Право на высшее образование

Экспертное мнение на тему: "Право на высшее образование" от профессионалов своего дела. Здесь собрана полная информация по теме. Если возникнут вопросы, то задавайте их дежурному юристу.

Статья 6. Уровни высшего профессионального образования, сроки и формы его получения

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 24 октября 2007 г. N 232-ФЗ в статью 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

Об обучении в образовательных учреждениях высшего профессионального образования по образовательным программам бакалавриата, программам подготовки специалиста и программам магистратуры соответствующих уровней высшего профессионального образования см. пункты 2-6 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 2007 г. N 232-ФЗ

[1]

Статья 6. Уровни высшего профессионального образования, сроки и формы его получения

1. Основные образовательные программы высшего профессионального образования реализуются по уровням.

2. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни высшего профессионального образования:

высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) «бакалавр» — бакалавриат;

высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) «специалист» или квалификации (степени) «магистр» — подготовка специалиста или магистратура.

Информация об изменениях:

Лицам, не завершившим освоение основной образовательной программы высшего профессионального образования, выдаются академические справки установленного образца.

4. Нормативные сроки освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования по очной форме обучения составляют:

для получения квалификации (степени) «бакалавр» — четыре года;

для получения квалификации (степени) «специалист» — не менее пяти лет;

для получения квалификации (степени) «магистр» — два года.

Перечень направлений подготовки (специальностей), по которым могут быть установлены иные нормативные сроки освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования (программ бакалавриата, программ подготовки специалиста или программ магистратуры), устанавливается Правительством Российской Федерации.

См. Условия освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования в сокращенные сроки, утвержденные приказом Минобразования РФ 13 мая 2002 г. N 1725

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 10 ноября 2009 г. N 260-ФЗ в пункт 5 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

5. Лица, получившие документы государственного образца о соответствующем уровне высшего профессионального образования, подтверждаемого присвоением лицу квалификации (степени) «бакалавр», имеют право продолжить на конкурсной основе обучение по образовательной программе высшего профессионального образования — программе магистратуры.

Получение образования по следующим образовательным программам высшего профессионального образования рассматривается как получение второго высшего профессионального образования:

по программам бакалавриата или программам подготовки специалиста — лицами, имеющими диплом бакалавра, диплом специалиста, диплом магистра;

по программам магистратуры — лицами, имеющими диплом специалиста, диплом магистра, если иное не установлено федеральными законами.

Информация об изменениях:

7. Освоение лицом образовательной программы высшего профессионального образования соответствующего уровня в высшем учебном заведении, имеющем государственную аккредитацию, является условием для занятия им в государственной, муниципальной организации определенной должности, получения должностного оклада и надбавок к нему. Для лиц, освоивших образовательные программы высшего медицинского и высшего фармацевтического образования, условием для занятия ими указанных должностей является первичная годичная послевузовская подготовка (интернатура), подтверждаемая удостоверениями установленного образца.

Квалификация (степень) «бакалавр», квалификация (степень) «специалист», квалификация (степень) «магистр» при поступлении на работу дают гражданину право претендовать на занятие должности, для которой квалификационными требованиями предусмотрено высшее профессиональное образование, если иное не установлено федеральными законами.

Занятие должностей государственных и муниципальных служащих осуществляется в порядке, устанавливаемом соответствующим федеральным законом.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ в пункт 8 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2009 г.

8. Основные образовательные программы высшего профессионального образования обучающимися могут осваиваться в различных формах в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника высшего учебного заведения с обучающимися: очной, очно-заочной (вечерней), заочной, в форме экстерната. Допускается сочетание различных форм получения высшего профессионального образования. Перечень направлений подготовки (специальностей), по которым получение высшего профессионального образования в очно-заочной (вечерней), заочной формах обучения или в форме экстерната не допускается, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

См. перечень направлений подготовки специалистов и специальностей, по которым получение высшего профессионального образования в заочной форме или в форме экстерната не допускается, утвержденный постановлением Правительства РФ от 22 ноября 1997 г. N 1473

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 10 февраля 2009 г. N 18-ФЗ в пункт 9 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

9. Экстернат — самостоятельное изучение обучающимся дисциплин согласно основной образовательной программе высшего профессионального образования по избранному направлению подготовки (специальности) с последующей аттестацией (текущей и итоговой) в высшем учебном заведении, имеющем государственную аккредитацию.

Положение об экстернате утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

См. Положение об экстернате в государственных, муниципальных высших учебных заведениях Российской Федерации, утвержденное приказом Минобразования РФ от 14 октября 1997 г. N 2033

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 16 июня 2011 г. N 144-ФЗ в пункт 10 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

10. Лица, обучающиеся в не имеющих государственной аккредитации высших учебных заведениях или успешно окончившие их, имеют право на текущую и государственную (итоговую) аттестацию в высших учебных заведениях, имеющих государственную аккредитацию, на условиях экстерната.

См. комментарии к статье 6 настоящего Федерального закона

>
Документы о высшем и послевузовском профессиональном образовании
Содержание
Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Россия в Кыргызстане

Информационный портал создан при поддержке Посольства Российской Федерации в Кыргызстане

Разработано совместно с Ext-Joom.com

Самое популярное

Выезжающим в Россию советуют проверить себя в «черном списке» ФМС

Служба в российской армии для мигранта – по контракту или по призыву?

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИИ УТВЕРДИЛО КВОТУ НА РВП ДЛЯ ИНОСТРАНЦЕВ НА 2015 ГОД

В.В. Путин подписал указ об упрощении правил возвращения на ПМЖ в Россию

Получить гражданство РФ станет сложнее

Объявления и конкурсы

Для участия в конкурсе «Живая классика 2020» необходимо зарегистрироваться до 15 января

Приглашаем к участию в конкурсе «Уроки Победы»

Проходит прием заявок на участие в проекте «Горячее сердце»

Стартовал прием заявок на участие в форуме «Диалог на Волге: мир и взаимопонимание в XXI веке»

Продлен прием работ на конкурс детского рисунка, посвященный Дню Победы

ПРАВО НА БЕСПЛАТНОЕ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В 2018 ГОДУ ОСТАЕТСЯ В РОССИИ БЕЗ ИЗМЕНЕНИЙ

Президент России Владимир Путин пообещал, что бесплатное высшее образование в РФ сохранится.
Читайте так же:  Как просить отгул за работу в праздничный день, чтобы не отказали — предоставление по тк рф, образцы

В России каждый абитуриент вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении. Высшее образование дает уникальные знания и навыки, которые делают абитуриента мастером в определенной области. Такое образование помогает мыслить глобально и готовит к профессиональной жизни.

За ростом числа студентов стоит понятное желание людей повысить свой социально- экономический статус, обучение позволяет претендовать на большие возможности трудоустройства и более высокую оплату труда.

Право на бесплатное высшее образование в России: остается без существенных изменений.

На встрече с рабочими Тверского вагоностроительного завода 10 января 2018 года президент России Владимир Путин упомянул о системе высшего образования. Было сказано, что в системе высшего образования изменений не будет. Бесплатное высшее образование сохранится в РФ, хотя платное будет работать на тех же условиях.

Систему ЕГЭ реформы тоже не затронут. Более того, Владимир Путин одобрил существование единого государственного экзамена. Позитивной стороной данной системы, по словам президента, есть то, что ЕГЭ, уравнивает всех поступающих абитуриентов. То есть возможность поступить после сдачи экзамена в определенный вуз, есть и у городских абитуриентов, и у тех, кто приезжает из глубинок России.

Право на бесплатное высшее образование в России: гарантируется законом государства на конкурсной основе. Высшее профессиональное образование имеет целью подготовку и переподготовку специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе среднего (полного) общего, среднего профессионального образования.

Высшее профессиональное образование может быть получено в образовательных учреждениях высшего профессионального образования (высших учебных заведениях).

Гражданам Российской Федерации гарантируется получение на конкурсной основе бесплатного высшего и послевузовского профессионального образования в государственных, муниципальных высших учебных заведениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

Получение первого образования по образовательным программам высшего профессионального образования различных ступеней не рассматривается как получение второго высшего профессионального образования.

Основные положения по данному вопросу в Федеральном законе от 22.08.1996 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском образовании». Согласно новейшему российскому законодательству выделяют три уровня высшего образования:

высшее образование — бакалавриат;

высшее образование — специалитет, магистратура;

высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации.

В соответствии с п. 3 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» гарантируется на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

Право на бесплатное высшее образование в России: государство ежегодно приглашает 15 тысяч иностранных абитуриентов.

Иностранным абитуриентам учиться в России престижно и выгодно. В стране есть вузы, специализирующиеся на самых разных направлениях подготовки, поэтому есть большой выбор. Нужно только подобрать подходящую программу обучения, подготовить необходимые документы, приехать в Россию и начать учиться.

Получать образование можно как на коммерческой основе, так и бесплатно при поддержке Правительства. В России ежегодно выделяется некоторое количество бюджетных мест для иностранцев в высших учебных заведениях страны.

В целом существют много различных форм финансирования, грантов и стипендий, так что каждый студент сможет выбрать для себя оптимальный вариант.

Если получить стипендию не удалось, то можно продолжать в направлении платного обучения. Стоимость обучения в вузах России значительно ниже, чем в других странах. Абитуриенту нужно внимательно изучить образовательные программы, узнать цены и, вполне возможно, что получится отыскать подходящий вариант.

Последние три года РФ ежегодно приглашает по 15 тысяч иностранных граждан совершенно

бесплатно учиться в вузах РФ. В этом процессе задействовано более 400 российских университетов.

Статья 43 Конституции России

Текст Ст. 43 Конституции РФ в действующей редакции на 2019 год:

1. Каждый имеет право на образование.

2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

Комментарий к Ст. 43 Конституции Российской Федерации

1. Согласно комментируемой норме каждый имеет право на образование. Под словом «каждый» подразумевается любой человек, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям, возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости.

Под образованием подразумевается процесс развития и саморазвития личности, связанный с овладением социально значимым опытом человечества, воплощенным в знаниях, умениях, творческой деятельности и эмоционально-ценностном отношении к миру; необходимое условие сохранения и развития материальной и духовной культуры*(211). Согласно преамбуле Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании», образование представляет собой целенаправленный процесс обучения и воспитания.

В современном мире право на образование рассматривается как одно из фундаментальных естественных основных прав человека. Такое понимание права на образование закреплено Всеобщей декларацией прав человека, Конвенцией о борьбе с дискриминацией в области образования, Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах, Конвенцией о правах ребенка, Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод. ЮНЕСКО рекомендует рассматривать право на образование как элемент права на жизнь, права на развитие, права на непрерывное образование, которое должно реализовываться в течение всей жизни человека.

Всеобщая Декларация прав человека (ст. 26) закрепила обязательность, общедоступность, бесплатность начального образования, обозначив цель образования в мировом масштабе: «Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам. Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между народами, расовыми и религиозными группами»*(212).

Читайте так же:  Оформляем дополнительное соглашение к договору купли-продажи квартиры

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах также утверждает право каждого человека на образование: обязательность и бесплатность для всех начального образования, открытость и доступность среднего образования в его различных формах (включая профессионально-техническое образование), высшего образования (на основе способностей каждого) с постепенным введением его получения на бесплатной основе.

Образование в России осуществляется в соответствии с Законом РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании», Федеральным законом от 10 января 2003 г. N 11-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 г., утвержденной приказом Минобразования России от 11 февраля 2002 г. N 393, иными законодательными актами, а также указанными выше нормами международного права.

Особо следует отметить важность и перспективность осуществляемого с 1 января 2006 г. приоритетного национального проекта «Образование», первоочередная задача которого — дать отечественной системе образования стимул к движению вперед.

Система российского образования представляет собой совокупность:

образовательных программ и государственных образовательных стандартов;

реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм;

органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.

В России устанавливаются следующие уровни образования (образовательные цензы):

а) основное общее образование;

б) среднее (полное) общее образование;

в) начальное профессиональное образование;

г) среднее профессиональное образование;

д) высшее профессиональное образование;

[3]

е) послевузовское профессиональное образование.

Право на образование в России, исходя из видов образовательных программ и типов образовательных учреждений, может рассматриваться как ряд прав, включающих в себя права на:

начальное общее образование;

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

основное общее образование;

среднее (полное) общее образование;

начальное профессиональное образование;

среднее профессиональное образование;

высшее профессиональное образование;

послевузовское профессиональное образование;

Федеральный закон «Об образовании» подтверждает основные конституционные права и свободы обучающихся, реализующиеся в сфере образования:

право на уважение человеческого достоинства;

на свободу совести;

[2]

на свободу информации;

на свободное выражение собственных мнений и убеждений;

на свободное посещение мероприятий не предусмотренных учебным планом;

право на получение впервые бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального образования и на конкурсной основе среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов;

право на охрану здоровья.

Согласно п. 2.1 Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г., Правительство РФ осуществит меры реализации гарантий права граждан на образование, создавая правовые и экономические условия для:

бесплатности полного среднего образования в пределах государственного образовательного стандарта и бесплатного образования других уровней в пределах, установленных законодательством РФ;

равного доступа всех граждан России к образованию разных уровней вне зависимости от места жительства и уровня доходов семьи;

получения образования в соответствии с установленными государственными образовательными стандартами, гарантирующими необходимое для общества качество образования.

Государство гарантирует гражданам доступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования. Конституция РФ включает в данный перечень также дошкольное и среднее профессиональное образование. В то же время Федеральный закон «Об образовании» (ч. 3 ст. 5) не гарантирует бесплатности дошкольного образования, а бесплатность среднего профессионального образования гарантируется на конкурсной основе. Согласно ст. 18 этого Закона, государство гарантирует финансовую и материальную поддержку в воспитании детей раннего детского возраста, обеспечивает доступность образовательных услуг дошкольного образовательного учреждения для всех слоев населения. При этом отношения между дошкольным образовательным учреждением и родителями регулируются договором между ними, который не может ограничивать установленные законом права сторон*(213).

Затраты на обучение граждан в платных негосударственных образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования, возмещаются гражданину государством в размерах, определяемых государственными нормативами затрат на обучение граждан в государственном или в муниципальном образовательном учреждении соответствующего типа и вида. В той части, в которой текущее законодательство не обеспечивает конституционные права граждан, оно нуждается в совершенствовании, а конституционные нормы имеют прямое действие.

В целях реализации права на образование граждан, нуждающихся в социальной помощи, государство полностью или частично несет расходы на их содержание в период получения ими образования. Категории граждан, которым оказывается данная помощь, ее формы, размеры и источники устанавливаются федеральным законом. Государство создает гражданам с отклонениями в развитии условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов; оказывает содействие в получении образования гражданам, проявившим выдающиеся способности, в том числе, посредством предоставления им специальных государственных стипендий.

Основа государственных гарантий получения гражданами России образования — его государственное или муниципальное финансирование. Государство гарантирует ежегодное выделение финансовых средств на нужды образования в размере не менее 10% национального дохода. Размеры и нормативы финансирования образовательных учреждений ежеквартально подлежат индексации в соответствии с темпами инфляции.

4. Согласно комментируемой норме обязанность получения детьми обязательного основного общего образования лежит на родителях или лицах, их заменяющих.

Основное общее образование — это вторая ступень общего образования. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования направлен на приведение содержания образования в соответствие с возрастными особенностями подросткового периода, когда ребенок устремлен к практической деятельности, познанию мира, самопознанию и самоопределению. Стандарт ориентирован не только на знаниевый, но, в первую очередь, на деятельностный компонент образования, что позволяет повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать способности, возможности, потребности и интересы ребенка. Специфика педагогических целей основной школы в большей степени связана с личным развитием детей, чем с их учебными успехами.

Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования устанавливает перечень обязательных для изучения учебных предметов: русский язык, литература, иностранный язык, математика, информатика и информационные технологии, история, обществоведение (включая экономику и право), география, природоведение, физика, химия, биология, искусство (изобразительное и музыкальное искусство), технология, физическая культура.

Читайте так же:  Нужно ли составлять служебное задание о направлении в командировку – образец и бланк для скачивания

Часть 2 ст. 63 СК РФ, по сути, повторяет смысл комментируемой конституционной нормы, однако делает это более категорично и однозначно: если в ч. 4 ст. 43 Конституции РФ указывается на то, что «родители обеспечивают получение детьми основного общего образования», то, согласно ч. 2 ст. 63 СК РФ, «родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования».

В силу ч. 1 ст. 18 Федерального закона «Об образовании» родители являются первыми педагогами, которые обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте.

5. Государственно-политические и социально-экономические преобразования конца 1980-х — начала 1990-х гг. оказали существенное влияние на российское образование, позволив реализовать академическую автономию высших учебных заведений, обеспечить многообразие образовательных учреждений и вариативность образовательных программ, развитие многонациональной российской школы и негосударственного сектора образования. Эти процессы получили свое отражение и закрепление в законах «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

Россия провозглашает область образования приоритетной. Одним из главных принципов, на которых основывается государственная политика Российской Федерации в области образования, является принцип единства федерального образовательного пространства.

Образование в России осуществляется в соответствии с законодательством РФ и нормами международного права. Реализацию государственной политики и управление российским образованием на федеральном уровне осуществляет Министерство образования и науки РФ, опирающееся в своей деятельности на российское законодательство и Положение о Министерстве образования и науки Российской Федерации.

Задача законодательства в области образования — обеспечение и защита этого права, определение стратегии и основных направлений развития образования, его целей и задач, разграничение компетенции в области образования между органами государственной власти и органами управления образованием различных уровней. В законах, законодательных актах и федеральных программах закреплены гарантии государства для всех граждан России на общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а на конкурсной основе — бесплатность и других ступеней образования.

Требования к содержанию и качеству образования всех ступеней устанавливаются государственными образовательными стандартами.

Государственный образовательный стандарт (ГОС) — социальная норма образования и образованности, разрабатываемая и вводимая в соответствии с Конституцией РФ, которая включает в себя два компонента: федеральный и национально-региональный.

С развитием информационных технологий все большее развитие получает такая современная форма, как дистанционное обучение (ДО). Изменения и дополнения, внесенные в законы «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», принятые Федеральным законом от 10 января 2003 г. N 11-ФЗ, предусматривают получение образования с помощью дистанционных технологий в полном объеме. Это означает, что, в отличие от ранее имевшейся возможности освоения лишь отдельных образовательных программ, теперь обучающийся может получить полноценное высшее образование, находясь на расстоянии от педагогов вуза. При этом обязательная итоговая аттестация выпускников осуществляется традиционными методами.

Право на высшее образование

Право на образование рассматривается как конституционное, основное, естественное право человека. В системе прав и свобод человека и гражданина право каждого человека на образование занимает главенствующее положение.

Как известно, Всеобщая Декларация прав человека 1948 г. в п. 1 ст. 26 закрепила право каждого человека на образование. При этом «образование должно быть бесплатным, по меньшей мере, в том, что касается начального и общего образования. Начальное образование должно быть обязательным. Техническое и профессиональное образование должно быть общедоступным, и высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого». Это право закреплено также в ст. 13 Международного Пакта «Об экономических, социальных и культурных правах» 1966 г., и в ст. 28 Конвенции о правах ребенка 1989 г.

14 декабря 1960 г. Генеральная конференция ЮНЕСКО приняла Конвенцию о борьбе с дискриминацией в области образования. Согласно ст. 1 этой Конвенции запрещается проявление любой дискриминации в области образования, в частности:

— закрытие для какого-либо лица или группы лиц доступа к образованию любой ступени или типа;

— ограничение образования для какого-либо лица или группы лиц низшим уровнем образования;

— создание или сохранение раздельных систем образования или учебных заведений для каких-либо лиц или группы лиц по общему правилу;

— создание положения, несовместимого с достоинством человека, в которое ставится какое-либо лицо или группа лиц, стремящихся к получению образования.

Российское законодательство практически не содержит дискриминационных положений. Так, согласно ст. 5 Закона РФ «Об образовании» гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости.

Ограничения прав граждан на профессиональное образование по признакам пола, возраста, состояния здоровья, наличия судимости могут быть установлены только законом.

Государство обеспечивает гражданам право на образование путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования.

Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

В ст.43 Конституции РФ право на образование включает следующие полномочия: право на дошкольное образование; право на основное общее образование; право на среднее профессиональное образование; право на высшее образование. Как уже отмечалось, в РФ государство гарантирует гражданам бесплатность высшего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

Обучение на платной основе допускается и в негосударственных образовательных учреждениях либо в учреждениях, создаваемых при научных центрах, предприятиях и т.д., при соблюдении учебным заведением требований государственного образовательного стандарта, получения лицензии и государственной аттестации.

Высшее образование предоставляется высшими учебными заведениями — вузами. В России имеются следующие виды вузов: университет, академия, институт.

Прием граждан в государственные и муниципальные образовательные учреждения для получения высшего профессионального образования на конкурсной основе производится по заявлениям граждан. Условия конкурса должны гарантировать соблюдение прав граждан на образование и обеспечивать зачисление наиболее способных и подготовленных граждан к освоению образовательной программы соответствующего уровня, с учетом потребностей и возможностей личности образовательные программы могут осваиваться в различных формах, отличающихся объемом обязательных занятий преподавателя со студентом: очная форма; очно-заочная (вечерняя) форма; заочная форма; экстернат. Допускается сочетание этих форм.

Читайте так же:  Заявление о банкротстве физического лица

При приеме гражданина вуз обязан ознакомить его и (или) его родителей (законных представителей) со своим уставом, лицензией на право ведения образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации по каждому направлению подготовки или специальности, дающим право на выдачу документа государственного образца о высшем профессиональном образовании.

Государственная аккредитация вуза проводится экспертной комиссией Министерства образования и науки России, и после нее вуз получает свидетельство о качестве его образовательных услуг. Оно гарантирует, что студент приобретает высокую квалификацию. Срок действия такой аккредитации — пять лет. Любая аккредитация выдается не на весь вуз целиком, а на каждую специальность в отдельности. Поэтому имеющееся свидетельство на подготовку юристов, например, не дает права выдавать государственные дипломы экономистов или журналистов.

Образовательные учреждения, имеющие государственную аккредитацию и реализующие общеобразовательные (за исключением дошкольных) и профессиональные образовательные программы, выдают лицам, прошедшим итоговую аттестацию, документы государственного образца об уровне образования и (или) квалификации, заверяемые печатью соответствующего образовательного учреждения, — дипломы.

Вузы, не имеющие аккредитации, не вправе выдавать диплом государственного образца. Лица, обучающиеся в не имеющих государственной аккредитации высших учебных заведениях или успешно окончившие их, имеют право на текущую и итоговую аттестацию в вузах, имеющих государственную аккредитацию, на условиях экстерната.

Обучение в вузе, имеющем государственную аккредитацию, имеет ряд преимуществ:

1) согласно ст. 173 Трудового кодекса РФ работникам, успешно обучающимся по заочной форме в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях высшего образования, проезд к местонахождению учебного заведения и обратно один раз в учебном году должен оплатить работодатель.

2) учебная и производственная практика осуществляется на основе договоров между вузами и организациями, в соответствии с которыми указанные организации обязаны предоставлять места для прохождения практики студентов учебных заведений, имеющих государственную аккредитацию.

3) кредит на оплату образования в России может получить только тот гражданин, который учится или собирается учиться на дневном отделении в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию.

4) порядок перевода студентов из одного вуза в другой распространяется на вузы, имеющие аккредитацию. Перевод же граждан, получающих образование в неаккредитованных вузах, в аккредитованные на любую форму обучения может осуществляться после реализации ими права на аттестацию в форме экстерната в соответствии с п. 4 и 5 Положения об экстернате, за исключением направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования, получение которых в форме экстерната не допускается.

5) поскольку стипендии Президента РФ установлены для студентов и аспирантов всех вузов России, то учащиеся негосударственных вузов также могут удостаиваться таких стипендий. Однако это распространяется только на учащихся негосударственных вузов, имеющих государственную аккредитацию. Согласно ст. 11 ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» вуз вправе объявлять прием граждан только при наличии лицензии. Порядок приема в вузы также определяется ст. 11 ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», в которую были внесены значительные изменения с в связи с вступлением в силу ФЗ № 18-ФЗ от 10 февраля 2009 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности Федеральных университетов».

Таким образом, у граждан РФ имеются широкие возможности для получения гарантированного Конституцией РФ высшего образования. При условии не прохождения конкурса на получение бесплатного образования, граждане России могут получить высшее образование платно, как в государственных, так и в негосударственных вузах. Основными условиями при выборе вуза должны быть наличие лицензии и аккредитация выбранной специальности.

Второе высшее образование

Выпускникам по завершении обучения присваивается квалификация и выдается диплом об образовании образца, установленного АНО ВО «МИГУП».

На гербе нашего института
изображены весы, как символ
правосудия и книга, как
символ знаний, науки.

Приемная комиссия

Только по вопросам поступления
(звонок бесплатный)

прямо с сайта (с 9:30 до 18:00)

Мамы и папы сегодняшних студентов хорошо помнят, как когда-то второе высшее образование считалось большой редкостью и уделом единиц. Даже в Москве трудно было представить, чтобы, скажем, физик, смог получить второе высшее юридическое образование. Но времена меняются.

Сегодня второе высшее образование не только общедоступно, но и часто просто необходимо. Прежде всего — для карьерного продвижения. Ведь часто случается, что в силу каких-то причин меняя род занятий, человек добивается на новом поприще успехов, но останавливается в росте именно из-за отсутствия второго высшего, профильного образования. Кроме того, на рынке труда все востребованнее становятся «многопрофильные» специалисты, хорошо ориентирующиеся одновременно в нескольких отраслях. Скажем, управленец, получивший второе высшее юридическое образование, гораздо привлекательней для работодателя, чем его конкурент без второго высшего. Точно также юрист, получивший второе высшее образование экономическое, серьезно расширяет свои профессиональные возможности и, разумеется, «стоит дороже».

Как же получить второе высшее образование в Москве, и что для этого требуется? Для начала нужно отметить, что термин «второе высшее» — это обиходное выражение. Нормативно же закреплено определение «освоение основных программ высшего образования на базе уже имеющегося высшего образования». То есть, обязательным условием для получения второго высшего образования является диплом о наличии высшего образования вообще.

Экзамены соискатели второго высшего образования не сдают, проходят тестирование. Срок обучения значительно сокраращен в зависимости от осваиваемых программ. Второе высшее образование

можно получить не только заочно, но и дистанционно. В любом случае такое образование является платным. Другое дело, что второе высшее образование может стоить недорого.

Что касается нашего вуза, то он один из немногих в Москве, который дает второе высшее образование более чем по 10 направлениям подготовки. Традиционно у нас стремятся получить второе высшее юридическое образование, а также второе высшее в управлении, экономике, психологии. Растет спрос на второе высшее в иностранных языках, а также в гостиничном деле, сервисе, туризме.

Читайте так же:  Детские пособия до 16 лет

Поступающие в 2016 году на первый курс студенты второго высшего образования получают степень бакалавра, а имеющие ее могут завершить и магистратуру.

С более подробной информацией о том, как получить второе высшее образование в сферах юриспруденции, управления, экономики, психологии, а также иностранного языка всех желающих познакомят наши специалисты из Приемной комиссии.

Принципы и гарантии осуществления права на высшее образование

Право на образование предполагает заботу государства и общества о своем будущем. Основные положения этих прав базируются в ст. 26 «Всеобщей декларации прав человека». Конституционные гарантии общедоступности и бесплатности дошкольного, основного школьного и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях, обязательность основного общего образования закреплены в «Законе об образовании» (1995г.), нормами международного права. Все ограничения в осуществлении этого права могут быть установлены только законом.

В настоящее время многие вопросы образования и государственной поддержки этой сферы требуют решения. Так в стадии разработки находится федеральный закон “Об обучении лиц с ограниченными возможностями получения образования” Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. — М.: 2007 стр. 89.

Важнейшие принципы образования закреплены в Конституции РФ, которая, определяя основные права и свободы человека закладывает основу того, какими должны быть взаимоотношения в сфере образования. Наиболее пристального внимания заслуживают нормы ст. 43 Конституции РФ, отражающие сущность системы образования в Российской Федерации и основу субъективного и объективного права на высшее образование. Так, в качестве одной из основополагающих конституционных детерминант выступает общедоступность высшего профессионального образования, закрепленная в п. 3 ст. 43 Конституции РФ.

Одним из важнейших, является принцип доступности высшего образования, поскольку напрямую связан с целым комплексом прав и свобод человека.

Следующий принцип образования — светский характер высшего образования. Во-первых, действующее законодательство, указывает на светский характер образования только в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, не упоминая о негосударственных вузах, и, во-вторых, не исключает возможность деятельности вузов, «специализирующихся» на религиозном обучении.

Исходя из этого, вытекают следующие выводы:

  • 1. Негосударственные образовательные учреждения вправе самостоятельно решать, насколько светским или религиозным будет получаемое в них образование. Такая ситуация не может оцениваться однозначно. С одной стороны, это ставит в неравные условия лиц, обучающихся в вузах, имеющих различный правовой статус. С другой — обеспечивает вариативность высшего образования;
  • 2. В России реально действуют плюрализм и автономность высших учебных заведений, ограниченные рамками Конституции РФ и федерального законодательства.

В Конституции РФ не упоминается принцип гуманистического характера образования. Однако гуманистическая направленность образования вытекает из ст.2 Конституции РФ, которая провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью. В соответствии с этим, одним из принципов государственной политики, в сфере высшего образования, является гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека и свободного развития личности.

Особое внимание уделено такому принципу, как единое образовательное пространство, которое означает признание уровней и периодов обучения, а также дипломов о высшем образовании независимо от образовательного учреждения, в котором проходило обучение. Главным инструментом, обеспечивающим единство национального образовательного пространства и унификацию содержания образования в одной образовательной параллели на всей территории страны, является государственный образовательный стандарт. Данный принцип нацелен и на решение такой важной государственной задачи, как консолидация образовательными средствами местных, территориальных, региональных и общенациональных сообществ в интересах динамичного развития государства в целом и отдельных его территорий, поскольку создает устойчивую основу формирования кадрового потенциала на всей территории страны.

Институт гарантий права на высшее профессиональное образование включает в себя систему образовательных учреждений, образовательных программ, материально-техническое обеспечение образовательного процесса, наличие высококвалифицированного профессорско-преподавательского состава и т.п. Каждый из этих элементов фактом своего существования и процедурой деятельности гарантирует гражданам возможность получения высшего образования и выступает в качестве основы реализации права.

Вместе с тем исследование механизма правовых гарантий обнаруживает определенную непоследовательность законодателя в вопросе практики их предоставления. Например, несогласованность правовых норм федеральных законов с другими нормативными актами приводит к возникновению правовых коллизий и дискриминации статуса студента негосударственного образовательного учреждения, а достаточно условное регулирование правоотношений в программе целевой подготовки специалиста порождает ситуацию нарушенного права для определенной части абитуриентов. Данные вопросы требуют разрешения, как со стороны законодательного урегулирования, так и в правоприменительной практике органов управления образованием. В этой связи представляется необходимым неукоснительное соблюдение норм ст. 20 Закона РФ «Об образовании», где закладывается равенство прав и обязанностей студентов вузов, имеющих государственную аккредитацию, независимо от организационно-правовой формы образовательного учреждения.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Принципы организации образования закладывают фундамент правовых гарантий качества высшего профессионального образования, которые целесообразно выделить в особую группу гарантий права на высшее профессиональное образование. Это обуславливается тем, что именно гарантии качества образования имеют непосредственное отношение к возможности дальнейшего использования человеком других конституционных прав и свобод. Так, лишь качественное образование гарантирует профессиональную пригодность, а, следовательно, реализацию конституционного права на свободу труда в рамках полученной специальности. Таким образом, гарантии качества высшего профессионального образования создают основу реальности данного права.

Источники


  1. Гамзатов, М. Латинско-русский словарь юридических терминов и выражений для специалистов и переводчиков английского языка / М. Гамзатов. — М.: СПб: Санкт-Петербургский Университет, 2013. — 508 c.

  2. Тимофеева А. А. История государства и права России; Флинта, МПСИ — Москва, 2009. — 152 c.

  3. Сю, Эжен Жертва судебной ошибки / Эжен Сю. — М.: Новелла, 2016. — 416 c.
  4. Хргиан, А.Х. История и методология естественных наук. Выпуск 03. Физика / А.Х. Хргиан. — Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2012. — 292 c.
  5. Эрлих, А.А. Технический анализ товарных и финансовых рынков. Прикладное пособие; М.: Инфра-М, 2012. — 176 c.
Право на высшее образование
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here