для рынка, но авторские права всё равно придётся приобретать отдельно).
  2. Если фото выложили в интернете, это не значит, что его можно свободно использовать. Картинки из поисковых систем или социальных сетей нельзя присваивать себе не нарушая право интеллектуальной собственности.
  3. Без знака копирайта и указания данных автора фотография всё равно остаётся его собственностью, поэтому использовать её просто так, без дополнительных разрешений, нельзя.
  4. Нельзя использовать чужие изображения с целью унизить кого-либо, как автора фото, так и других людей. Например, если кто-то сфотографировал знаменитость, а вы из его фото сделали карикатуру с помощью фотошопа, авто фото может заявить на вас в суд, потому что своей работой вы портите его изначальное изображение.

Заключение

Работа с фотографиями – это совершенно не сложно, если внимательно ознакомиться с законодательством и не выкладывать свои фото в сеть наобум. Подходя к вопросу своего авторского права разумно, можно защитить себя превентивными мерами так, что потом не придётся ходить по судам и доказывать, что автор – вы, а не мошенник, который хочет получить выгоду от результатов вашего труда.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Не нашли ответа на свой вопрос?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

Источники


  1. Профессиональная этика сотрудников правоохранительных органов; Щит-М — М., 2011. — 384 c.

  2. Суворов, Н. Об юридических лицах по римскому праву / Н. Суворов. — М.: Книга по Требованию, 2011. — 362 c.

  3. Шамин, А. Н. История биологической химии. Истоки науки / А.Н. Шамин. — М.: КомКнига, 2013. — 392 c.
  4. Еникеев, М.И. Основы общей и юридической психологии / М.И. Еникеев. — М.: ЮРИСТЪ, 1996. — 631 c.
  5. Домашняя юридическая энциклопедия. Семья / ред. И.М. Кузнецова. — М.: Олимп, 2016. — 608 c.
Особенности авторских прав на фотографии
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here