Педагог привлекался к уголовной ответственности

Экспертное мнение на тему: "Педагог привлекался к уголовной ответственности" от профессионалов своего дела. Здесь собрана полная информация по теме. Если возникнут вопросы, то задавайте их дежурному юристу.

8.3. Правовая ответственность педагогических работников

Юридическая ответственность педагогических работников является одним из основных и важнейших элементов системы юридических гарантий осуществления ими своих обязанностей и, тем самым, элементом их правового статуса. В самом деле, знание педагогами как своих обязанностей, так и той ответственности, которую они могут понести за невыполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных, служебных (функциональных) обязанностей и, соответственно, правильная, адекватная реакция, есть важнейшая гарантия того, что педагогический работник сможет и дальше осуществлять свою профессиональную педагогическую деятельность, профессионально расти и рассчитывать на эффективное гарантирование своих гражданских и профессиональных прав и законных интересов.

Как ранее уже отмечалось, правовая ответственность применительно к субъектам образовательных правоотношений может быть условно подразделена на образовательно-правовую ответственность (предусмотренную образовательным законодательством) и ответственность «обычную», т.е. предусмотренную нормами традиционны отраслей права, прежде всего, трудовым, гражданским и административным. Эта относительность и отражает, следует сказать, специфику образовательных отношений, проявляющуюся в том, что нормы, прежде всего, трудового и гражданского права, регулирующие эти отношения, приобретают «образовательно-правовой оттенок», т.е., как отмечалось в главе 2, представляют собой «особенную» часть нормы образовательного права.

Так, образовательно-дисциплинарная ответственность педагогических работников в общем плане предусмотрена Законом РФ «Об образовании», причем эта ответственность во многом близка с ответственностью по трудовом праву. Это с одной стороны. С другой стороны, сама эта ответственность не содержит законодательный перечень оснований и мер ответственности, формулировка их носит, как правило, опосредованный характер. К примеру, в п.1 ст.13 закона законодатель обязывает образовательное учреждение указывать в своем Уставе права и обязанности участников образовательного процесса. Путем расширительного толкования становится понятным, что в этой норме опосредовано речь идет и об ответственности педагогических работников, которую должен содержать Устав. Во-первых, педагогические работники являются одним из важнейших участников образовательного процесса, а, во-вторых, разновидностью их юридических обязанностей является их правовая ответственность.

Несколько более подробно, но, опять-таки опосредовано, закон говорит об ответственности педагогических работников посредством перечисления оснований ответственности самого образовательного учреждения (п.3 ст. 32), о чем речь уже шла в предыдущей главе. Отметим лишь, что большинство из этих оснований имеет прямую связь с профессиональной деятельностью педагогических работников (подпункты 2), 3), 4) п.3 ст. 32).

«Образовательно-трудовая» ответственность педагогических работников предусматривается п.4 ст. 56 Закона РФ «Об образовании». К числу оснований для увольнения педагогического работника по инициативе администрации образовательного учреждения (причем, без согласия профсоюза педагогических работников) законодатель относит: 1) повторное в течение года грубое нарушение устава образовательного учреждения; 2) применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника; 3) появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

В Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», в отличие от предыдущего, практически вообще не говорится об ответственности педагогических работников высшей школы. Он ограничивается лишь указанием на то, что «предоставляемые академические свободы влекут за собой академическую ответственность за создание оптимальных условий для свободного поиска истины, ее свободного изложения и распространения».

Очевидно, что законодатель пошел по пути, во-первых, использования возможностей отраслевого законодательства (трудового, гражданского, административного и, в особых случаях, уголовного) и, во-вторых, предоставления прав по более детальному регламентированию оснований и мер ответственности подзаконных актам. Однако, как показывает анализ типовых положений (об общеобразовательном учреждении и высшем учебном заведении), органы исполнительной власти также не стали подробно формулировать основания и меры юридической ответственности педагогических работников, ограничившись самыми общим предписаниями и также, как и законодатель, отправляя к отраслевому законодательству. Тем самым эта проблема ответственности педагогических работни ков «легла на плечи» самих образовательных учреждений в лице их локальных нормативно-правовых актов – Устава, правил внутреннего распорядка (ПВР) и т.д.

Так, в упоминавшемся Уставе Пермского государственного педагогического университета в п. 54 прямо записано, что за нарушение Устава Университета, трудовой дисциплины, Правил внутреннего распорядка и Правил проживания в общежитии, на работников Университета могут быть наложены дисциплинарные взыскания в соответствии с законодательством Российской Федерации: замечание, выговор, увольнение с работы». Раздел 6 ПВР того же Университета содержит весьма подробную характеристику как мер дисциплинарной ответственности работников Университета, так и порядка его применения. Некоторые вузы расширяют перечень мер дисциплинарной ответственности к своим работникам: в Правила внутреннего распорядка Уральской академии государственной службы помимо замечания, выговора и увольнения предусмотрен и строгий выговор (п.31 ПВР).

Если попытаться обобщить основания юридической (образовательно-дисциплинарной и трудовой) ответственности к педагогическим работникам общеобразовательного учреждения (учителям школы) и высшей школы (профессорско-преподавательскому составу вуза), то они сводятся к следующему.

Учителя школынесут дисциплинарную ответственность за:

— повторное в течение года грубое нарушение Устава образовательного учреждения;

— применение (даже однократное) методов воспитания и обучения, связанных с физическим и (или) психическим на­силием над личностью обучающегося;

— появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;

— невнимательность, допущенную к жизни и здоровью детей во время проведения уроков (занятий), внеклассных и внешкольных мероприятий;

— некорректное поведение по отношению к родителям обучающихся, коллегам;

— недостойное поведение на работе, в быту и общественных местах;

— несоблюдение требований техники безопасности и ох­раны труда, производственной санитарии, гигиены, проти­вопожарной и экологической безопасности.

Профессорско-преподавательский состав вузанесет ответственность фактически за те же проступки, но «адаптированные» к условиям педагогической деятельности в высшей школе. Скажем, в соответствии с п.84 Устава Уральского государственного университета им А.М. Горького, научно-исследовательская работа является обязанностью всего штатного профессорско-преподавательского состава, поскольку научные исследования являются неотъемлемой частью подготовки специалистов. Тем самым, неисполнение либо некачественное выполнение этой обязанности, установленной в определенной порядке (при проведении аттестации, анализ количества и качества публикаций и др.) может рассматриваться как основание для, например, объявления выговора преподавателю. То же самое можно сказать, например, и по отношению к систематическому отказу преподавателя от повышения своей квалификации на факультетах (институтах) повышения квалификации и т.д.

Читайте так же:  Информирован — значит вооружен как проверить юридическую чистоту квартиры перед покупкой

Помимо рассмотренных видов правовой ответственности педагогические работники могут (должны) нестигражданско-правовуюиматериальную ответственность.Заметим, что такая ответственность предусмотрена как образовательным законодательством, так и собственно гражданским и трудовым.

Аналогичная ответственность педагогического работника предусматривается ч.1 ст. 1068 Гражданского кодекса РФ, в соответствии с которой «юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей».Важно подчеркнуть, что частью 2 той же статьи работниками в данном случае признаются граждане, выполняющие работу на основании трудового договора (контракта), а также граждане, выполняющие работу по гражданско-правовому договору, если при этом они действовали или должны были действовать по заданию соответствующего юридического лица или гражданина и под его контролем за безопасным ведением работ. Педагогические работники, как можно видеть, полностью подпадают под действие данной нормы гражданского законодательства. Что касается вреда (в ГК РФ не говорится, о каком именно вреде – имущественном или неимущественном – идет конкретно речь), то он может быть нанесен педагогическим работни корм как самому образовательному учреждению, так обучающимся и иным работникам образовательного учреждения. Что касается собственно содержания, размера и значимости вреда, то это определяется исходя из совершенного противоправного деяния работника в установленном законодательством порядке.

Что касается нарушений педагогическим работником трудового законодательства, то к нему применяются меры дисциплинарного воздействия, предусмотренные ст. 192 Трудового кодекса РФ, к которым относятся замечание, выговор, увольнение. Как уже было показано выше, в образовательном законодательстве предусматриваются (по сути дела, дублируются) все эти меры, что и дало основание обозначить как меры образовательно-трудовой ответственности.

Наконец, педагогический работник как45 и всякий другой, может и обязан нести в установленном порядке материальную ответственность, предусмотренную ст.ст. 232, 233, 238,241 -244, 246-248 Трудового кодекса. Непосредственными мерами такой ответственности возмещение прямого действительного ущерба, причиненного наличному имуществу работодателя (образовательного учреждения (уменьшение этого имущества или ухудшение его состояния). При этом размер материальной ответственности работника не может превышать, как правило, его месячного заработка, если иное не предусмотрено Трудовым кодексом или иными федеральными законами (ст.241 ТК РФ). Кроме того, и это едва ли не самое главное: педагогический работник может принужден к возмещению ущерба в полном размере (т.е. даже в случае превышения данного ущерба размера месячного заработка работника) в ряде случаев. К этим случаям закон относит (ст. 243 ТК РФ):

— когда в соответствии с Трудовым кодексом или иными федеральными законами на работника возложена материальная ответственность в полном размере за ущерб, причиненный работодателю при исполнении работником трудовых обязанностей;

— недостачи ценностей, вверенных ему на основании специального письменного договора или полученных им по разовому документу;

— умышленного причинения ущерба;

— причинения ущерба в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;

— причинения ущерба в результате преступных действий работника, установленных приговором суда;

— причинения ущерба в результате административного проступка, если таковой установлен соответствующим государственным органом;

— разглашения сведений, составляющих охраняемую законом тайну (служебную, коммерческую или иную), в случаях, предусмотренных федеральными законами;

— причинения ущерба не при исполнении работником трудовых обязанностей.

Правовая ответственность иных категорий педагогических работников, не рассмотренных в данном параграфе, то она нечем в принципе не отличается от ответственности учителей школы и профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений.

В порядке заключения следует заметить, что вопросы правовой ответственности педагогических работников как важного элемента их правового статуса в российском образовательном законодательстве пока еще не нашла своего должного отражения. В этом отношении вновь уместно обратить внимание на Проект Общей части Кодекса РФ об образовании, в котором впервые его разработчики уделили самое пристальное внимание теме юридической ответственности различных категорий участников образовательных правоотношений, в том числе и педагогических работников. Этому уделено16 статей главы 19 Проекта, что, думается, совершенно правильно. В частности, помимо «традиционных» мер дисциплинарной ответственности, предусмотренных ст. 192 Трудового кодекса РФ, статье 193 Проекта предлагает установить еще одну меру ответственности: временное отстранение педагогического работника, совершившего проступок, от ведения занятий на срок до окончания четверти (в школе) или семестра (в вузе).

Такова общая характеристика правовой ответственности педагогических работников, внимание к которой в контексте совершенствования образовательного законодательства и повышения роли и значимости дисциплины во всех сферах общества, в том числе и, может быть, особенно, в сфере образования, несомненно, будет возрастать.

Вопросы для самопроверки, размышлений, практические задания

Каковы причины и необходимость различения групп работников образования? Приведите аргументы, помимо тех, о которых сказано в главе, в пользу того, что педагогические работники действительно представляют собой центральную категорию работников образования.

Чем отличаются правовые статусы различных категорий работников образования? Каковы последствия таких различий?

[1]

3. В чем существенные различия между понятиями «субъективное право» и «законный интерес» применительно к педагогическому работнику. Попытайтесь графически «сконструировать» правовой статус: а) учителя начальной школы; б) педагога старших классов общеобразовательного учреждения; в) преподавателя высшей школы. Выделите и прокомментируйте основные различия этих статусов.

4. Проанализируйте основные локальные нормативно-правовые акты своего вуза (Устав, Правила внутреннего распорядка и др.) на предмет выявления в них основных прав и обязанности педагогических работников Вашего вуза. Попытайтесь их систематизировать с точки зрения принадлежности их к различным группам: образовательным (педагогическим), личным (гражданским), политическим, экономическим, в т.ч. трудовым, социальным, культурным, информационным.

5. Попытайтесь составить собственную классификацию правонарушений педагогических работников различных категорий. Могли бы вы предложить законодателю какие-либо новые меры юридической ответственности педагогического работника и те основания, по которым она может быть возложена?

Читайте так же:  Какая плата за наем жилого помещения по договору социального найма формула для ее расчета

Контактная информация
© 2019 ФГБНУ «Федеральный центр образовательного законодательства»

Участие педагога и психолога в уголовном судопроизводстве (Тетюев С.В.)

Дата размещения статьи: 21.04.2015

Участие педагога (психолога) в следственных и судебных действиях традиционно рассматривается как дополнительная гарантия прав несовершеннолетних (свидетелей, потерпевших, подозреваемых, обвиняемых, подсудимых) в уголовном процессе, что обусловлено необходимостью учета их возрастных особенностей. Вопросы, касающиеся данной специфики ювенального уголовного судопроизводства, в последнее время достаточно часто исследуются в юридической науке. Однако многие из них по-прежнему остаются дискуссионными, что не способствует единообразию в толковании и применении соответствующих норм уголовно-процессуального права. Причинами сложившейся ситуации являются неразработанность теории участия педагога и психолога в уголовном судопроизводстве, несовершенство действующего законодательства.

Вовлечение педагога в уголовный процесс: история нормативной регламентации

Педагог как участник процесса появился еще в дореволюционном уголовном судопроизводстве. В Уставе уголовного судопроизводства 1864 года Законом от 2 июня 1897 г. «Об изменении форм и обрядов судопроизводства по делам о преступных деяниях малолетних и несовершеннолетних, а также законоположений об их наказании» были закреплены особенности производства по делам несовершеннолетних. Воспитатели и учителя, как сведущие лица в области педагогики, привлекались к участию в уголовном судопроизводстве, если это было важно для надлежащего и всестороннего исследования личности несовершеннолетнего обвиняемого с целью решения вопроса о его «разумении». Их участие являлось факультативным и зависело от усмотрения суда, наличия требования прокурора или ходатайства родителей. Роль воспитателей и учителей ограничивалась дачей показаний или заключения относительно «умственного или нравственного развития обвиняемого»; указанные лица не рассматривались в качестве участников допроса несовершеннолетних и иных следственных действий.
———————————
См.: http://base.garant.ru/57791498.

В УПК РСФСР 1922 года и УПК РСФСР 1923 года нормы об участии педагогов в уголовном судопроизводстве отсутствовали, хотя на практике воспитатели и учителя нередко привлекались к допросу несовершеннолетних свидетелей и обвиняемых. В частности, такая рекомендация содержалась в Методических указаниях об организации прокурорского надзора по делам несовершеннолетних, утвержденных заместителем Генерального прокурора СССР 5 января 1957 года. Еще раньше, 11 июня 1940 г., был издан совместный Приказ НКЮ СССР и Прокуратуры СССР N 67/110 «О порядке расследования и судебного рассмотрения дел о преступлениях несовершеннолетних», согласно которому суды при рассмотрении дел о преступлениях несовершеннолетних обязаны были вызывать представителей тех школ и детских учреждений, где они обучались и воспитывались .
———————————
См.: Газиянц Л. Недостатки судебной практики по делам о преступлениях несовершеннолетних // Социалистическая законность. 1956. N 5. С. 48.

В уголовно-процессуальных кодексах многих союзных республик, разработанных в соответствии с Основами уголовного судопроизводства СССР и союзных республик 1958 года , появились нормы, определяющие участие педагога в допросе несовершеннолетнего. В России возможность участия педагога в допросах несовершеннолетних потерпевших, свидетелей и обвиняемых на законодательном уровне впервые была предусмотрена в УПК РСФСР 1960 года (ст. ст. 159, 285, 397) . В некоторых комментариях к данному Кодексу говорилось о том, что его ст. 397 применяется и при допросе подозреваемого.
———————————
Закон СССР от 25 декабря 1958 г. «Об утверждении Основ уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик» // Свод законов СССР. 1990. Т. 10. С. 577.
Закон РСФСР от 27 октября 1960 г. «Об утверждении Уголовно-процессуального кодекса РСФСР» // Свод законов РСФСР. 1988. Т. 8. С. 613.

Кто может быть приглашен в качестве педагога (психолога)?

Дискуссионным является вопрос о том, обладает ли педагог (психолог) процессуальным статусом специалиста или он является самостоятельным («иным») участником уголовного судопроизводства. Не вдаваясь в подробности данной дискуссии, отметим: педагог (психолог) наряду с экспертом специалистом, переводчиком в любом случае относится к сведущим лицам, поскольку обладает специальными знаниями.
Какие-либо иные и более конкретные требования в отношении педагога российский уголовно-процессуальный закон не предусматривал вплоть до сентября 2013 года . Поэтому судебная практика в различных регионах России складывалась по-разному.
———————————
Например, в Республике Беларусь порядок привлечения педагога (психолога) для участия в уголовном процессе был утвержден подзаконным нормативным правовым актом — Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 октября 2001 г. N 1533 (см.: http://belarus.news-city.info/docs/2001by/crfxfnm-tcgkfnyj49083.htm).

В каких случаях необходим педагог (психолог)?

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 1 февраля 2011 г. N 1 «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних» особо подчеркнул, что показания подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, полученные без участия педагога или психолога в случаях, предусмотренных частью третьей ст. 425 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее — УПК РФ), являются недопустимыми доказательствами.
———————————
Бюллетень ВС РФ. 2011. N 4.

Педагог или психолог?

В УПК РФ не содержится указание, в каких случаях для участия в допросе вызывается педагог, а в каких — психолог. Решение этого вопроса остается на усмотрение участников уголовного судопроизводства и прежде всего — правоприменителя (судьи, следователя, дознавателя). Как нам представляется, психолог обязательно должен быть приглашен, если у подростка имеются признаки отставания в психическом развитии, ярко выраженные индивидуально-психологические особенности (например, повышенные импульсивность, агрессивность, эмоциональность), либо если он страдает психическим расстройством.
Так, президиум Челябинского областного суда отменил приговор и направил дело на новое рассмотрение в связи с тем, что в нарушение требований ст. 280 УПК РФ судом первой инстанции потерпевшая, которой на момент судебного разбирательства исполнилось 13 лет и у которой, согласно данным судебно-психиатрической экспертизы, имелись признаки социализированного расстройства личности, была допрошена в отсутствие педагога . Однако, по нашему мнению, в данной ситуации наиболее полезной была бы помощь психолога.
———————————
См.: Обзор судебной практики Челябинского областного суда за первый квартал 2011 года // http://www.chel-oblsud.ru.

В заключение отметим, что рассмотренные в данной статье новеллы УПК РФ не дают ответа на все возникающие у ученых и правоприменителей вопросы по участию педагогов и психологов в следственных и судебных действиях. Поэтому остается надеяться, что совершенствование уголовно-процессуального закона будет продолжено.

Читайте так же:  Сколько действует госпошлина на водительские права

Может ли работать в учебном заведении учитель привлекавшийся к уголовной

ответственности по статье 231 часть 1 УК РФ и попавший под амнистию.

Категории лиц, которым запрещена работа в школе:

— лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

— имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности;

— имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления.

Ст 231 УК РФ относится к главе 25. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ И ОБЩЕСТВЕННОЙ НРАВСТВЕННОСТИ

Образовательные учреждения имеют право требовать справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям для приема на работу педагогов (ст. 65 ТК РФ). Если кандидат отказывается представлять такую справку или в ней есть сведения о наличии судимости или уголовного преследования, ему откажут в заключении трудового договора, причем отказ будет законным и обоснованным.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Следует подчеркнуть, что не только судимость, но и ФАКТ УГОЛОВНОГО ПРЕСЛЕДОВАНИЯ.

Соответственно, получается, что нельзя быть учителем.

Благодарю Вас за полезную консультацию!

Можно! если речь идет только о части 1 этой статьи!

Федеральным законом от 31.12.2014 N 489-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившим в силу с 1 января 2015 года статья 331 ТК РФ была дополнена частью 3 следующего содержания:

«Лица из числа указанных в абзаце третьем части второй настоящей статьи, имевшие судимость за совершение преступлений небольшой тяжести и преступлений средней тяжести против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности, и лица, уголовное преследование в отношении которых по обвинению в совершении этих преступлений прекращено по нереабилитирующим основаниям, могут быть допущены к педагогической деятельности при наличии решения комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, о допуске их к педагогической деятельности».

Причем действие указанной части статьи распространяется и на статью 351.1 ТК РФ.

Деяние, предусмотренное ч. 1 ст. 231 УК РФ относится к преступлениям небольшой тяжести. Таким образом, Вы можете быть допущены к трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних при наличии решения комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, о допуске их к педагогической деятельности.

В настоящее время, не смотря на действие федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и Трудового кодекса порядок принятия решения комиссией по делам несовершеннолетних решения о допуске или недопуске к педагогической деятельности, к предпринимательской деятельности и (или) трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних Правительством не определен.

Указанный пробел восполняется Постановлением Конституционного Суда от 18.07.2013 № 19-П «По делу о проверке конституционности пункта 13 части первой статьи 83, абзаца третьего части второй статьи 331 и статьи 351.1 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан В.К. Барабаш, А.Н. Бекасова и других и запросом Мурманской областной Думы».

Стоит отметить, что данное постановление КС имеет силу нормативно-правового акта и подлежит применению на территории всей Российской Федерации.

Как сказано в п. 3 резолютивной части указанного постановления КС, даным постановлением необходимо руководствоваться «до внесения в действующее правовое регулирование надлежащих изменений».

Это значит, что руководствоваться им нужно по крайней мере до утверждения Правительством РФ порядка принятия решения комиссией по делам несовершеннолетних решения о допуске или недопуске к педагогической деятельности, к предпринимательской деятельности и (или) трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних.

В обозначенном Постановлении КС от 18.07. 2013 № 19-П определено, что при применении положений пункта 13 части первой статьи 83, абзаца третьего части второй статьи 331 и статьи 351.1 Трудового кодекса Российской Федерации в отношении лиц, совершивших иные (нетяжкие — примечание моё)) преступления из числа указанных в этих положениях, притом что их судимость снята или погашена, либо лиц, уголовное преследование в отношении которых по обвинению в совершении таких преступлений прекращено по нереабилитирующим основаниям, необходимо учитывать факторы, позволяющие оценить возможность осуществления этими лицами профессиональной деятельности, связанной с регулярными и непосредственными контактами с несовершеннолетними, без риска подвергнуть опасности их жизнь, здоровье и нравственность.

Из смысла п. 5 Постановления КС к факторам, позволяющим оценить возможность осуществления этими лицами профессиональной деятельности, связанной с регулярными и непосредственными контактами с несовершеннолетними, без риска подвергнуть опасности их жизнь, здоровье и нравственность относятся :

— продолжительное время успешное осуществление педагогической и иной профессиональной деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних,

— поведение, которое не дает оснований полагать, что они представляют какую-либо опасность для жизни, здоровья и нравственности несовершеннолетних.

Судимость и работа с детьми

Анна Мазухина,
Эксперт Службы Правового консалтинга компании «Гарант»

Вот уже полтора года доступ к работе с несовершеннолетними для тех, у кого были проблемы с законом, значительно ограничен 1 .

Чтобы узнать, можно ли такому гражданину работать с детьми, необходимо сравнить вид преступления из ст. 351.1 ТК РФ и наименование главы (не раздела) Особенной части УК РФ, где расположена статья, по которой этот человек преследовался.

Читайте так же:  Как расшифровать штрих-код на товаре

Например, человек был осужден за кражу по ч. 1 ст. 158 УК РФ. Эта статья расположена в главе 21 «Преступления против собственности». Этой категории нет в ст. 351.1 ТК РФ, так что беспокоиться не о чем – можно спокойно работать.

Если категория преступления совпадает (например, ст. 116 «Побои» УК РФ – она находится в главе «Преступления против жизни и здоровья», то есть относится к категории, перечисленной в ст. 351.1 ТК РФ), но гражданин осужден не был (дело было прекращено до вынесения судом приговора) – необходимо проверить, по какому основанию произошло такое прекращение. Так, к реабилитирующим относятся основания, перечисленные в ч. 2 ст. 133 УПК РФ (например, прекращение дела за отсутствием состава преступления, из-за непричастности гражданина к совершению преступления), а к нереабилитирующим – в ч. 4 той же статьи (например, примирение сторон, истечение срока давности, амнистия и т.п.).

Если преследование прекращено по нереабилитирующим основаниям или же гражданин все-таки был осужден за перечисленные в ст. 351.1 ТК РФ преступления – его нельзя принимать на работу в любые учреждения, работающие с детьми, а если он уже работает – его должны уволить. Если работник был принят на работу до 7 января 2011 года [дата введения в ТК РФ ст. 351.1. – Ред.], то трудовой договор с ним должен быть прекращен по п. 13 ч. 1 ст. 83 ТК РФ, а с принятыми на работу после этой даты – на основании абз. 6 ч. 1 ст. 84 ТК РФ.

Если работник не просто работает с детьми, но еще и является педагогом – к нему предъявляется дополнительное требование: согласно ст. 331 ТК РФ ему нельзя иметь неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления любой категории.

Введенные в ТК РФ в 2011 году нормы, ограничивающие право на работу с несовершеннолетними, вызывают много затруднений на практике. За это время сложилась судебная практика, вышли разъяснения Верховного Суда РФ, так что практически на большинство вопросов можно дать ответы. Рассмотрим основные из них.

Ситуация 1. Человек работает в школе (колледже, спортивной школе, детской поликлинике и т. п.) дворником (бухгалтером, слесарем и т.п.). Распространяются ли на него установленные ст. 351.1 ТК РФ ограничения?

Да, это ограничение действует не только на тех, кто вступает в непосредственный контакт с несовершеннолетними по роду их профессиональной деятельности (т.е. педагоги, тренеры, детские врачи), но и на административно-управленческий, технический и вспомогательный персонал всех организаций сферы образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних, потому что эти люди тоже осуществляют трудовую деятельность в этих сферах и имеют возможность контакта с детьми 2 .

Ситуация 2. Работник принят на работу в учреждение, работающее с детьми, до внесения соответствующих изменений в ТК РФ. Надо ли сегодня выяснять, были ли у него проблемы с законом, или нет?»

Да, необходимо. Представлять справку о судимости (или ее отсутствии) такой работник не обязан – это требование распространяется только на вновь принимаемых после 7 января 2011 года, но может сделать это добровольно, а если откажется – работодатель может запросить информационный центр МВД по своему региону самостоятельно в установленном Административным регламентом МВД РФ порядке) 3 .

Если выяснится, что он все-таки привлекался к ответственности по «неправильной» статье УК РФ – его уволят, несмотря на то, что на момент приема на работу никаких ограничений не было 4 .

Ситуация 3. Судимость по соответствующей статье была, но давно погашена (снята). Можно ли работать с детьми?

Нет, нельзя. Хотя в ст. 86 УК РФ и указано, что погашение/снятие судимости аннулирует ВСЕ правовые последствия, связанные с судимостью (то есть человек либо имеет судимость в настоящее время, либо не имеет ее вовсе – в том числе и в случае, когда она погашена или снята), ч. 3 ст. 55 Конституции РФ позволяет ограничивать федеральным законом права и свободы человека в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Поскольку ограничение права на занятие педагогической деятельностью обусловлено спецификой этой деятельности – она направлена обучение и воспитание граждан в соответствии с требованиями морали, общепризнанными ценностями уважения к закону и правам других лиц, прямое распространение ст. 351.1 ТК РФ таких ограничений на лиц, ИМЕВШИХ судимость, направлено на защиту общественных интересов и прав обучающихся и не противоречит Конституции РФ 5 . Кстати, данная проблема может быть легко решена внесением дополнения в ст. 86 УК РФ в виде фразы «, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами» 6 .

А вот те ситуации, на которые до сих пор нет однозначного ответа – самые интересные.

Ситуация 4. Человек был осужден за преступление, уголовная ответственность за которое впоследствии устранена (норма исключена из уголовного закона, «декриминализирована». Как быть?»

Ситуация 5. Работник в настоящее время подозревается или обвиняется в преступлении из перечисленных в ст. 351.1 ТК РФ. Можно ли его уволить?

Формулировка, указанная в ст. 351.1 ТК РФ – «подвергающиеся [..] уголовному преследованию» формально позволяет работодателю, чей работник прямо сейчас является подозреваемым или обвиняемым по уголовному делу из перечисленных в законе категорий, уволить его, не дожидаясь результатов расследования. Причем, поскольку на момент увольнения оно будет совершенно законно, даже дальнейшее прекращение преследования по реабилитирующим основаниям не даст работнику право восстановиться на работе. Представляется, что здесь законодатель несколько не продумал правовые последствия такой формулировки. Достаточно было предусмотреть в ТК РФ дополнительное основание для отстранения от работы в случае, если сотрудник, работающий с детьми, подозревается или обвиняется в совершении соответствующего преступления (сейчас это можно сделать только по требованию следователя или дознавателя 9 ). А вот уже после прекращения преследования по нереабилитирующему основанию или приобретения работником судимости – было бы возможно увольнение.

Читайте так же:  Соглашение о разделе совместно нажитого имущества супругов

Ситуация 6. Человек работает с несовершеннолетними не по трудовому, а по гражданско-правовому договору – как репетитор или преподаватель в детском учреждении. Нужно и можно ли проверять его судимости?

Поскольку требование к отсутствию судимости установлена только для лиц, работающих по трудовому договору, а также занимающихся такой работой в порядке индивидуального предпринимательства 10 , то формально лица, работающие по гражданско-правовому договору и не являющиеся ИП, предъявлять справку о наличии или отсутствии судимости не должны. Даже если заказчику работы (услуги) каким-либо образом станет известно о наличии у исполнителя такой судимости, расторгать с ним договор он не обязан, поскольку прямого нарушения закона здесь нет. В то же время, исходя из целей установления ограничений на занятие педагогической и иной деятельностью в отношении несовершеннолетних, перечисленных выше, представляется, что в законодательство должны быть внесены уточнения, прямо распространяющие указанные ограничения и на граждан, занимающихся данной деятельностью в частном порядке по гражданско-правовым договорам.

1 Так, ст. 351.1 ТК РФ установлено, что к трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности.

2 Определение Судебной Коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 7 декабря 2012 г. № 52-КГПР12-2.

3 Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования, утв. приказом МВД РФ от 07.11.2011 N1121

4 Определение Судебной Коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 7 декабря 2012 г. № 52-КГПР12-2, , ст. 65 ТК РФ, письмо Минобрнауки РФ от 23.12.2011 № МД-1703/03, решение Измайловского районного суда г. Москвы от 11 января 2012 г.

[2]

5 Определение КС РФ от 26 января 2010 г. № 127-О-О, ответ на вопрос 6 Обзора судебной практики ВС РФ за первый квартал 2012 года (утв. Президиумом ВС РФ 20 июня2012 г.), определение СК по гражданским делам Верховного суда Республики Коми от 16 января 2012 г. по делу № 33-156/2012; апелляционное определение Пермского краевого суда от 19 марта 2013 г. по делу № 33-3232/2013.

6 Тогда норма ч. 6 ст. 86 ТК РФ выглядела бы следующим образом: «Погашение или снятие судимости аннулирует все правовые последствия, связанные с судимостью, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами».

7 Часть первая ст. 121 УК РСФСР в редакции, действовавшей до 16 мая 1993 года.

8 Решение Норильского городского суда Красноярского края от 19 января 2012 г. по делу № 2-157/12.

Школа учитель уголовная ответственность

Может ли работать в школе педагог, который привлекался к уголовной ответственности по статья 119 часть 1 КоАП РФ, но дело было прекращено по ст. 25 УПК РФ. Спасибо.

Нет, не может работать.

Не может работать в школе, поскольку речь о преступлении против жизни и здоровья граждан,Ю и прекращено по нереабилитирующему основанию.

Основание — ст. 351.1 ТК

Благодарю Вас за полезную консультацию!

Постановлением Конституционного Суда РФ от 18.07.2013 N 19-П выявлен конституционно-правовой смысл и частично признаны не соответствующими Конституции РФ взаимосвязанные положения пункта 13 части первой статьи 83, абзаца третьего части второй статьи 331 и статьи 351.1 настоящего Кодекса.

Таким образом, при увольнении, советую обращаться в суд. Вы точно выиграете.

[3]

Скажу больше. Мной был подготовлен законопроект [/b]О внесении изменений в статью 22.1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и Трудовой кодекс Российской Федерации[/b]

Этот законопроект набрал более 100 тысяч подписей граждан и внесен на рассмотрение экспертного центра «Общественная Дума» вот здесь: http://oduma.org/BillInitiatives/View/86

Там он был поддержан и внесен в Государственную Думу.

В государственной Думе был поддержан рядом депутатов , рекомендован к принятию и теперь [/b]Законопроект № 492390-6

О внесении изменений в статью 22.1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и Трудовой кодекс Российской Федерации»[/b]

(в части правового регулирования ограничений на занятие педагогической деятельностью, а также иной деятельностью с участием несовершеннолетних) будет рассмотрен 24 сентября в первом чтении на заседании Госдумы.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Если короче, то законопроектом предложено наконец таки отстать от бедных педагогов с этими дебильными требованиями о справках

Источники


  1. Головистикова, А. Проблемы теории государства и права. Учебник / А. Головистикова, Ю. Дмитриев. — М.: Эксмо, 2005. — 832 c.

  2. Инструкции о подоходном налоге с физических лиц и дорожные фонды в 1993 году. — М.: СПб: Метроном, 1993. — 110 c.

  3. Головистикова, А. Проблемы теории государства и права. Учебник / А. Головистикова, Ю. Дмитриев. — М.: Эксмо, 2005. — 832 c.
  4. Картрайт, Г. Обвиняется в убийстве. История судебных процессов над Калленом Дэвисом / Г. Картрайт. — М.: Прогресс, 2017. — 384 c.
  5. Яковлев, Я.М. Половые преступления; Душанбе: Ирфон, 2013. — 450 c.
Педагог привлекался к уголовной ответственности
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here