Ответственность за нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспорта разных видов

Экспертное мнение на тему: "Ответственность за нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспорта разных видов" от профессионалов своего дела. Здесь собрана полная информация по теме. Если возникнут вопросы, то задавайте их дежурному юристу.

Содержание

  • Статья 263. Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена

    1. Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена лицом, в силу выполняемой работы или занимаемой должности обязанным соблюдать эти правила, за исключением случаев, предусмотренных статьей 271.1 настоящего Кодекса, а равно отказ указанного лица от исполнения своих трудовых обязанностей в случае, когда такой отказ запрещен законом, если эти деяния повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба, —

    наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо ограничением свободы на срок до четырех лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

    1.1. Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного, морского и внутреннего водного транспорта лицом, управляющим легким (сверхлегким) воздушным судном или маломерным судном, за исключением случаев, предусмотренных частью первой настоящей статьи и статьей 271.1 настоящего Кодекса, если эти деяния повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба, —

    наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо ограничением свободы на срок до четырех лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

    1.2. Деяния, предусмотренные частями первой и первой.1 настоящей статьи, совершенные лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшие по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, —

    наказываются принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

    2. Деяния, предусмотренные частями первой и первой.1 настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека, —

    наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок.

    2.1. Деяния, предусмотренные частями первой и первой.1 настоящей статьи, совершенные лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшие по неосторожности смерть человека, —

    наказываются лишением свободы на срок от пяти до двенадцати лет.

    3. Деяния, предусмотренные частями первой и первой.1 настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть двух или более лиц, —

    наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до семи лет.

    4. Деяния, предусмотренные частями первой и первой.1 настоящей статьи, совершенные лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшие по неосторожности смерть двух или более лиц, —

    наказываются лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет.

    Примечание. Крупным ущербом в настоящей статье признается ущерб, сумма которого превышает один миллион рублей.

    Комментарий к Ст. 263 УК РФ

    1. Преступление, предусмотренное комментируемой статьей, посягает на безопасность движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена (основной непосредственный объект). В качестве дополнительного объекта преступления выступают, в частности, безопасность жизни и здоровья человека, собственность, экологическая безопасность.

    Безопасность движения и эксплуатации указанных видов транспорта (включая метрополитен) представляет собой состояние защищенности процесса движения различных транспортных средств и самих транспортных средств, при котором отсутствует недопустимый риск возникновения транспортных происшествий и их последствий, влекущих за собой причинение вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде, имуществу физических или юридических лиц.

    2. Предметом преступления являются транспортные средства.

    Железнодорожный транспорт: локомотивы, грузовые вагоны, пассажирские вагоны локомотивной тяги и мотор-вагонный подвижной состав, а также иной предназначенный для обеспечения осуществления перевозок и функционирования инфраструктуры железнодорожный подвижной состав.

    Воздушный транспорт: самолеты, вертолеты, мотодельтапланы и иные летательные аппараты, используемые для передвижения по воздуху.

    Морской транспорт: морские суда (подводные и надводные корабли и т.д.).

    Внутренний водный транспорт: судна, используемые в целях судоходства на внутренних водных путях, в том числе судна смешанного (река — море) плавания.

    Метрополитен: подвижной состав, используемый для обеспечения пассажирских перевозок.

    3. Нарушение правил безопасности движения включает различные отступления от установленного порядка управления движущимся транспортным средством: проезд на запрещающий сигнал, несоблюдение пилотом маршрута или эшелона полета, неправильное расхождение судоводителя со встречным водным транспортом и т.п.

    4. Нарушение правил эксплуатации предполагает: отступление от требований технического обслуживания узлов и механизмов, обеспечивающих безопасность движения транспортного средства, допуск к управлению посторонних лиц, непринятие мер к обеспечению безопасности пассажиров при посадке и высадке, погрузке и разгрузке грузов и иные нарушения порядка эксплуатации транспортных средств, обеспечивающего безопасные условия его использования.

    5. Отказ лица, обязанного соблюдать правила безопасности движения и эксплуатации транспорта, от исполнения трудовых обязанностей в случае, когда такой отказ запрещен законом, представляет собой неправомерное невыполнение лицом должностных обязанностей, содержащихся в трудовом договоре (в дополнениях к нему, например в должностных инструкциях) и не связанных непосредственно с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспорта (к примеру, проведение указанными работниками транспорта забастовки в том случае, если ее проведение создает угрозу обороне страны и безопасности государства, жизни и здоровью людей).

    6. Обязательным признаком состава преступления является наступление вредных последствий: причинение тяжкого вреда здоровью человека или причинение крупного ущерба (ч. 1 комментируемой статьи), смерть одному человеку (ч. 2) или нескольким лицам (ч. 3).

    Крупный ущерб может выражаться, например, в уничтожении транспортного средства в результате аварии, заражении окружающей среды истекающей в результате аварии ядовитой жидкостью, нефтепродуктами и другими вредными веществами. В соответствии с примечанием к этой статье сумма такого ущерба должна превышать 1 млн. руб.

    Читайте так же:  Как правильно подать на алименты, если не установлено отцовство

    7. Между последствием и деянием должна быть установлена причинная связь.

    8. Субъективная сторона — вина в форме неосторожности. При этом отказ от исполнения трудовых обязанностей всегда совершается лицом осознанно, однако в целом такое преступление будет неосторожным в силу психического отношения виновного к последствиям.

    9. Субъектом преступления может быть только работник соответствующего транспорта, на которого специально возложены обязанности по обеспечению безопасности движения или эксплуатации транспорта. Им может быть лицо, непосредственно управляющее транспортным средством (машинист локомотива, капитан корабля, рулевой моторной лодки и т.д.), либо лицо, занимающее должность, связанную с организацией эксплуатации транспорта: руководитель транспортного предприятия, допустивший, например, к управлению транспортом неподготовленного работника, диспетчер, подавший ошибочную команду, и др.

    По одному из уголовных дел субъектом комментируемого преступления наряду с командиром вертолета обоснованно признано лицо, ответственное за организацию полета — старший летный командир, который нарушил требования безопасности полетов при организации рейса вертолета МИ-8 (см. определение Судебной коллегии по уголовным делам ВС РФ N 53-О04-34 ).
    ———————————
    БВС РФ. 2005. N 2.

    10. Ответственность по комментируемой статье могут нести только те работники, на которых обязанности по обеспечению безопасности движения или эксплуатации транспортного средства возложены в установленном законом порядке. Высшая судебная инстанция не признала субъектом комментируемого преступления слесаря депо, который по поручению отлучившегося с места работы маневрового машиниста электровоза, не имея на то полномочий, самостоятельно привел в движение электровоз и при попытке установить его на определенном месте в депо для ремонта наехал на человека и причинил ему тяжкие телесные повреждения (см. определение Судебной коллегии ВС РФ N 89-1/н-88-1 ).
    ———————————
    Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 1988 года.

    11. Иные лица, например, самовольно захватившие указанное в статье транспортное средство и допустившие нарушение правил безопасности движения, могут нести ответственность по ст. 268 УК (нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта).

    Преступления, связанные с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации, действующих на отдельных видах транспорта

    Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (ст. 264 УК РФ). В отличие от ст. 211 УК РСФСР 1960 г., в которой речь шла об уголовной ответственности за нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств лицом, управляющим транспортным средством, повлекшее причинение потерпевшему менее тяжкого телесного повреждения, в ч. 1 ст. 264 преступлением признается нарушение лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством, правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба.

    Объект преступления. В юридической литературе наиболее распространенным является мнение о том, что этим объектом выступает безопасность дорожного движения, определяемая ст. 2 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» как состояние процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Встречаются и несколько иные формулировки объекта: безопасные условия дорожного движения и эксплуатации определенных транспортных средств; состояние защищенности личности и общества от угроз в связи с нарушениями правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств; общественные отношения, складывающиеся в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, отражающие степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий и т.п. В концепциях, относящих данное преступления к числу многообъектных, в качестве дополнительного или факультативного объекта признаются жизнь и здоровье человека.

    При характеристике предмета преступления к нему относят указанные в ст. 264 виды механического транспортного средства: автомобиль, трамвай либо другое механическое транспортное средство, которым согласно примечанию к данной статье понимаются троллейбусы, а также трактора и иные самоходные машины, мотоциклы и иные механические транспортные средства. В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 09.12.2008 № 25 в связи этим разъясняется, что в силу п. 1.2 Правил дорожного движения РФ к механическим транспортным средствам не относятся мопеды и другие транспортные средства, приводимые в движение двигателем с рабочим объемом не более 50 см 3 и имеющие максимальную конструктивную скорость не более 50 км/ч, а также велосипеды с подвесным двигателем, мокики и другие транспортные средства с аналогичными характеристиками. Лица, управлявшие указанными транспортными средствами и допустившие нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшее но неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека, при наличии к тому оснований несут ответственность соответственно но ч. 1, 2 или 3 ст. 268 УК РФ.

    Объективная сторона преступления предполагает деяние, определяемое ст. 264 как нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.

    Рамками объективной стороны данного состава преступления не охватывается деяние, совершаемое в нарушение правил, не связанных с безопасностью движения и эксплуатации транспортных средств. Согласно п. 4 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 09.12.2008 № 25 действия водителя, нарушившего правила производства определенных работ, правила техники безопасности или иные правила охраны труда при погрузке, ремонте или выполнении иных работ, должны квалифицироваться при соответствующих условиях по статьям УК РФ, предусматривающим ответственность за преступления против личности либо за нарушение правил при производстве работ. Аналогичная квалификация рекомендуется и в случаях, когда имеет место управление автотранспортным средством вне дороги.

    В отличие от административно наказуемого нарушения правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств ст. 264 применима лишь при условии наступления последствий, указанных в ней: по ч. 1 — при причинении тяжкого вреда здоровью одного или нескольких лиц; по ч. 3 и 4 — при причинении смерти одному человеку; по ч. 5 и 6 — при причинении смерти двум или более лицам. Если в результате дорожно-транспортного происшествия одновременно пострадали в разной степени два и более лица, содеянное подлежит квалификации по той части ст. 264 УК РФ, которая предусматривает ответственность за наступившие наиболее тяжкие последствия.

    Субъективная сторона преступления. По отношению к указанным в ст. 264 последствиям предполагается лишь неосторожная форма вины. При этом в отношении к самому факту нарушения Правил безопасности движения РФ лицо может действовать осознанно или неосознанно. В последнем случае должно быть установлено, что по обстоятельствам дела лицо должно было и могло осознавать этот факт.

    Использование транспортного средства управляющим им лицом для умышленного причинения вреда здоровью потерпевшего влечет уголовную ответственность в соответствии с направленностью умысла по статьям Особенной части УК РФ о преступлениях против личности.

    Субъект преступления — достигшее 16-летнего возраста вменяемое лицо, управлявшее автомобилем, трамваем или другим механическим транспортным средством, предназначенным для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.

    Субъектом преступления признается не только водитель, сдавший экзамены на право управления указанным видом транспортного средства и получивший соответствующее удостоверение, но и любое другое лицо, управлявшее транспортным средством, в том числе лицо, у которого указанный документ был изъят в установленном законом порядке за ранее допущенное нарушение пунктов Правил, лицо, не имевшее либо лишенное права управления соответствующим видом транспортного средства, а также лицо, обучающее вождению на учебном транспортном средстве с двойным управлением (п. 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 09.12.2008 №25).

    Федеральный закон от 13.02.2009 № 20-ФЗ «О внесении изменения в статью 264 Уголовного кодекса Российской Федерации» дополнил ст. 264 новым квалифицированным видом данного преступления: совершение указанного в ней деяния лицом, находящимся в состоянии опьянения. В зависимости от тяжести наступивших последствий такое деяние может служить основанием для вменения ч. 2, 4 и 6 ст. 264.

    Читайте так же:  Что должно прийти в ответ на исковое заявление по поводу алиментов

    Уголовная ответственность за нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена

    Ответственность по данному виду преступления, предусмотрена ст. 263 УК РФ и наступает в случае нарушения правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена лицом, в силу выполняемой работы или занимаемой должности обязанным соблюдать эти правила, а равно отказ указанного лица от исполнения своих трудовых обязанностей в случае, когда такой отказ запрещен законом.

    За совершение данного преступления, предусмотрена уголовная ответственность в виде штрафа, ограничения свободы, принудительных работ с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, ареста, лишения свободы на срок до двух лет.

    Нарушение правил безопасности движения включает различные отступления от установленного порядка управления движущимся транспортным средством: проезд на запрещающий сигнал, несоблюдение пилотом маршрута или эшелона полета, неправильное расхождение судоводителя со встречным водным транспортом и т.п.

    Нарушение правил эксплуатации предполагает: отступление от требований технического обслуживания узлов и механизмов, обеспечивающих безопасность движения транспортного средства, допуск к управлению посторонних лиц, непринятие мер к обеспечению безопасности пассажиров при посадке и высадке, погрузке и разгрузке грузов и иные нарушения порядка эксплуатации транспортных средств, обеспечивающего безопасные условия его использования.

    Отказ лица, обязанного соблюдать правила безопасности движения и эксплуатации транспорта, от исполнения трудовых обязанностей в случае, когда такой отказ запрещен законом, представляет собой неправомерное невыполнение лицом должностных обязанностей, содержащихся в трудовом договоре (в дополнениях к нему, например в должностных инструкциях) и не связанных непосредственно с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспорта (к примеру, проведение указанными работниками транспорта забастовки в том случае, если ее проведение создает угрозу обороне страны и безопасности государства, жизни и здоровью людей).

    Обязательным признаком состава преступления является наступление вредных последствий: причинение тяжкого вреда здоровью человека или причинение крупного ущерба (ч. 1), смерть одному человеку (ч. 2) или нескольким лицам (ч. 3).

    Крупный ущерб может выражаться, например, в уничтожении транспортного средства в результате аварии, заражении окружающей среды истекающей в результате аварии ядовитой жидкостью, нефтепродуктами и другими вредными веществами. Сумма такого ущерба должна превышать 1 млн. руб.

    [3]

    К уголовной ответственности по ст. 263 УК РФ могут привлекаться только работник соответствующего транспорта, на которого специально возложены обязанности по обеспечению безопасности движения или эксплуатации транспорта. Им может быть лицо, непосредственно управляющее транспортным средством (машинист локомотива, капитан корабля, рулевой моторной лодки и т.д.), либо лицо, занимающее должность, связанную с организацией эксплуатации транспорта: руководитель транспортного предприятия, допустивший, например, к управлению транспортом неподготовленного работника, диспетчер, подавший ошибочную команду, и др.

    Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена

    Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена (ст. 263 УК РФ).

    1. Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена лицом, в силу выполняемой работы или занимаемой должности обязанным соблюдать эти правила, за исключением случаев, предусмотренных статьей 271.1 настоящего Кодекса, а равно отказ указанного лица от исполнения своих трудовых обязанностей в случае, когда такой отказ запрещен законом, если эти деяния повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба, —

    2. Те же деяния, повлекшие по неосторожности смерть человека, —

    3. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть двух или более лиц, —

    Примечание. Крупным ущербом в настоящей статье признается ущерб, сумма которого превышает один миллион рублей.

    Основным непосредственным объектом данного преступления выступают общественные отношения в сфере обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, водного транспорта и метрополитена. Дополнительным непосредственным объектом являются жизнь или здоровье личности, а также отношения собственности. Предмет преступления — железнодорожный, воздушный, морской, внутренний водный транспорт и метрополитен.

    Воздушный транспорт — это воздушные суда1, иные средства воздухоплавания (самолеты, гидросамолеты, вертолеты, аэростаты, дирижабли, планеры, дельтапланы, воздушные шары и т.п.) независимо от их ведомственной принадлежности или формы собственности, а также оборудование, обеспечивающее безопасность полетов этих летательных аппаратов. Следует отметить, что в рассматриваемой статье речь идет только о гражданской авиации. Нарушение правил полетов или подготовки к ним либо иных правил эксплуатации военных летательных аппаратов подлежит квалификации по ст. 351 УК.

    К морскому транспорту относятся подлежащие регистрации в морских торговых портах самоходные суда и самодвижугциеся плавательные средства независимо от их принадлежности и вида, предназначенные для перевозки грузов, пассажиров и их багажа либо иных целей (научно-исследовательских, учебных, спортивных, культурных и др.), а также объекты соответствующей инфраструктуры (ст. 2, 7 и 9 Кодекса торгового мореплавания РФ).

    Внутренний водный транспорт определяется как производственно-технологический комплекс, объединяющий самоходные суда, в том числе суда смешанного (река — море) плавания, иные плавучие объекты, эксплуатируемые на внутренних водных путях РФ и используемые для перевозки грузов, пассажиров и их багажа, почтовых отправлений, буксировки и т.п., а также объекты инфраструктуры внутренних водных путей (ст. 1 и 3 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ).

    Таким образом, общим требованием и к морскому, и к внутреннему водному транспорту является наличие самоходности1 2. Поэтому несамоходные суда (баржи, плашкоуты, гребные лодки и катамараны) не входят в предмет анализируемого преступления. Не относятся к водному транспорту в смысле ст. 263 УК военные корабли, нарушение правил вождения или эксплуатации которых влечет ответственность по ст. 352 УК.

    Метрополитен — это рельсовый вид общественного транспорта на электрической тяге, трассы которого проложены отдельно от улиц, зачастую под землей, а также сооружения, устройства и оборудование, обеспечивающие его функционирование.

    Объективная сторона выражается в совершении одного из двух деяний в форме действия либо бездействия:

    1) нарушение правил безопасности движения и эксплуатации одного из перечисленных в ст. 263 УК видов транспорта, за исключением случаев, предусмотренных ст. 2711 УК;

    2) отказ от исполнения трудовых обязанностей в случае, когда это запрещено законом.

    Нарушение правил безопасности движения заключается в неисполнении или ненадлежащем исполнении правил управления конкретным видом транспорта, а также в совершении действий, запрещенных такими правилами (самовольное занятие перегона, превышение установленной скорости, проезд на запрещающий сигнал, несоблюдение маршрута полета или техники пилотирования воздушного судна, неправильное расхождение со встречным водным транспортом и т.п.).

    [2]

    Нарушение правил безопасности эксплуатации предполагает несоблюдение технических требований к обслуживанию конкретного вида транспорта, которые установлены для обеспечения безопасности его функционирования (например, выпуск в рейс неисправного транспортного средства, использование транспорта на неисправных путях, неправильные размещение или крепление груза, допуск к управлению посторонних лиц).

    Анализируемый состав преступления сконструирован законодателем как материальный и окончен с момента наступления указанных в законе последствий (см. § 1 данной главы).

    Субъективная сторона рассматриваемого преступления характеризуется неосторожной формой вины в виде легкомыслия или небрежности.

    Читайте так же:  Образец претензии на возмещение денежных средств

    Субъект преступления специальный — лицо, в силу выполняемой работы или занимаемой должности обязанное соблюдать правила безопасности движения и эксплуатации указанных видов транспорта (машинист локомотива, капитан судна, пилот, диспетчер, наземный руководитель полетов и др.).

    Преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 263 УК, относится к категории небольшой тяжести, предусмотренное ч. 2 и 3 — к категории средней тяжести.

    82. Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.

    Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (ст. 264 УК РФ).

    1. Нарушение лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, —

    2. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, —

    3. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть человека, —

    4. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности смерть человека, —

    5. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, —

    6. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, —

    Примечания. 1. Под другими механическими транспортными средствами в настоящей статье и статье 264.1 настоящего Кодекса понимаются трактора, самоходные дорожно-строительные и иные самоходные машины, а также транспортные средства, на управление которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения предоставляется специальное право.

    2. Для целей настоящей статьи и статьи 264.1 настоящего Кодекса лицом, находящимся в состоянии опьянения, признается лицо, управляющее транспортным средством, в случае установления факта употребления этим лицом вызывающих алкогольное опьянение веществ, который определяется наличием абсолютного этилового спирта в концентрации, превышающей возможную суммарную погрешность измерений, установленную законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, или в случае наличия в организме этого лица наркотических средств или психотропных веществ, а также лицо, управляющее транспортным средством, не выполнившее законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения в порядке и на основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

    Основной непосредственный объект данного преступления — общественные отношения в сфере обеспечения безопасности дорожного движения1 и эксплуатации автомобильного транспорта. Дополнительный непосредственный объект — жизнь или здоровье личности.

    Предметом преступления являются автомобиль, трамвай или другое механическое1 2 транспортное средство, под которым согласно примечанию 1 к ст. 264 УК понимаются трактора, самоходные дорожно-строительные и иные самоходные машины, а также транспортные средства, на управление которыми в соответствии с законодательством РФ о безопасности дорожного движения предоставляется специальное право. Поэтому предметом этого преступления не являются гужевой транспорт, самокаты, велосипеды с подвесным двигателем и т.п.

    Объективная сторона анализируемого преступления выражается в совершении хотя бы одного из следующих деяний:

    1) нарушение правил дорожного движения;

    2) нарушение правил эксплуатации механических транспортных средств.

    Нарушение правил дорожного движения выражается в неисполнении или Ненадлежащем исполнении правил управления механическим транспортным средством, а также в совершении действий, запрещенных такими правилами (например, превышение скорости движения, неправильный обгон или маневрирование, выезд на встречную полосу движения, проезд на запрещающий сигнал светофора, невыполнение требований дорожных знаков).

    Нарушение правил эксплуатации механических транспортных средств означает использование этих средств в случаях, когда их техническое состояние и оборудование охватывается Перечнем неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств. Либо это означает, что: они не прошли в установленном порядке государственный технический осмотр или технический осмотр; оборудованы без соответствующего разрешения проблесковыми маячками и (или) специальными звуковыми сигналами; у них отсутствуют укрепленные на установленных местах регистрационные знаки; имеются скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов или регистрационные знаки; владельцы не застраховали свою гражданскую ответственность в соответствии с законодательством РФ (п. 11 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения1).

    Ответственность по ст. 264 УК наступает при условии, что транспортное происшествие сопряжено с нарушением правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств. Действия водителя, повлекшие указанные в ст. 264 УК последствия при погрузке или разгрузке, ремонте транспортных средств, производстве строительных, дорожных, сельскохозяйственных и других работ, а также в результате управления автотранспортным средством вне дороги, должны квалифицироваться в зависимости от наступивших последствий и формы вины по соответствующим статьям УК, предусматривающим ответственность за преступления против личности либо за нарушение правил при производстве работ (п. 4 пост. № 25 ПВС от 9 декабря 2008 г.).

    Рассматриваемый состав преступления сконструирован как материальный и считается оконченным с момента наступления указанных в законе последствий (см. § 1 данной главы)1 2. Между допущенными нарушениями правил безопасности движения или эксплуатации механических транспортных средств и наступившими в результате этого последствиями должна быть установлена причинная связь, которая может быть обусловлена действиями как одного, так и нескольких лиц3.

    [1]

    Субъективная сторона этого преступления характеризуется неосторожной виной, которую нужно отличать от казуса (случая). Если лицо умышленно использовало транспортное средство в целях причинения вреда жизни или здоровью потерпевшего, содеянное надлежит квалифицировать по статьям УК о преступлениях против личности (п. 15 пост. № 25 ПВС от 9 декабря 2008 г.).

    Субъект данного преступления специальный — физическое вменяемое достигшее 16-летнего возраста лицо, управлявшее автомобилем, трамваем или другим механическим транспортным средством. Им признается не только водитель, сдавший экзамены на право управления указанным видом транспортного средства и получивший соответствующее удостоверение, но и любое другое лицо, управлявшее транспортным средством, в том числе лицо, у которого указанный документ был изъят в установленном законом порядке за ранее допущенное нарушение, лицо, не имевшее либо лишенное права управления соответствующим видом транспортного средства, а также лицо, обучающее вождению на учебном транспортном средстве с двойным управлением (п. 2 пост. № 25 ПВС от 9 декабря 2008 г.).

    Следует отметить, что если в результате дорожно-транспортного происшествия наступили последствия, предусмотренные разными частями ст. 264 УК, то действия виновного подлежат квалификации по части, предусматривающей наиболее тяжкие последствия3. По совокупности преступлений деяния с различными последствиями квалифицируются только в тех случаях, когда они совершены в разное время и последствия наступили в результате нескольких не связанных между собой нарушений правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств.

    Действия лица, оставившего без оказания необходимой помощи потерпевшего на месте дорожно-транспортного происшествия в опасном для жизни или здоровья состоянии, подлежат квалификации по совокупности ст. 264 и 125 УК при наличии вины водителя в нарушении правил дорожного движения и только по ст. 125 УК — при отсутствии таковой (п. 19 пост. № 25 ПВС от 9 декабря 2008 г.). и организованной группой (ч. 4 ст. 2631 УК). Понятие каждой из названных групп дается в ст. 35 УК.

    Уголовная ответственность за нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена

    Видео удалено.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    Ответственность по данному виду преступления, предусмотрена ст. 263 УК РФ и наступает в случае нарушения правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена лицом, в силу выполняемой работы или занимаемой должности обязанным соблюдать эти правила, а равно отказ указанного лица от исполнения своих трудовых обязанностей в случае, когда такой отказ запрещен законом.

    Читайте так же:  Типовой образец договора аренды комнаты в общежитии

    За совершение данного преступления, предусмотрена уголовная ответственность в виде штрафа, ограничения свободы, принудительных работ с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, ареста, лишения свободы на срок до двух лет.

    Нарушение правил безопасности движения включает различные отступления от установленного порядка управления движущимся транспортным средством: проезд на запрещающий сигнал, несоблюдение пилотом маршрута или эшелона полета, неправильное расхождение судоводителя со встречным водным транспортом и т.п.

    Нарушение правил эксплуатации предполагает: отступление от требований технического обслуживания узлов и механизмов, обеспечивающих безопасность движения транспортного средства, допуск к управлению посторонних лиц, непринятие мер к обеспечению безопасности пассажиров при посадке и высадке, погрузке и разгрузке грузов и иные нарушения порядка эксплуатации транспортных средств, обеспечивающего безопасные условия его использования.

    Отказ лица, обязанного соблюдать правила безопасности движения и эксплуатации транспорта, от исполнения трудовых обязанностей в случае, когда такой отказ запрещен законом, представляет собой неправомерное невыполнение лицом должностных обязанностей, содержащихся в трудовом договоре (в дополнениях к нему, например в должностных инструкциях) и не связанных непосредственно с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспорта (к примеру, проведение указанными работниками транспорта забастовки в том случае, если ее проведение создает угрозу обороне страны и безопасности государства, жизни и здоровью людей).

    Обязательным признаком состава преступления является наступление вредных последствий: причинение тяжкого вреда здоровью человека или причинение крупного ущерба (ч. 1), смерть одному человеку (ч. 2) или нескольким лицам (ч. 3).

    Крупный ущерб может выражаться, например, в уничтожении транспортного средства в результате аварии, заражении окружающей среды истекающей в результате аварии ядовитой жидкостью, нефтепродуктами и другими вредными веществами. Сумма такого ущерба должна превышать 1 млн. руб.

    К уголовной ответственности по ст. 263 УК РФ могут привлекаться только работник соответствующего транспорта, на которого специально возложены обязанности по обеспечению безопасности движения или эксплуатации транспорта. Им может быть лицо, непосредственно управляющее транспортным средством (машинист локомотива, капитан корабля, рулевой моторной лодки и т.д.), либо лицо, занимающее должность, связанную с организацией эксплуатации транспорта: руководитель транспортного предприятия, допустивший, например, к управлению транспортом неподготовленного работника, диспетчер, подавший ошибочную команду, и др».

    Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта: понятие и виды. Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (ст. 264 УК РФ)

    Родовой объект

    данной группы преступлений — общественная безопасность и общественный порядок.

    Видовой объект

    безопасность движения и эксплуатации любого вида транспорта.

    Непосредственный объект

    — безопасность движения и эксплуа­тации конкретного вида транспорта

    С объективной стороны преступления, посягающие на безопас­ность движения и эксплуатации транспорта, заключаются в нарушении установленных правил и требований, обеспечивающих безопасное функционирование транспорта. Диспозиции статей, содержащих от­ветственность за рассматриваемые преступления, являются бланкет­ными, т.е. отсылающими к другим законам или иным нормативным актам другой отрасли права. Так, бланкетная диспозиция ст. 264 УК РФ отсылает к Правилам дорожного движения.

    Подавляющее большинство транспортных преступлений может быть совершено путем как действия, так и бездействия. Исключение составляют приведение в негодность транспортных средств или путей

    сообщения (ст. 267 УК РФ), что может быть совершено лишь путем действия, и неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие (ст. 270 УК РФ), осуществляемое путем бездействия.

    Составы большинства преступлений, посягающих на безопас­ность движения и эксплуатации транспорта, сконструированы законо­дателем как материальные составы (исключение составляют ст. 270 и 271 УК РФ), что предполагает наличие общественно опасных послед­ствий. Во всех этих преступлениях такими последствиями является причинение смерти, тяжкого вреда здоровью личности или в некото­рых случаях крупного материального ущерба.

    Нарушения правил, повлекшие легкий вред здоровью или незна­чительный материальный ущерб, рассматриваются в административ­ном, дисциплинарном или гражданско-правовом порядке.

    Субъектом преступлений может быть физическое вменяемое ли­цо, достигшее 16-летнего возраста. Исключение составляет ст. 267 УК РФ. В некоторых случаях предусмотрен специальный субъект (напри­мер, ст. 263,264, 266 УК РФ и др.).

    Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта — это общественно опасные деяния (действия или бездей­ствие), посягающие на безопасное функционирование транспорта, в результате чего наступают указанные в законе последствия.

    Посягательства на безопасное функционирование транспорта при отсутствии указанных в уголовном законе последствий могут влечь за собой административную, дисциплинарную или материаль­ную ответственность.

    Транспортные преступления подразделяют на две группы: 1) преступления, непосредственно связанные с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспорта, что предполагает непосредственно их вождение и эксплуатацию (ст. 263, 263.1, 264, 271 УК РФ); 2) иные преступления в сфере функционирования транспорта (ст. 266, 267, 268,269, 270 УК РФ).

    Основной непосредственный объект нарушения правил дорожно­го движения и эксплуатации транспортных средств — безопасность дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. Дополнительный объект — жизнь, здоровье людей. В соответствии с ФЗ от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безо­пасности дорожного движения» дорожное движение — это совокуп­ность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без та­ковых в пределах дорог.

    Безопасность дорожного движения — это состояние процесса до­рожного движения, отражающее степень защищенности участников от дорожно-транспортных происшествий.

    — автомобиль (легковой и грузовой; для перевозки грузов и пасса­жиров (в том числе автобусы), автомобиль специального назначения (например, пожарные, санитарные, гоночные);

    — трамвай, представляющий собой рельсовый городской электро­транспорт, предназначенный в основном для перевозки пассажиров;

    — другое механическое транспортное средство.

    В соответствии с примечанием к ст. 264 УК РФ под другими транспортными средствами понимаются:

    — троллейбусы — т.е. городской безрельсовый транспорт с элек­трической тягой;

    — иные самоходные машины, т.е. специальные механизмы, пред­назначенные для выполнения различных работ (строительных, дорож­ных, погрузочных и пр.) и оборудованные автономным двигателем, что позволяет им самостоятельно передвигаться (например, экскава­тор, грейдер, автокран, автопогрузчик и т.д.);

    — мотоциклы, представляющие собой двух- или трехколесное транспортное средство с двигателем внутреннего сгорания (с объемом двигателя свыше 49,8 куб. см);

    — иные механические транспортные средства.

    В примечании к ст. 264 УК РФ не дается исчерпывающий пере­чень механических транспортных средств, но в силу п. 1.2 Правил до­рожного движения РФ к механическим транспортным средствам не относятся мопеды и другие транспортные средства, приводимые в движение двигателем с рабочим объемом не более SO куб. см и имею­щие максимальную конструктивную скорость не более SO километров в час, а также велосипеды с подвесным двигателем, мокики и другие транспортные средства с аналогичными характеристиками. Лица, управлявшие указанными транспортными средствами и допустившие нарушение правил безопасности движения или эксплуатации транс­портных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека, при наличии к тому оснований несут ответственность соответственно по ч. 1, 2 или ч. 3 ст. 268 УК РФ.

    Под признаки ст. 264 УК РФ не подпадает нарушение Правил до­рожного движения при управлении боевыми, специальными или транспортными машинами, например, Министерства обороны РФ, МВД России. Нарушение правил вождения этих машин военнослужа­щими рассматривается как преступление против военной службы и квалифицируется по ст. 350 УК РФ.

    Читайте так же:  Доверенность на оформление наследства

    Объективная сторона преступления характеризуется следую­щими признаками:

    1) нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств;

    2) наступление общественно опасных последствий — причинение тяжкого вреда здоровью человека;

    3) причинная связь между допущенным нарушением и наступив­шими последствиями.

    Нарушение правил дорожного движения может заключаться в превышении разрешенной скорости движения, нарушении правил об­гона и разъезда, нарушении правил остановки и стоянки, проезда пе­рекрестков, железнодорожных переездов, неправильном маневрирова­нии на дороге.

    Нарушение правил эксплуатации транспортных средств может выразиться в эксплуатации технически неисправных транспортных средств, в нарушении правил перевозки людей, грузов.

    Рассматриваемое преступление может быть совершено путем как действия, так и бездействия.

    Состав материальный. Преступление окончено с момента на­ступления тяжкого вреда здоровью человека.

    Субъективная сторона характеризуется неосторожной формой вины.

    В тех случаях, когда лицо, управлявшее транспортным средством, умышленно использовало его в целях причинения вреда здоровью по­терпевшего, содеянное влечет уголовную ответственность по статьям Особенной части УК РФ о преступлениях против личности .

    Не является преступлением такое нарушение правил безопасности функционирования транспорта, при котором лицо, управляющее транспортным средством, не должно н не могло предвидеть наступление указанных в ст. 264 УК РФ последствий. Здесь имеет место неви­новное причинение вреда (казус).

    Субъектом

    данного преступления является достигшее 16-летнего возраста лицо, управлявшее автомобилем, трамваем или другим меха­ническим транспортным средством, предназначенным для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем. Им признается не только водитель, сдавший экзамены на право управ­ления указанным видом транспортного средства и получивший соот­ветствующее удостоверение, но и любое другое лицо, управлявшее транспортным средством, в том числе лицо, у которого указанный до­кумент был изъят в установленном законом порядке за ранее допу­щенное нарушение пунктов Правил дорожного движения РФ, лицо, не имевшее либо лишенное права управления соответствующим видом транспортного средства, а также лицо, обучающее вождению на учеб­ном транспортном средстве с двойным управлением .

    Части 2-6 ст. 264 УК РФ содержат следующие квалифицирующие признаки:

    ч. 2 — то же деяние, совершенное лицом, находящимся в состоя­нии опьянения;

    ч. 3 — деяние, предусмотренное ч. 1 ст. 264 УК РФ, повлекшее по неосторожности смерть человека;

    ч. 4 — деяние, предусмотренное ч. 1 ст. 264 УК РФ, совершенное лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности смерть человека;

    ч. 5 — деяние, предусмотренное ч. 1 ст. 264 УК РФ, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц;

    ч. 6 — деяние, предусмотренное ч. 1 ст. 264 УК РФ, совершенное лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшее по неосто­рожности смерть двух или более лиц.

    Действия водителя транспортного средства, повлекшие указанные в ст. 264 УК РФ последствия не в результате нарушения правил до­рожного движения или эксплуатации транспортных средств, а при по­грузке или разгрузке, ремонте транспортных средств, производстве строительных, дорожных, сельскохозяйственных и других работ, а равно в результате управления автотранспортным средством вне доро­ги, должны квалифицироваться в зависимости от наступивших послед­ствий и формы вины по соответствующим статьям УК РФ, предусматривающим ответственность за преступления против личности либо за нарушение правил при производстве работ.

    Транспортные преступления, не связанные с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспорта. Приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст. 267 УК РФ)

    Родовой объект —

    общественная безопасность.

    Видовой объект —

    безопасность движения и эксплуатации транс­порта как разновидность общественной безопасности.

    Основной непосредственный объект —

    общественные отноше­ния, обеспечивающие безопасное функционирование различных видов транспорта.

    Дополнительный объект —

    жизнь, здоровье людей, отношения собственности.

    Предмет

    преступления:

    — любые транспортные средства;

    — пути сообщения (автотранспортные, железнодорожные, воз­душные, водные);

    — средства сигнализации или связи;

    — транспортное оборудование, к которому относятся мосты, тон­нели и т.д.;

    Транспортные коммуникации — это те же средства сигнализации, средства связи и иное техническое устройство, обеспечивающее безо­пасность функционирования любого вида транспорта, а также автома­гистрали, водные и другие пути, даже в той части, где они не оборудо­ваны техническими устройствами.

    Объективная сторона

    преступления характеризуется следую­щими признаками:

    1) деяние — выраженное:

    — в разрушении, повреждении или приведении иным способом в негодное для эксплуатации состояние транспортного средства, путей сообщения, средств сигнализации или связи либо другого транспорт­ного оборудования

    — блокировании транспортных коммуникаций;

    2) общественно опасные последствия в виде причинения тяжкого вреда здоровью человека либо причинения крупного ущерба (ущерб, сумма которого превышает 1 млн рублей);

    3) причинная связь между деянием и наступившими последствиями.

    Под разрушением подразумевается приведение всостояние пол­ной негодности технического средства или транспортного оборудова­ния, полный распад системы с потерей способности функционировать по своему назначению и не подлежащий восстановлению.

    Повреждение — это приведение в состояние частичной непригод­ности транспортного средства либо изменение функциональных свойств транспортной коммуникации, в силу чего они полностью или частично теряют свои функциональные способности, но могут быть восстановлены.

    Иные способы приведения в негодное состояние различны, это поджог транспортного средства, механическое воздействие на средст­во сигнализации или связи, подкладывание на рельсы, посадочную полосу посторонних предметов (бревен, камней) и т.п. действия.

    Приведение в негодное для эксплуатации состояние предполагает невозможность их использования по назначению.

    Блокирование транспортных коммуникаций заключается всозда­нии препятствий для свободного передвижения любого конкретного вида транспорта (например, преграждение взлетной или посадочной полосы аэропорта стволами деревьев или автомагистрали арматурой). Блокирование дороги может осуществляться и непосредственно людь­ми, выдвигающими определенные требования.

    Состав материальный. Преступление окончено с момента на­ступления тяжкого вреда здоровью человека или причинения крупного ущерба.

    Субъективная сторона

    характеризуется неосторожной формой вины.

    Субъект

    — физическое, вменяемое лицо, достигшее 14-летнего возраста.

    Часть 2 ст. 267 УК РФ предусматривает квалифицирующий при­знак: то же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека.

    Часть 3 ст. 267 УК РФ предусматривает особо квалифицирующий признак: деяние, предусмотренное ч. 1 ст. 267 УК РФ, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц.

    Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

    Лучшие изречения: Учись учиться, не учась! 10323 —

    | 7850 — или читать все.

    185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

    Видео удалено.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    Отключите adBlock!
    и обновите страницу (F5)

    очень нужно

    Источники


    1. Розен, Александр Прения сторон. Времена и люди / Александр Розен. — М.: Советский писатель. Ленинградское отделение, 2013. — 589 c.

    2. CD-ROM. Лекции для студентов. Юридические науки. Диск 1. — Москва: Высшая школа, 2016. — 251 c.

    3. Адвокатская деятельность и адвокатура в России / Под редакцией И.Л. Трунова. — М.: Юрайт, 2016. — 528 c.
    4. Баскакова, М. А. Толковый юридический словарь бизнесмена (англо-русский, русско-английский) / М.А. Баскакова. — М.: Контракт, 2007. — 560 c.
    5. Маранц, Ю. В. Постатейный комментарий к Федеральному закону «О судебной системе Российской Федерации» / Ю.В. Маранц. — М.: Юстицинформ, 2014. — 120 c.
    Ответственность за нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспорта разных видов
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here