Термины и определения в национальной системе квалификаций

Экспертное мнение на тему: "Термины и определения в национальной системе квалификаций" от профессионалов своего дела. Здесь собрана полная информация по теме. Если возникнут вопросы, то задавайте их дежурному юристу.

Термины и определения в Национальной системе квалификаций

В настоящее время ведется большая работа по созданию эффективной национальной системы квалификаций, отвечающей не только потребностям сегодняшнего дня, но и учитывающей изменения в будущем. Создана и продолжает совершенствоваться нормативно-правовая база. В этой работе принимают участие органы государственной власти, работодатели, профсоюзы и система образования.

Национальная система квалификаций является средством согласования спроса на квалификации работников со стороны работодателей на основе требований рынка труда и предложения квалификаций со стороны системы образования и обучения.

В настоящее время компетенции работников во многом не удовлетворяют работодателей, а система профессионального образования только начинает переход на программы образования, основанные на требованиях рынка труда.

В разработке, внедрении, апробации и контроле национальной системы квалификации участвуют следующие органы и организации:

Национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям (НСПК).

  • Консультативный орган. Координирует деятельность органов власти, работодателей, профсоюзов, образовательных и других организаций.

Орган исполнительной власти (Минтруд России)

  • Утверждает ряд документов и положений по оценке квалификаций.

Национальное агентство развития квалификаций (НАРК)

  • Автономная, некоммерческая организация. Осуществляет деятельность по развитию квалификаций и разработке документов.

Советы по профессиональным квалификациям (СПК)

  • Орган управления, уполномоченный проводить оценку по определенному виду деятельности.

Центры оценки квалификации (ЦОК)

  • Юридическое лицо, непосредственно проводящее оценку квалификации, наделенное этими функциями СПК.

Порядок оценки квалификации работников определен вступившим в силу с 01 января 2017 года Федеральным Законом от 03 июля 2016 года № 238-ФЗ « О независимой оценке квалификации».

Предусмотренная законом независимая оценка квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности – процедура подтверждения соответствия квалификации соискателя положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным Федеральным Законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, проведенная центром оценки квалификаций.

Основным элементом национальной системы профессиональных квалификаций являются профессиональные стандарты, в которых отражены актуальные квалификационные требования. На данный момент утверждено более 800 профессиональных стандартов, в том числе профстандарты «Бухгалтер», «Внутренний контролер», «Внутренний аудитор», «Аудитор».

Также утверждены справочник и список 50 наиболее востребованных на рынке труда новых и перспективных профессий. Работа по формированию справочника продолжается и в настоящее время.

Национальная система квалификаций

Переход России на путь инновационного развития предполагает формирование принципиально нового типа работников. Они должны соответствовать требованиям наукоемкой экономики и Национальной системе квалификаций.

Вопросами формирования рамок квалификаций активно занимаются в последние годы как отдельные страны, так и международные организации – МОТ, OECD, ETF и др.

Национальная рамка квалификаций Российской Федерации (НРК) является инструментом сопряжения сфер труда и образования и представляет собой обобщенное описание квалификационных уровней, признаваемых на общефедеральном уровне, и основных путей их достижения на территории России.

НРК разработана на основании Соглашения о взаимодействии Министерства образования и науки Российской Федерации и Российского союза промышленников и предпринимателей с учетом опыта построения Европейской рамки квалификаций, национальных рамок стран – участниц Болонского и Копенгагенского процессов.

ПРК является составной частью и основой разработки Национальной системы квалификаций Российской Федерации, в которую помимо нес должны войти отраслевые рамки квалификаций, профессиональные и образовательные стандарты, национальная система оценки результатов образования и сертификации, предусматривающая единые для всех уровней профессионального образования механизмы накопления и признания квалификаций на национальном и международном уровнях.

НРК предназначена для различных групп пользователей (объединений работодателей, органов управления образованием, предприятий, образовательных организаций, граждан) и позволяет:

  • • формировать общую стратегию развития рынка труда и системы образования, в том числе планировать различные траектории образования, ведущие к получению конкретной квалификации, повышению квалификационного уровня, карьерному росту;
  • • описывать с единых позиций требования к квалификации работников и выпускников при разработке профессиональных и образовательных стандартов;
  • • разрабатывать процедуры оценки результатов образования и сертификации квалификаций, формировать систему сертификатов;
  • • создавать отраслевые квалификационные и тарифные системы.

В основу разработки НРК заложены принципы, свойственные аналогичным рамочным структурам ЕС и других стран:

  • • непрерывность развития квалификационных уровней от низшего к высшему;
  • • прозрачность описания квалификационных уровней для всех пользователей;
  • • соответствие иерархии квалификационных уровней структуре разделения труда и национальной системы образования Российской Федерации;
  • • учет мирового опыта при разработке структуры и содержания НРК.

Национальную рамку квалификаций образуют характеристики (дескрипторы) квалификационных уровней, раскрытые через ряд обобщенных показателей.

Аналогично Европейской рамке квалификаций в НРК включены дескрипторы общей компетенции, умений и знаний, которые раскрываются через соответствующие показатели профессиональной деятельности.

Показатель «Широта полномочий и ответственность» определяет общую компетенцию работника и связан с масштабом деятельности, ценой возможной ошибки, ее социальными, экологическими, экономическими и т.п. последствиями, а также с полнотой реализации в профессиональной деятельности основных функций руководства (целеполагание, организация, контроль, мотивация исполнителей).

Показатель «Сложность деятельности» определяет требования к умениям и зависит от ряда особенностей профессиональной деятельности: множественности (вариативности) способов решения профессиональных задач, необходимости выбора или разработки этих способов; степени неопределенности рабочей ситуации и непредсказуемости ее развития.

Показатель «Наукоемкость деятельности» определяет требования к знаниям, используемым в профессиональной деятельности, зависит от объема и сложности используемой информации, инновационности применяемых знаний и степени их абстрактности (соотношения теоретических и практических знаний).

Рассмотрим в качестве примера характеристики квалификационных уровней, требующих высшего профессионального образования (табл. 4.3).

Читайте так же:  Можно ли продлить испытательный срок работнику по тк рф

Квалификационные уровни, требующие высшего профессионального образования

Самостоятельная профессиональная деятельность, предполагающая постановку целей собственной работы и (или) подчиненных. Обеспечение взаимодействия сотрудников и смежных подразделений.

Ответственность за результат выполнения работ на уровне подразделения или организации

Деятельность, направленная на решение задач технологического или методического характера, предполагающих выбор и многообразие способов решения. Разработка, внедрение, контроль, оценка и коррекция компонентов профессиональной деятельности

[1]

Синтез профессиональных знаний и опыта (в том числе инновационных).

Самостоятельный поиск, анализ и оценка профессиональной информации

Определение стратегии, управление процессами и деятельностью (в том числе инновационной) с принятием решения на уровне крупных институциональных структур и их подразделений

Деятельность, предполагающая решение задач развития, разработки новых подходов, использования разнообразных методов (в том числе инновационных)

Синтез профессиональных знаний и опыта. Создание новых знаний прикладного характера в определенной области и (или) на стыке областей.

Определение источников и поиск информации, необходимой для развития деятельности

Определение стратегии, управление процессами и деятельностью (в том числе инновационной) с принятием решения и ответственности на уровне крупных институциональных структур

Деятельность, предполагающая решение проблем исследовательского и проектного характера, связанных с повышением эффективности управляемых процессов

Создание и синтез новых знаний междисциплинарного характера. Оценка и отбор информации, необходимой для развития деятельности

Определение стратегии, управление сложными социальными, производственными, научными процессами. Ответственность за результат в масштабе отрасли, страны, на международном уровне

Деятельность, предполагающая решение проблем методологического, исследовательского и проектного характера, связанных с развитием и повышением эффективности сложных социальных, производственных, научных процессов

Создание и синтез новых фундаментальных знаний междисциплинарного и межотраслевого характера. Оценка и отбор информации, необходимой для развития деятельности. Управление содержанием информационных потоков

Квалификация всегда является результатом освоения определенной образовательной программы и (или) практического опыта. Для приращения квалификации или изменения ее профиля на каждом уровне возможно обучение по дополнительным образовательным программам системы повышения квалификации [1] и переподготовки кадров в учреждениях, имеющих соответствующие лицензии. Уровень квалификации может нарастать по мере обретения практического опыта работы, самообразования и обучения. Учет различных форм образования и обучения будет происходить внутри отраслевых квалификационных систем. Возможно построение индивидуальной образовательной траектории за счет учета практического опыта работника, курсов повышения квалификации и т.п., что дает возможность продвигаться как по вертикали уровней квалификации, так и по горизонтали (табл. 4.4).

Пути достижения квалификации на определенных квалификационных уровнях

Пути достижения квалификации соответствующего уровня

Как правило, бакалавриат.

В отдельных случаях возможно среднее профессиональное образование с получением или на базе среднего (полного) общего образования, практический опыт

Магистратура (на основе освоенной программы бакалавриата), практический опыт.

Специалитет (на основе освоенной программы среднего (полного) общего образования), практический опыт. Бакалавриат и дополнительное профессиональное образование (программы MBA и др.), практический опыт

Послевузовское образование (программы, ведущие к получению степени кандидата наук и (или) практический опыт).

Освоенная программа подготовки магистра или специалиста, дополнительное профессиональное образование (программы MBA и др.), практический опыт

Послевузовское образование (в том числе степень кандидата наук и практический опыт или степень доктора наук и практический опыт) и (или) дополнительное профессиональное образование.

Практический опыт и общественно-профессиональное признание на отраслевом, межотраслевом, международном уровне

Рамка квалификаций обеспечивает системный подход к содержанию квалификаций и их распределению по уровням. Это, в свою очередь, позволяет определить требования к образовательным стандартам и программам профессионального образования и привести их в соответствие с требованиями сферы труда.

Рамка квалификаций позволяет проводить обоснованные сравнения квалификаций и дипломов, выданных в разных странах, что очень актуально в ситуации активизирующейся трудовой миграции.

Помимо этого рамка квалификаций служит для выстраивания оптимальных траектории обучения и получения квалификаций, позволяющих гражданам как адаптироваться к изменяющимся потребностям рынка труда, так и реализовывать собственные потребности в обучении. Последнее особо важно, поскольку общество, основанное на знаниях, должно обеспечивать гражданам возможности обучения в течение всей жизни.

Рамка квалификаций является ядром национальной системы квалификаций, которая, в свою очередь, представляет собой совокупность механизмов правового и институционального регулирования спроса на квалификации работников со стороны рынка труда и предложения квалификаций со стороны системы образования и обучения.

Система квалификаций включает в себя перечень областей профессиональной деятельности по видам трудовой деятельности с указанием уровня квалификации; профессиональные стандарты и процедуру (правила и механизмы) признания (регистрации) профессиональных стандартов; каталог квалификаций, ранжированных по уровням, с указанием результатов необходимого образования и обучения (компетенций); систему обеспечения качества квалификаций (процедуры оценки и подтверждения, т.е. сертификации квалификаций, освоенных в ходе формального образования, неформального обучения и трудового опыта).

Разработка НСК в России ведется при активном участии работодателей в лице Российского союза промышленников и предпринимателей, Минтруда и Минобрнауки России, компании «РУСАЛ», «Газпром» и других крупных промышленных компаний и корпораций.

Термины и определения ФГОС

Термины и определения ФГОС

Трудовая деятельность, требующая профессионального обучения, осуществляемая в рамках объективно сложившегося разделения труда и приносящая доход.

1) Определенные методы, способы, приемы, характер воздействия на объект профессиональной деятельности с целью его изменения, преобразования

2) Совокупность трудовых функций, требующих обязательной профессиональной подготовки, рассматриваемых в контексте определенной сферы их применения, характеризующейся специфическими объектами, условиями, инструментами, характером и результатами труда

(англ: occupation; profession) Общественно признанный относительно устойчивый вид профессиональной деятельности человека, который определен разделением труда в обществе.

Читайте так же:  Как проводится общее собрание жилищного кооператива каково содержание образца протокола

Термины «профессия» и «специальность» традиционно используются в русском языке как синонимы, если функции по определенной специальности охватывают всю сферу профессиональной деятельности человека. Однако термин «специальность» может использоваться и в более узком значении – «вид занятий в рамках одной профессии» (инженер-строитель, слесарь-инструментальщик, врач-терапевт)

Объект (предмет) профессиональной деятельности

Явление, предмет, процесс, на которые направлено воздействие в процессе трудовой деятельности.

Термины «объект» и «предмет профессиональной деятельности» рассматриваются как синонимы в профессиональной деятельности, связанной с материальным производством, следует развести эти понятия в нематериальной сфере, связанной с научными исследованиями, творчеством и т. п. В этом случае понятие предмета уже понятия объекта и связано со свойствами или отношениями объекта, познание которых важно для решения профессиональных задач.

Область профессиональной деятельности

Совокупность видов профессиональной деятельности, имеющая общую основу (аналогичные или близкие назначение, объекты, технологии, в т. ч. средства труда) и предполагающая схожий набор трудовых функций и соответствующих компетенций для их выполнения

Набор взаимосвязанных действий, направленных на решение одной или нескольких задач процесса труда

В разных источниках можно встретить другие определения термина «трудовая функция». В данном выше значении понятие трудовой функции используется в профессиональном стандарте и связано с понятием профессиональной компетенции в федеральных государственных образовательных стандартах профессионального образования, т. к. действия, составляющие трудовую функцию в профессиональном стандарте, подразумевают наличие у работника определенных умений и знаний, а также готовность их применять.

деятельность, Профессиональная компетенция.

(англ: qualification) 1) Готовность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности

2) Официальное признание (в виде диплома/сертификата) освоения определенного вида профессиональной деятельности

(англ: diploma/certificate) Официальный документ, подтверждающий квалификацию работника и дающий право занимать какую-либо должность, заниматься определенной деятельностью;

официальное подтверждение окончания образовательного учреждения профессионального образования (с присвоением соответствующей квалификации) или курсов повышения квалификации;

свидетельство о присвоении ученой степени.

Национальная система квалификаций Российской Федерации

(англ: National Qualifications System of Russian Federation) Национальная система квалификаций Российской Федерации (НСК РФ) представляет собой комплекс взаимосвязанных документов, обеспечивающих взаимодействие сфер профессионального образования и труда в целях повышения качества подготовки работников и их конкурентоспособности на российском и международном рынке труда. Основой Национальной системы квалификаций Российской Федерации является Национальная рамка квалификаций. НСК РФ может также включать отраслевые рамки квалификаций, профессиональные и образовательные стандарты, национальную систему оценки результатов образования и сертификации, единые для всех уровней профессионального образования механизмы накопления и признания квалификаций на национальном и международном уровнях.

(англ: qualifications level) Структурная единица/ступень Национальной рамки квалификаций, характеризующаяся совокупностью требований к компетенциям, характеру умений и знаний, предъявляемых к работнику и дифференцируемых по параметрам сложности деятельности, а также ответственности и широты полномочий, требующихся в ней.

Уровень квалификации (работника)

Степень профессиональной подготовленности работника к выполнению определенного вида профессиональной деятельности.

[3]

Чем выше уровень профессионального образования работника, тем более общий характер имеет это понятие, сложнее класс решаемых профессиональных задач и шире спектр трудовых функций.

Разряд (аналоги: категория, класс)

Порядковое место в тарифно-квалификационной системе России, определяющее уровень квалификации работника.

Профессиональный стандарт (ПС)

(англ: professional/occupational standard) Документ, раскрывающий с позиций объединений работодателей (и/или профессиональных сообществ) содержание профессиональной деятельности в рамках определенного вида экономической деятельности, а также требования к квалификации работников.

(англ: competence) Способность применять знания, умения и практический опыт для успешной трудовой деятельности.

Способность успешно действовать на основе практического опыта, умений и знаний при решении задач, общих для многих видов профессиональной деятельности.

В разных источниках возможно встретить разные подходы к классификации компетенций и разные их названия и определения. В частности, как неточный синоним термина «общая компетенция» можно рассматривать термин «общекультурная компетенция».

Способность успешно действовать на основе умений, знаний и практического опыта при выполнении задания, решении задачи профессиональной деятельности

(англ: competency, competence) Наличие у человека компетенций для успешного осуществления трудовой деятельности.

Федеральный государственный образовательный стандарт

Нормативный документ, определяющий совокупность требований к результатам освоения основной образовательной программы, ее структуре и условиям реализации.

Результаты профессионального обучения (подготовки)

(англ: learning outcomes, outputs) 1) Общие и профессиональные компетенции, соответствующие определенному уровню образования и квалификации.

2) Социально и профессионально значимые характеристики качества подготовки выпускников образовательных учреждений профессионального образования.

Контроль результатов обучения

(англ: process of quality control) Процесс сопоставления достигнутых результатов обучения с заданными

в целях обеспечения качества подготовки обучающихся.

Оценка результатов обучения

(англ: quality assessment) Процедура определения соответствия индивидуальных образовательных достижений обучающихся и выпускников профессионального образования требованиям потребителей образовательных услуг.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

(англ: Vocational Education) 1) Организованный процесс овладения определенными видами профессиональной деятельности, обеспечивающий развитие социально и профессионально значимых качеств личности.

2) Результат этого процесса (подготовленность человека к определенному виду профессиональной деятельности, подтвержденная аттестатом или дипломом об окончании соответствующего образовательного учреждения профессионального образования).

(англ: Vocational Training) Организованный процесс освоения компетенций, необходимых для выполнения определенных трудовых функций.

(англ: Vocational Education and Training) 1) Организация обучения профессиональных кадров. Различные формы получения профессионального образования

2) Ускоренная форма освоения профессиональных компетенций, необходимых для выполнения определенных трудовых функций (значение соответствует по смыслу ст. 21 гл. 2 Закона РФ «Об образовании»).

Программа профессионального образования (образовательная профессиональная программа)

1) Специально организованный целенаправленный процесс по достижению заданных результатов профессионального образования (обучения, подготовки) определенного уровня и направленности.

Читайте так же:  Как подается ходатайство от соседей в суд

2) Комплекс (комплект) документов, определяющих содержание и организацию этого процесса.

Образовательные профессиональные программы делятся на основные и дополнительные.

Основная профессиональная образовательная программа (ОПОП)

(в высшем профессиональном образовании синоним – основная образовательная программа)

1) Специально организованный целенаправленный процесс по достижению результатов, заданных федеральным государственным образовательным стандартом профессионального образования с учетом типа и вида образовательного учреждения и потребностей обучающихся.

2) Совокупность учебно-методической документации, включающая в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии (ст. 9 Закона РФ «Об образовании»)

Основные профессиональные образовательные программы направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации (ст. 9 закона РФ «Об образовании»).

Примерная основная профессиональная образовательная программа

Документ рекомендательного характера, на основе которого разрабатывается основная профессиональная образовательная программа образовательного учреждения профессионального образования.

Примерная основная профессиональная образовательная программа разрабатывается на основе федерального государственного образовательного стандарта профессионального образования по профессии/специальности и соответствует заданной в нем структуре ОПОП.

Уполномоченные федеральные государственные органы обеспечивают разработку на основе федеральных государственных образовательных стандартов или федеральных государственных требований примерных основных образовательных программ с учетом их уровня и направленности (Ст. 14 закона РФ «Об образовании»).

Составными частями примерной основной профессиональной образовательной программы являются примерные программы учебной дисциплины, профессионального модуля. Это документы рекомендательного характера, имеющие схожую структуру; на их основе разрабатываются соответствующие программы образовательного учреждения профессионального образования.

Часть программы профессионального образования (обучения), предусматривающая подготовку обучающихся к осуществлению определенной совокупности трудовых функций, имеющих самостоятельное значение для трудового процесса.

Может быть частью основной профессиональной образовательной программы или самостоятельной программой с обязательной процедурой сертификации квалификации выпускника по ее окончании.

Программа профессионального модуля

Документ, определяющий результаты обучения, критерии, способы и формы их оценки, а также содержание обучения и требования к условиям реализации профессионального модуля.

Раздел профессионального модуля

Часть программы профессионального модуля, которая характеризуется логической завершенностью и направлена на освоение одной или нескольких профессиональных компетенций.

Раздел профессионального модуля может состоять:

— из междисциплинарного курса или его части (если практика по модулю проходит концентрированно);

— из междисциплинарного курса или его части в сочетании с практикой (если практика по модулю проходит рассредоточено).

Система знаний и умений, отражающая специфику вида профессиональной деятельности и обеспечивающая освоение компетенций при прохождении обучающимися практики в рамках профессионального модуля.

Вид учебных занятий, использующийся для освоения обучающимися компетенций в процессе самостоятельного выполнения определенных видов работ, необходимых для осуществления профессиональной деятельности в максимально приближенных к ней условиях.

В зависимости от профессиональной направленности производственная практика называется педагогической, сестринской и т. п.

Также существует термин «учебная практика», под которым понимают вид учебных занятий, использующийся для освоения начальных профессиональных умений в условиях учебных мастерских, лабораторий, баз и т. п.

И учебная, и производственная практики могут проводиться параллельно с теоретическими занятиями (рассредоточено) или в специально выделенный период (концентрированно).

Система знаний и умений, отражающая содержание определенной науки и/или области профессиональной деятельности, и нацеленная на обеспечение реализации основной профессиональной образовательной программы.

Программа учебной дисциплины

Документ, определяющий результаты обучения, критерии, способы и формы их оценки, а также содержание обучения и требования к условиям реализации учебной дисциплины.

[1] Термин также можно отнести к тематической группе « Профессиональное образование и сфера труда»

Термины и определения в Национальной системе квалификаций

Национальная система квалификаций – это инструмент согласования спроса на квалификации работников со стороны рынка труда и предложения квалификаций со стороны системы образования и обучения.

Квалификация – уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работника, иными словами готовность работника к качественному выполнению работы в границах определенной трудовой деятельности, профессии.

Национальное агентство развития квалификаций – автономная некоммерческая организация, созданная в целях обеспечения деятельности по развитию квалификаций в РФ, в состав учредителей которой входят общероссийские объединения работодателей, общероссийские объединения профессиональных союзов и РФ, от имени которой функции и полномочия учредителя осуществляют федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством РФ.

Национальный совет – национальный совет при Президенте РФ по профессиональным квалификациям, который является консультативным органом при Президенте РФ для рассмотрения вопросов, касающихся развития квалификаций в РФ.

Совет по профессиональным квалификациям – орган управления, наделенный полномочиями по организации проведения независимой оценки квалификации по определенному виду профессиональной деятельности.

Профессионально-общественная аккредитация образовательных программ – это форма контроля качества подготовки кадров со стороны профессионального сообщества.

Профессиональный стандарт – это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности.

Независимая оценка квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности – процедура подтверждения соответствия квалификации соискателя положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, проведенная центром оценки квалификаций в соответствии с Федеральным законом.

Комплекс оценочных средств для проведения независимой оценки квалификации – комплекс заданий, критериев оценки, используемых центрами оценки квалификаций при проведении профессионального экзамена.

Реестр сведений о проведении независимой оценки квалификации — информационный ресурс для обеспечения проведения независимой оценки квалификации.

Соискатель – работник или претендующее на осуществление определенного вида трудовой деятельности лицо, обратившиеся, в том числе по направлению работодателя, в центр оценки квалификаций для подтверждения своей квалификации в порядке, установленном Федеральным законом.

Читайте так же:  Как отозвать исполнительный лист по алиментам

Центр оценки квалификаций – юридическое лицо, осуществляющее в соответствии с Федеральным законом деятельность по проведению независимой оценки квалификации.

Экзаменационный центр – организация, на базе которой планируется проводить независимую оценку квалификации (вне места нахождения Центра оценки квалификаций).

Апелляционная комиссия – комиссия, созданная Советом по профессиональным квалификациям с целью рассмотрения поступивших в письменном виде жалоб от соискателей, работодателей, иных физических и юридических лиц, за счет которых проводилась процедура независимой оценки квалификации, на действия (бездействия) Центра оценки квалификаций.

Национальные стандарты

В связи с изменением содержания понятия «стандартизация» на смену ранее употреблявшемуся термину государственный стандарт пришел термин национальный стандарт – документ, утвержденный национальным органом РФ по стандартизации.

[2]

В отличие от ранее действовавших государственных стандартов, требования которых носили обязательный характер для соблюдения государственными органами управления и субъектами хозяйственной деятельности, применение национальных стандартов осуществляется на добровольной основе. Добровольность применения национальных стандартов – один из основных принципов, положенных в основу стратегии развития национальной системы стандартизации. В отличие от международных стандартов, национальные стандарты могут использоваться полностью или частично лишь в качестве основы для разработки проектов технических регламентов.

Требования национальных стандартов одинаково применяются государственными органами управления, субъектами хозяйственной деятельности независимо от форм собственности.

Применение национальных стандартов не зависит от страны и (или) места происхождения продукции; осуществления процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации; выполнения работ; оказания услуг; особенностей сделок; лиц, являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями, в том числе потребителями.

Применение национального стандарта подтверждается знаком соответствия национальному стандарту. Знак соответствия – обозначение, служащее для информирования приобретателей о соответствии объекта сертификации требованиям, установленным системой добровольной сертификации или национальным стандартом.

В качестве национальных стандартов в России применяются следующие документы: национальные стандарты межгосударственного уровня (ГОСТ); национальные стандарты федерального уровня (ГОСТ Р); стандарты Совета Экономической Взаимопомощи (СТ СЭВ); республиканские стандарты РСФСР (РСТ РСФСР); отраслевые стандарты ОСТ; стандарты иностранных государств, принятые в установленном порядке, международные стандарты и пр. Все действующие, измененные и отмененные на территории РФ национальные стандарты приведены в годовом указателе «Национальные стандарты».

Порядок разработки национальных стандартов установлен Федеральным законом о техническом регулировании. Утверждаются национальные стандарты Росстандартом в соответствии со всеми правилами, нормами и рекомендациями в этой области и вводятся в действие только после их государственной регистрации в национальном органе по стандартизации.

Национальные стандарты должны содержать:

  • • требования к продукции, работам и услугам, углубляющие требования технических регламентов;
  • • требования технической и информационной совместимости, а также взаимозаменяемости объектов стандартизации;
  • • основные потребительские характеристики продукции, методы их контроля, испытаний, измерений, требования к упаковке, маркировке, хранению и перевозке;
  • • правила и нормы, обеспечивающие техническое и информационное единство на всех жизненных циклах продукции, при выполнении работ и оказании услуг, в том числе правила оформления технической документации, допуски, посадки, общие правила обеспечения качества продукции (работ и услуг), сохранения и рационального использования ресурсов, термины и определения, условные обозначения и другие общетехнические и организационно-технические правила и нормы.

Национальный стандарт применяется на добровольной основе.

Требования национальных стандартов могут быть признаны обязательными в двух случаях: в силу договора; если об этих требованиях указывается в технической документации изготовителя (поставщика), исполнителя работ или услуг. К таким требованиям могут относиться:

  • • основные потребительские характеристики продукции;
  • • требования по технической и информационной совместимости и взаимозаменяемости;
  • • методы контроля;
  • • требования к упаковке, транспортированию и утилизации;
  • • правила оформления технической документации;
  • • метрологические правила и нормы и т.п.

Обозначение национальных стандартов состоит из индекса (ГОСТ, ГОСТ Р, ПНСТ), регистрационного номера и отделенных тире двух или четырех цифр года утверждения стандарта.

Национальный стандарт будет иметь индекс ГОСТ Р, стандарт межнационального (регионального) уровня – ГОСТ, предварительный стандарт – ПНСТ.

Если стандарт входит в комплекс стандартов, то в его регистрационном номере первые цифры с точкой определяют комплекс стандартов.

В обозначение стандартов на изделия, используемые только в атомной энергетике, добавляется буква А, проставляемая после последних цифр года утверждения стандарта.

Если национальный стандарт оформлен на основе применения аутентичного текста международного или регионального стандарта и не содержит дополнительных требований, то его обозначение состоит из индекса, обозначения соответствующего международного или регионального стандарта без указания года его принятия и двух последних или четырех цифр года его утверждения стандарта, отделенных тире.

Национальный стандарт Российской Федерации, идентичный международному стандарту ИСО 15667:2000, обозначают ГОСТ Р ИСО 15667-2009.

Национальный стандарт федерального уровня, оформленный на основе применения аутентичного текста международного стандарта 1SO/IEC 31010:2009 должен обозначаться ГОСТ Р ИСО/МЭК 31010-2011.

Если идентичный стандарт входит в комплекс национальных стандартов Российской Федерации, но в этом комплексе применены не все части аналогичного комплекса международных стандартов или не все его части применены в качестве идентичных стандартов, то полное обозначение данного идентичного стандарта формируют из его обозначения как национального стандарта Российской Федерации в соответствии с ГОСТ Р 1.5.

Национальный стандарт Российской Федерации, который идентичен международному стандарту ИСО 8124-2:2007, входящему в комплекс «Безопасность игрушек», обозначают ГОСТ Р 54000.1-2010/ИСО 8124-2:2007, если не все части данного комплекса международных стандартов применены в качестве идентичных им национальных стандартов.

Читайте так же:  Пошаговое оформление приема на работу иностранцев с рвп (разрешением на временное проживание для ино

Обозначение предварительного национального стандарта, идентичного международному стандарту, формируют из его обозначения как предварительного национального стандарта в соответствии с ГОСТ Р 1.16 и отделенного от него косой чертой обозначения примененного международного стандарта.

Например: предварительный национальный стандарт, идентичный международному стандарту ИСО 32100:2010, обозначают ПНСТ 2-2012/ИСО 32100:2010.

Предварительный национальный стандарт, идентичный международному стандарту МЭК 62561-4 (2010), обозначают ПНСТ 3–2012/МЭК 62561-4 (2010).

При оформлении модифицированных, идентичных и (или) неэквивалентных стандартов приводят обозначения ссылочных международных стандартов с указанием года их принятия, а также соответствующие условные обозначения, указывающие на степень соответствия стандартов (IDT – идентичные стандарты, MOD – модифицированные стандарты, NEQ – неэквивалентные стандарты). Наименование международного стандарта приводят только в том случае, если оно отличается от наименования национального (межгосударственного) стандарта.

  • 1. ГОСТ Р ИСО 13408-1–2002. Асептическое производство медицинской продукции. Общие требования (ИСО 13408-1:1998, IDT).
  • 2. ГОСТ Р 54009–2010. Масло топленое и молочный жир. Общие технические условия (Codex Stan А-2-1973 «Продукты на основе молочного жира», MOD).
  • 3. ГОСТ 28312–89. Аппаратура радиоэлектронная профессиональная. Условные графические изображения (МЭК 417:1973 «Графические символы, наносимые на аппаратуру. Указатель, обзор и набор отдельных листов», NEQ).

Если в модифицированном стандарте применено два или более международных стандартов, то обозначения этих стандартов в обозначение данного национального стандарта не включают.

Если национальный стандарт межгосударственного уровня принят на основе аутентичного текста международного или регионального стандарта, то его обозначение будет выглядеть следующим образом: ГОСТ ISO 8586-1–2011.

Если стандарт оформлен на основе аутентичного текста международного и регионального стандарта, но при этом содержит дополнительные требования, отражающие экономические или другие особенности России, то обозначение международного стандарта приводится в скобках.

Например: ГОСТ Р 54325-2011 (IEC/TS 61850-2:2003).

Если же в основе стандарта лежат несколько международных стандартов, то в его обозначение включается обозначение основного из них, а об остальных стандартах сведения приводятся в приложении.

Если национальный стандарт разработан и принят по целому комплексу (системе) общетехнических и организационно-технических межгосударственных стандартов, то структура обозначения должна соответствовать тем обозначениям, которые приняты в основополагающих стандартах данных комплексов (систем), при этом порядковый номер национальному стандарту в комплексе (системе) присваивается начиная с нуля.

Например: обозначение национальных стандартов, входящих в первую классификационную группу ГСС:

  • • ГОСТ Р 1.0–2004 – разработан первым по порядку;
  • • ГОСТ Р 1.1–2005 – разработай вторым по порядку и т.д.

После обозначения индекса и регистрационного номера стандарта следует его наименование.

Наименование стандарта должно быть кратким, точно характеризовать объект стандартизации, обеспечивать правильную классификацию стандарта для включения его в указатели стандартов разного уровня.

Если стандарты входят в комплекс стандартов, то в их наименовании перед заголовком приводят групповой заголовок. Групповой заголовок в наименование стандарта на продукцию, как правило, не включают.

Наименование стандарта, в зависимости от его содержания, имеет следующую структуру:

  • 1) заголовок и подзаголовок.
  • 2) групповой заголовок и подзаголовок.

Заголовок стандарта печатают прописными буквами (СХЕМЫ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ). Групповой заголовок (Единая система конструкторской документации) и подзаголовок (Термины и определения) стандарта печатают строчными буквами с первой прописной.

Единая система конструкторской документации.

Термины и определения.

Стандарты отраслей (ОСТ) разрабатываются федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции применительно к продукции, работам и услугам отраслевого значения.

Стандарты отраслей разрабатывают на организационно- технические и общетехнические объекты, продукцию (работу, услуги), применяемые в отрасли, в том числе:

  • • организацию проведения работ по отраслевой стандартизации;
  • • типоразмерные ряды и типовые конструкции изделий отраслевого применения (специфический крепеж, инструмент и др.);
  • • организацию работ по метрологическому обеспечению в отрасли.

Процедуры разработки и принятия стандартов отрасли разрабатываются федеральными органами исполнительной власти.

Для разработки стандартов отраслей используются новейшие достижения по определенным видам продукции и технологии, а также привлекаются специалисты, которые владеют необходимыми знаниями и имеют авторитет в данной области деятельности.

Диапазон применяемых отраслевых стандартов ограничивается предприятиями, подведомственными федеральному органу управления, принявшему данный стандарт.

На добровольной основе возможно использование отраслевых стандартов субъектами хозяйственной деятельности иного подчинения.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Обозначение стандарта отрасли состоит из:

  • • индекса (ОСТ);
  • • одно-, двух- или трехзначного кода федерального органа исполнительной власти, утвердившего этот документ;
  • • регистрационного номера, присваиваемого в порядке, установленном в данном федеральном органе исполнительной власти по согласованию с Росстандартом;
  • • отделенных тире четырех цифр года утверждения стандарта.

Источники


  1. Неосновательное обогащение. Судебная практика и образцы документов. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2014. — 375 c.

  2. Гриненко А. В., Костанов Ю. А., Невский С. А., Подшибякин А. С. Адвокатура в Российской Федерации; Проспект — Москва, 2011. — 216 c.

  3. Юсуфов, А. Г. История и методология биологии / А.Г. Юсуфов, М.А. Магомедова. — М.: Высшая школа, 2014. — 238 c.
  4. Исаков, Владимир Теория государства и права 3-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавров / Владимир Исаков. — М.: Юрайт, 2016. — 830 c.
  5. Чиркин, В. Е. Основы сравнительного правоведения / В.Е. Чиркин. — М.: МОДЭК, НОУ ВПО Московский психолого-социальный университет, 2014. — 392 c.
Термины и определения в национальной системе квалификаций
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here