Земли лесного фонда и их использование

Экспертное мнение на тему: "Земли лесного фонда и их использование" от профессионалов своего дела. Здесь собрана полная информация по теме. Если возникнут вопросы, то задавайте их дежурному юристу.

Статья 101. Земли лесного фонда

Статья 101. Земли лесного фонда

1. К землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, — вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).

2. Границы земель лесного фонда определяются путем отграничения земель лесного фонда от земель иных категорий в соответствии с материалами лесоустройства. Данные о границах земель лесного фонда заносятся в государственный земельный кадастр.

3. Изъятие земель, занятых лесами первой группы, для государственных или муниципальных нужд допускается только в исключительных случаях, предусмотренных подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 49 настоящего Кодекса.

4. Перевод земель лесного фонда в земли других категорий осуществляется в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 8 настоящего Кодекса с учетом требований охраны окружающей среды, установленных федеральными законами.

Согласно статье 63 Лесного кодекса перевод лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, пользованием лесным фондом, и (или) изъятие земель лесного фонда осуществляются в лесах первой группы — Правительством Российской Федерации по представлению органа государственной власти субъекта Российской Федерации, согласованному с федеральным органом управления лесным хозяйством, а в лесах второй и третьей групп — органом государственной власти субъекта Российской Федерации по представлению соответствующего территориального органа федерального органа управления лесным хозяйством

5. Нелесные земли лесного фонда, временно не используемые для ведения лесного хозяйства, на основании решения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, могут передаваться в аренду на срок до пяти лет для осуществления сельскохозяйственного производства. Условия использования таких земель и ограничения их использования устанавливаются договорами аренды земельных участков.

6. Порядок использования и охраны земель лесного фонда регулируется настоящим Кодексом и лесным законодательством.

Понятие, состав и правовой режим земель лесного фонда.

Правовой режим земель лесного фонда регулируется земельным и лесным законодательством. В соответствии со ст. 101 Земельного кодекса РФ и ст. 8 Лесного кодекса РФ все земли лесного фонда делятся на две основные группы, а именно:

1) лесные земли, к которым относятся:

а)земли, покрытые лесной растительностью;

б)земли, не покрытые растительностью, но предназначенные для ее восстановления (вырубки, гари, погибшие древостой, редины, пустыри, прогалины, площади, занятые питомниками, несомкнувшимися лесными культурами и иные);

2)нелесные земли (земли, предназначенные для ведения лесного хозяйства), к которым относятся:

а) земли, предназначенные для нужд лесного хозяйства (земли, занятые просеками, дорогами, сельскохозяйственными угодьями и др.);

б)а также иные земли, расположенные в границах лесного фонда (земли, занятые болотами, каменистыми россыпями, и другие неудобные для использования земли).

Согласно ст. 55 ЛК РФ в лесном фонде РФ выделяют леса первой, второй и третьей групп. В соответствии с п. 3 ст. 101 ЗК РФ изъятие земель, занятых лесами первой группы, для государственных или муниципальных нужд допускается только в исключительных случаях, предусмотренных поди. 1 и 2 п. 1 ст. 49 ЗК РФ, а именно в связи с:

1) выполнением международных обязательств РФ;

2) размещением объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов. Изъятие земель лесного фонда в лесах первой груп/пы осуществляется Правительством РФ по представлению органа государственной власти субъекта РФ, согласованному с федеральным органом управления лесным хозяйством — Министерством природных ресурсов РФ.

Основное целевое назначение земель лесного фонда — использование их в качестве средства

производства в лесном хозяйстве. Принимая во внимание целевое назначение земель лесного фонда, основные принципы их правового режима закрепляются в земельном законодательстве и конкретизируются в законодательстве о лесах. Границы лесного фонда определяются путем отграничения земель лесного фонда от иных земель (ст. 7 ЛК РФ).

Включение земель в состав лесного фонда и их изъятие из него осуществляются в порядке, установленном лесным и земельным законодательством РФ. Статья 59 ЛК РФ предусматривает, что при отнесении лесов к группам лесов и категориям защитности лесов первой группы одновременно определяются границы участков лесного фонда по каждой группе лесов и каждой категории защитности лесов первой группы в порядке, установленном ЛК РФ. В зависимости от группы лесов и категории защитности лесов первой группы устанавливается:

1) порядок ведения лесного хозяйства в них;

2) использования лесного фонда;

3)а также порядок изъятия участков лесного фонда.

В связи с этим для обеспечения сохранности лесов имеет важное значение определение порядка перевода лесных земель в нелесные земли. Перевод земель лесного фонда, находящихся в федеральной собственности, из одной категории в другую осуществляется Правительством РФ.

60. Понятие, состав и правовой режим земель водного фонда.

Понятие, состав и правовой режим земель водного фонда

К землям водного фонда относятся земли:

— занятые водными объектами;

— земли водоохранных зон водных объектов;

— земли, выделяемые для установления полос отвода и зон охраны водозаборов, гидротехнических сооружений и иных водохозяйственных сооружений, объектов.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Земли лесного фонда в собственность

Как земли лесного фонда определяются участки, и имеющие покрытие в виде лесной растительности, и не располагающие таковым, однако имеющие предназначение воссоздания подобной растительности.

Земли, отнесенные к лесному фонду, обладают довольно специфическим правовым статусом, согласно которому основную определяющую роль играет не сама земля, а находящийся на ней лес. Правила и особенности использования земель лесного фонда регулируются ЗК РФ, а также номами Лесного кодекса России.

Участки леса, которые входят в состав лесного фонда, имеют отношение к собственности Федерального значения, а форма собственности лесных участков, входящих в состав других категорий земель, устанавливается нормами земельного законодательства.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа. Это быстро и бесплатно ! Или позвоните нам по телефонам:

+7 (499) 703-47-59
Москва, Московская область

+7 (812) 309-16-93
Санкт-Петербург, Ленинградская область

8 (800) 511-69-42
Федеральный номер ( звонок бесплатный для всех регионов России )!

Что относится к землям лесного фонда

В состав земель лесного фонда входят как лесные, так и нелесные земли.

Лесные земли – те, которые покрыты растительностью лесного характера, или же не покрыты такой растительностью, однако определены для ее возобновления (в виде вырубок, пустырей, погибших древостоев), и, кроме того, земли, на которых расположены питомники, «несомкнувшиеся» лесные культуры, а также другие земли.

Нелесные – представлены землями, определенными под лесное хозяйство (например, земли с просекой, дорогами и иные земли).

Читайте так же:  Повысить или уволить

К нелесным землям также относятся такие, которые располагаются в чертах лесного фонда, а именно – болотистые, каменистые, а также иные неблагоприятные для эксплуатации территории.

Процесс перевода ЛЗ в нелесные, в предусмотренных ЗК случаях, проводится согласно алгоритму и правилам, устанавливаемым Федеральным органом исполнительной власти, наделенным необходимым для этой цели объемом полномочий.

Для того чтобы перевести землю из лесного фонда в землю других категорий, необходимо руководствоваться нормами земельного права.

Земля лесного фонда.

Про земли особо охраняемых территорий и объектов читайте тут.

Процесс перевода земель из одной в другую категорию производится Правительством РФ, согласно представлению Федерального органа, наделенного специальными полномочиями.

Перечень документов и ход их подготовки для перевода земель лесного фонда в другие категории земель устанавливает Правительство России, в лице сотрудников специализированных департаментов при Кабинете министров РФ.

Перевод земель ЛФ в земли иных категорий происходит при необходимости обеспечить нужды сельского хозяйства, безопасности, оборонной сферы государства, сфер энергетики и связи, а также транспортной сферы.

Кроме того, перевод производится для дальнейшего размещения объектов сферы охраны здоровья, объектов культуры и искусства, а также других важных и социально значимых объектов.

Для перевода земель ЛФ, должно поступить обоснование со стороны заинтересованного лица, выраженное в процессе так называемых общественных слушаний, которые проводятся в устанавливаемом органами местного самоуправления порядке, в случае, когда другое не предписано действующими нормативно-правовыми актами.

Исключением выступает перевод земель ЛФ в земли оборонной категории, так как в данном случае общественных слушаний не предусматривается.

Во время перевода земель гражданами и юридическими лицами, заинтересованными в переводе, возмещаются потери со стороны лесного хозяйства страны.

Алгоритм исчисления и возмещения убытков лесного хозяйства в результате перевода земель определяется Правительством РФ.

Чтобы обеспечить оптимальный уровень лесистости, а также облесения побережья объектов водного хозяйства, в земли ЛФ переводятся также земли иных категорий, среди которых могут быть и земли, предназначенные для ведения сельского хозяйства, однако признанные непригодными для данных целей.

Как оформить в собственность землю лесного фонда

Единственным законным способом получения земли из ЛФ в свою собственность, является изменение ее категории. На территории Российской Федерации подобные вопросы регулируются специализированным Департаментом лесного хозяйства, представительства которого расположены в каждом, даже провинциальном населенном пункте.

Процесс перевода земель «неразграниченной» государственной собственности проводится Правительством России.

Для успешного переведения земель, необходимо будет подготовить объемный пакет тщательно собранной документации, которая будет рассмотрена в 3 стадии – на местном уровне, в масштабах субъекта Федерации, и, наконец, на Федеральном уровне.

Нередко собранные документы могут возвращаться на доработку или корректировку неоднократно. Сам процесс оформления имеет особенность затягиваться на период года и более того.

Взяв во внимание немалый уровень сложности и «зыбкие» гарантии успешного результата, при условии самостоятельного сбора и подачи документов, отметим, что реальнее и проще взять землю в аренду.

Аренда

Взять в аренду ЗЛФ можно на срок от 10 до 49 лет, с целью разработки недр земли до 01.01.2017 г. Можно приобрести лесные земли, которые не подвержены постановке на кадастровый учет.

Начиная с 2009 г. обязательным для использования выступают регламенты лесного хозяйства с целью определения вида эксплуатации участка, а также его параметров.

Какие виды деятельности разрешаются в рамках участка, который взят в аренду?

Итак, на арендованных землях можно:

  • вырубать деревья;
  • собирать лечебные травы и съедобный ресурс;
  • заниматься охотой;
  • устанавливать пчелиные пасеки;
  • заниматься научной деятельностью;
  • выращивать саженцы;
  • возводить религиозные здания официальных религий.

Земля передается в аренду победителю открытых аукционов. Для того чтобы избежать участия в подобном мероприятии, нужно быть охотоведом, инвестором в важные проекты в сфере лесного хозяйства или же владеть постройками на территории искомого участка.

В обязанности арендаторов входит следующее:

  • своевременное внесение арендной платы;
  • улучшение и оптимизация состояния земли посредством экологически корректного природопользования;
  • рекультивация почвы.

Стоит отметить, что в адрес арендатора не могу выдвигаться требования по каким-либо иным дополнительным работам, которые не отражены в условиях договора.

Обозначим, что наиболее выгодным вариантом является получение участков в аренду на длительный период времени, а также осуществление различной деятельности с целью окупить свои расходы.

Пользование земли и его виды

Пользование лесными участками осуществляется как бесплатно, так и за денежное вознаграждение.

Безвозмездное пользование лесом

Подобное решение, согласно которому предоставляется участок, принимается со стороны органа Государственной власти внутри субъекта Российской Федерации. Максимальной срочностью договора является срок 10 лет.

Кто может безвозмездно получить землю:

  • простые граждане, планирующие осуществление определенного вида деятельности (например, пчеловодам земля предоставляется сроком до пяти лет).
  • Религиозные служители;
  • Представители северных народностей;
  • Представители юридических лиц, приближенных к сфере обороны, а также охраны леса.

Заинтересованное в этом лицо наделяется участком леса. Срок предоставления земли устанавливается законодательством.

При отсутствии срока в условиях договора, последний может быть расторгнут по инициативе какой-либо из сторон, при условии предварительного уведомления.

Лесные земли не могут предоставляться некоммерческим гражданским организациям, которые объединены дачными вопросами с целью развития хозяйств или же индивидуального жилищного строительства.

Бессрочное пользование

Договор бессрочного пользования может быть подписан с лицом, выигравшим торги. Инициатором может выступить любой гражданин, после подачи им заявления в адрес органов местной власти, с обязательным указанием кадастрового номера.

[3]

Ответ органов власти в адрес инициатора должен быть предоставлен не позже 60 дней с момента обращения.

Цена для начала торгов исчисляется из ежегодной рыночной стоимости аренды или же 1,5% от кадастровой стоимости.

Заявителю необходимо предоставить пакет необходимой документации не позднее пяти дней перед торгами. В результате проведенных торгов составляется протокол, один экземпляр которого передается его победителю. Договор оформляется спустя 10 дней.

В последнее время все чаще практикуются электронные аукционы.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа. Это быстро и бесплатно ! Или позвоните нам по телефонам:

+7 (499) 703-47-59
Москва, Московская область

+7 (812) 309-16-93
Санкт-Петербург, Ленинградская область

8 (800) 511-69-42
Федеральный номер ( звонок бесплатный для всех регионов России )!

Правовой режим земель лесного фонда

Отдельную категорию земель составляют земли лесного фонда, к которым относятся: лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, — вырубки, гари, редины, прогалины др.) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и др.).

Эти земли занимают более половины территории страны и составляют более 1104 млн. гектаров, что обусловливает их значение для экологии и выработки древесины, объясняет особенности правового режима их использования и охраны.

Читайте так же:  Как вернуть госпошлину из гибдд физическому лицу

Использование и охрана земель лесного фонда и режим их охраны регулируются в ст. 101 и др. ЗК и ЛК от 4 декабря 2006 г. В них предусматриваются разграничение земельных и лесных отношений и многие связанные с ними земельные и природоохранные требования.

Современное понимание земель лесного фонда, леса и лесное законодательство сложились не сразу и имеют длительную историю развития. Странам с развитой рыночной экономикой не чуждо осуществление государственного управления землями лесного фонда, лесами, закрепление их за государством. В Европе не более половины лесных земель находится в частной собственности: доля общественных земель варьируется от 15 процентов в Исландии до 99 в Турции. В Канаде общественные леса составляют 94 процента, в США — 39 процентов.

При этом размежевание собственности и управления в федерациях следующее: в Канаде федерации принадлежит около 1/10, а провинциям — около 9/10 лесов, находящихся в собственности государства; в США на долю федеральных приходится 2/3 государственных лесов, а на долю штатов и местных общественных образований около 1/3 лесов.

Во многих странах идет приобретение государством, властями частновладельческих лесов, могущих иметь природоохранные, заповедные функции. На характере управления и форм собственности сказываются исторические (время освоения, завоевания), социальные, политические факторы, тенденции к объявлению важнейших природных ресурсов и всей окружающей среды общенациональным благом, предметом публичного регулирования.

В ЗК и ЛК устанавливаются современные основы охраны и использования земель лесного фонда, расположенных на них и на землях иных категорий лесов, обусловленные развитием общественных и экономических отношений в России в ХХI в.

Важным для уяснения категории земель лесного фонда, правовой охраны лесов и лесопользования является понятие леса, которое становится базовым, основным для земельного и лесного законодательства. В ЛК предусматривается, что использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляется исходя из понятия леса как об экологической системе или как о природном ресурсе.

Видео (кликните для воспроизведения).

С этим же тесно связана ст. 6 «Земли, на которых располагаются леса» ЛК, в которой предусматривается, что леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий, а использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются.

Подразделение земель на категории по целевому назначению земель, отнесение их к категориям, перевод их из одной категории в другую и определение земель лесного фонда предусматриваются в ЗК, в Федеральном законе «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».

В ЛК осуществляется «привязка» лесов к землям, на которых они расположены, и в отличие от лесного законодательства предыдущих лет регулирование использования и охраны лесов осуществляется в зависимости от целевого назначения, использования и охраны этих земель, которые в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 1 ЗК рассматриваются как часть природы, природный ресурс и одновременно как недвижимое имущество, объект права собственности и иных прав на землю.

Весьма показательно и следующее решение законодателя (вытекающее из предыдущего теоретического подхода): границы земель, на которых располагаются леса, определяются в соответствии: 1) с земельным законодательством, 2) лесным законодательством, 3) законодательством о градостроительной деятельности.

Главным актом градостроительного законодательства является Градостроительный кодекс РФ от 29 декабря 2004 г.*(142)

Лесной участок — это земельный участок, границы которого определяются в соответствии с Федеральным законом от 18 июня 2001 г. «О землеустройстве» и постановлением Правительства РФ о порядке проведения лесоустройства.

Предлагаемое в ЛК понятие леса не противоречит в принципе давнему научному и правовому представлению о лесе как о единстве земли, лесной и другой растительности, животного мира и иных компонентов окружающей природной среды, имеющих важное экологическое, социальное и экономическое значение.

Лесное законодательство, участвующее в регулировании охраны и использовании земель лесного фонда, теоретически регулирует лесные отношения.

Согласно ст. 129 ГК природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о природных ресурсах. Имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также ЗК, если иное не установлено ЛК, другими федеральными законами.

Понимание леса как природного объекта подчеркивает его неразрывную не только биологическую, но и правовую связь с земельным участком, оборот которого должен регулироваться земельным и гражданским законодательством. Из вышесказанного следует обоснование права собственности на лесные участки и возможность предоставления их в пользование, что составляет концепцию использования и охраны земель лесного фонда.

Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, в составе земель иных категорий формы собственности определяются в соответствии с земельным законодательством. Однако формы собственности на лесные участки в составе земель различных категорий, указанных в ЗК, являются различными и определяются в главах ЗК, а также в федеральных законах об особо охраняемых природных территориях, о недрах, об образовании, об обороне, о мелиорации земель, вВК и других нормативных правовых актах РФ и субъектов РФ, регулирующих в соответствии с ЗК земельные отношения*(143).

До последнего времени право государственной федеральной собственности на леса было приоритетным, поддерживаемым судебной практикой. В пункте 2 постановления Конституционного Суда РФ от 9 января 1998 г. по делу о проверке конституционностиЛесного кодекса Российской Федерации предусматривалось, что лесной фонд — ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества (в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения ею соответствующих международных обязательств), а также рационального использования этого природного ресурса в интересах РФ и ее субъектов — представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особо рода и имеет специальный правовой режим.

Большое внимание уделяется в земельном и лесном праве предоставлению гражданам, юридическим лицам лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в порядке, предусмотренном в ГК и в ЗК, если иное не предусматривается в ЛК, а также договорам аренды, арендной плате, аукционам по продаже права на заключение договора аренды лесного участка либо права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений.

Наряду с правом собственности предусматриваются право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного срочного пользования лесными участками по основаниям и в порядке, предусмотренным гражданским и земельным законодательством, если иное не предусмотрено в ЛК.

Основания и порядок возникновения и прекращения указанных прав на объекты гражданских прав (лесные участки) предусматриваются в гл. 17 «Право собственности и другие вещные права на землю», гл. 34 «Аренда», гл. 36 «Безвозмездное пользование» и других ГК.

Читайте так же:  Как пожаловаться на сотрудника гибдд

В ЗК предусматриваются основания и порядок возникновения прав на землю, основания и порядок прекращения и ограничения прав на землю. В случае несовпадения требований общего — гражданского законодательства, регулирующего в соответствии с ч. 1 ст. 2 ГК имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, и требований специального — земельного, лесного законодательства, регулирующего отношения по использованию и охране земель, лесов как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, приоритет согласно общепризнанным принципам права должен отдаваться специальному, т.е. земельному, лесному законодательству.

Договор аренды является наиболее распространенным в мире способом осуществления права пользования землями лесного фонда и лесами. При сдаче земель лесного фонда и лесов в аренду ключевыми вопросами становятся: 1) порядок сдачи лесов в аренду; 2) сроки действия договоров аренды; 3) площади сдаваемых в аренду лесных участков; 4) учет экологии и интересов местного населения; 5) лесные платежи и лесной доход; 6) стимулы для повышения качества ведения лесного хозяйства; 7) контроль, аудит арендаторской деятельности; 8) возможность предупреждения и пресечения лесонарушений арендаторов, невыполнения ими условий договора.

Из прав на земли лесного фонда и на леса следует закрепление видов использования лесов как предпринимательской деятельности — заготовки древесины, пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений, заготовки живицы и сбора иных недревесных лесных ресурсов, ведения охотничьего хозяйства, создания лесных плантаций и их эксплуатации, использования лесов для переработки древесины и иных лесных ресурсов.

В то же время для собственных нужд допустимы заготовка гражданами древесины (отопления, возведения строений), заготовка и сбор гражданами недревесных лесных ресурсов для собственных нужд (бересты, мха, камыша, елок), любительской и спортивной охоты в соответствии с ЛК и ФЗ о животном мире, для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, пчеловодства.

Конституционное право каждого на благоприятную среду (ст. 42 Конституции РФ) предполагает права на пребывание в лесах, на заготовку и сбор пищевых и иных недревесных лесных ресурсов, лекарственных растений, на иные виды лесопользования.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Земли лесного фонда – общая информация

Вопросы использования земель лесного фонда регулируются ст. 101 ЗК РФ и Лесным кодексом РФ. Расскажем в статье, какие участки относятся к этой категории, как они оформляются в частное пользование и можно ли оформить право собственности на земли лесного фонда.

Какие участки относятся к лесному фонду?

К землям лесного фонда относятся не только участки, покрытые растительными элементами. В эту категорию также входят территории, предназначенные для целей восстановления лесного хозяйства (пустыри, вырубленные территории, гари), а также болотистые местности. Помимо этого, в лесной фонд входят участки, требуемые для нужд хозяйствующего субъекта – дороги, просеки и т.д.

Законодательно выделяют три категории участков лесного фонда. В первую категорию, имеющую защитное предназначение, входят:

  • берега водоемов, защищенные государством лесные полосы, противоэрозийные лесные массивы, ленточные боры;
  • полосы леса вдоль линий ж/д, автомобильных трасс;
  • леса, расположенные в пустынях, степях и других малолесных территориях;
  • природные памятники, национальные парки и заповедники;
  • леса, находящиеся в санитарных курортных и водоохранных зонах;
  • наиболее ценные лесные массивы.

Леса второй категории располагаются в регионах, для которых характерна высокая плотность населения и развитая транспортная сеть. Сюда же относят растительность в зонах, где выявлена нехватка ресурсов, а леса имеют эксплуатационное, оздоровительное или защитное значение.

Третья категория включает в себя лесные массивы в зонах, признанных многолесными регионами. Эти лесные ресурсы подразделяются на те, что уже освоены и те, что находятся в резерве.

Границы земель лесного фонда выделяются специальными знаками. Территории могут быть изъяты или включены в лесной фонд только в порядке, предусмотренном законодательно.

Правовой режим использования земель лесного фонда

Собственником земель лесного фонда является государство или субъекты РФ. Однако граждане вправе использовать лес в собственных нуждах, если это не противоречит законодательным актам. К примеру, разрешается сбор грибов, ягод, орехов и лекарственных трав, а в некоторых зонах допускается охота на диких животных.

Физические лица и организации могут взять лес в аренду, заключив договор с властями. Пользователи обязаны соблюдать условия принятого соглашения, а также правила использования природных ресурсов:

  • обеспечение рационального и непрерывного использования леса и его продуктов;
  • обеспечение сохранности и усиления функций леса с целью здравоохранения и улучшения окружающей среды;
  • соблюдение надлежащего лесопользования на основе грамотной технической политики;
  • улучшение породного состава и качества лесного покрова, повышение его продуктивности;
  • обеспечение охраны и защиты леса;
  • рациональное использование лесных богатств;
  • сохранение биологического многообразия;
  • сохранение объектов природного и историко-культурного наследия.

Арендаторы обязаны проводить восстановительные мероприятия, когда это необходимо. Занятие неразрешенными видами деятельности на территориях лесного фонда недопустимо.

Законом разрешаются следующие виды деятельности частных лиц и организаций:

  • заготовка древесины;
  • вырубка ели к Новому году;
  • заготовка коры, бересты, живицы, листьев, камыша;
  • сенокошение;
  • обустройство пасеки;
  • выпас скота;
  • организация мероприятий культурно-оздоровительного, спортивного, научно-исследовательского, туристического или иного характера.

Арендатора вправе возводить на землях лесного фонда вспомогательные сооружения и постройки.

Можно ли оформить земли лесного фонда в собственность?

Единственно возможный способ оформления лесного участка в собственность с точки зрения закона – изменение категории земли. И стоит сказать, что, когда вопрос касается леса, это очень непростая процедура.

Уважаемые читатели! Мы рассказываем о стандартных методах решения юридических проблем, но ваш случай может быть особенным. Мы поможем найти решение именно Вашей проблемы бесплатно — попросту позвоните к нашему юристконсульту по телефонам:

+7( 812) 317-67-20 (Санкт-Петербург)

8 (800) 222-76-65
(бесплатный звонок по России)

Это быстро и бесплатно! Вы также можете быстро получить ответ через форму консультанта на сайте.

Разрешение на смену категории для последующего переоформления в собственность выдается на трех уровнях – местном, субъекта РФ и федеральном. Обращаться следует в Департамент лесного хозяйства, если территория разграничена, и в Правительство РФ, если границы не обозначены.

Процедура требует сбора внушительного пакета документов. Все они должны быть безупречны с юридической точки зрения. Решения о переводе принимаются не сразу – часто процесс затягивается на несколько лет. Гораздо проще оформить такую землю в аренду.

Перевод земель из лесного фонда в другую категорию

Есть несколько обстоятельств, на основании которых возможен перевод:

  1. Изменение предназначения территории в лесоустроительных документах.
  2. Корректировка границ населенного пункта.
  3. Наличие соответствующего заключения экологической экспертизы.
  4. Невозможность эксплуатации участка по его прямому назначению.
  5. Прекращение нужды в обеспечении потребностей лесного хозяйства.

В других обстоятельствах изменение категории земли не допускается.

Чтобы осуществить перевод необходимо подать ходатайство в уполномоченный орган. Сделать это может любое заинтересованное лицо.

В заявлении указываются следующие данные:

  • кадастровый номер участка;
  • категория, к которой земля принадлежит в настоящее время;
  • желаемая категория;
  • обоснование причины перевода.
Читайте так же:  Как быть, если жена хочет уменьшить сумму алиментов

К оформленному ходатайству прикладываются документы:

  • выписка из ЕГРН;
  • общегражданский паспорт/выписка из ЕГРЮЛ или ЕГРИП;
  • заключение экологической экспертизы (если этого требует закон);
  • расчетные данные о потерях лесного хозяйства.

Заявление с пакетом документов направляется в уполномоченный отдел муниципалитета или другой орган. В случае отказа в рассмотрении по причине несоответствия документов установленным требованиям, заявитель будет уведомлен об этом в течение 30 дней. Если бумаги приняты к рассмотрению, то о результате будет известно по истечению трех месяцев.

Когда принимается решение по заявлению, уполномоченный орган направляет акт. В этом документе указываются данные о земельном участке, а также вынесенный вердикт. В случае, если смена категории разрешена, заявитель может подавать документы в муниципалитет об оформлении интересующего его участка в собственность.

Аренда земель лесного фонда

В любом случае арендовать землю лесного фонда значительно проще, чем изменить ее категорию для оформления в собственность. Тем более, что период пользования может достигать 49 лет.

Конечно, можно оформить землю лесного фонда в аренду и на более краткосрочный период. Но чаще всего это нецелесообразно. Особенно, если на участке планируется вести коммерческую деятельность.

Чтобы получить участок в аренду от государств необходимо подать соответствующее заявление в муниципалитет. Как правило, после этого будет объявлен конкурс, в котором побеждает претендент, предложивший максимальную сумму за пользование участком.

Избежать аукциона не удастся. Это возможно в исключительных случаях. К примеру, если у вас на этом участке земли есть узаконенные постройки.

Аренда оформляется договором. Следует внимательно изучить документ, так как именно на его основании складываются отношения землепользователя и собственника. Лучше всего привлечь к заключению договора профессионального юриста.

Получить правовую помощь можно на нашем сайте. Задайте вопрос эксперту в специальном окне, и получите квалифицированный ответ юриста в короткие сроки.

Теперь вы знаете, каков правовой режим использования земель лесного фонда. Оформить такие участки в собственность практически невозможно, но чаще всего это и ни к чему – для ведения деятельности и извлечения пользы достаточно владеть землей на правах аренды.

[2]

Земли лесного фонда и их использование

В соответствии с экономическим, экологическим и социальным значением лесного фонда, его местонахождением и выполняемых им функций, произведено деление лесного фонда лесхоза по группам лесов и разграничение лесов первой группы по категориям защитности.

Нормативным документом по разделению лесного фонда лесхоза по группам и категориям защитности лесов явилось положение по их выделению, Указ Президента РБ от 07.07.2008 года №364.

С учетом функционального деления лесов первой группы в ней выделены категории защитности, которые, в зависимости от установленного для них режима лесопользования и целей ведения лесного хозяйства, последовательно приведены в таблице 2.1.1 согласно их приоритету.

Таблица 2.1.1 Динамика лесного фонда по группам и категориям защитности лесов

Категории защитности лесов Площадь по данным лесоустройства Изменения +,-
настоящего предыдущего
га % га % га %
Группа лесов 1
Леса памятников природы республиканского значения +3
Городские леса 0,2 +173
Леса лесопарковых частей зеленых зон вокруг городов и других населенных пунктов 3,7 3,8 +275 +9,0
Леса 1 и 2 округов санитарной охраны курортов 2,2 2,3 +155 +8,3
Леса заказников республиканского значения 10,7 +9588
Защитные полосы лесов вдоль железнодорожных линий шириной до 500 метров в каждую сторону от оси крайнего железнодорожного пути 3,4 30,9 -21596 -87,5
Защитные полосы лесов вдоль республиканских автомобильных дорог шириной до 250 метров в обе стороны от оси дороги 4,3 2,7 +1721 +80,3
Леса лесохозяйственных частей зеленых зон вокруг городов и других населенных пунктов 37,0 26,7 +11916 +55,9

Продолжение таблицы 2.1.1

Категории защитности лесов Площадь по данным лесоустройства Изменения +,-
настоящего предыдущего
га % га % га %
Группа лесов 1
Запретные полосы лесов по берегам рек, озер, водохранилищ и других водных объектов 5,0 3,6 +1600 +55,4
Итого по 1 группе 66,5 70,0 +3835 +6,9
Группа лесов 2
Эксплуатационные леса 33,5 30,0 +6088 +25,3
Всего 100,0 100,0 +9923 +12,4

[1]

В первой группе лесов выделены следующие категории защитности:

1 Леса памятников природы республиканского значения. Выделены постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 1395 от 23.09.2008 г.

2 Лесопарковых частей зеленых зон вокруг городов и других населенных пунктов. Выделены вокруг г. Барановичи решением Брестского облисполкома от 6.01.1975 г. № 9.

3 Леса 1 и 2 округов санитарной охраны курортов. Выделены распоряжением СМ БССР № 155-р от 21.02.1967 г., распоряжением СМ БССР № 777-р от 8.08.1969 г.

4 Леса заказников республиканского значения. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26.10.1998г. № 1634.

5 Защитные полосы лесов вдоль железнодорожных линий шириной до 500 метров в каждую сторону от оси крайнего железнодорожного пути. Они обеспечивают функции по защите линий железных дорог от воздействия неблагоприятных природных явлений, имеют важное природоохранное и санитарно-гигиеническое значение, обеспечивают потребность народного хозяйства в древесине.

В соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23.09.2008 года № 1395 настоящим лесоустройством их ширина установлена по 500 метров в каждую сторону от оси крайнего железнодорожного пути.

6 Защитные полосы лесов вдоль республиканских автомобильных дорог шириной до 250 метров в обе стороны от оси дороги. Выполняют такие же функции, как и защитные полосы вдоль железнодорожных линий.

7 Леса лесохозяйственных частей зеленых зон вокруг городов и других населенных пунктов.

8 Запретные полосы лесов по берегам рек, озер, водохранилищ и других водных объектов. Основное значение данной категории защитности лесов – защита берегов рек от размыва, перевод поверхностного стока во внутрипочвенный, защита малых рек от истощения, заиления и загрязнения.

Таблица 2.1.2 Распределение лесных земель в пределах преобладающих пород

Преобла- дающая порода Покрытые лесом земли Несомк-нувши-еся лес-ные ку-льтуры Лесные питомники, плантации Не покрытые лесом земли Всего лесных земель %
итого в том числе лесные культуры гари,погибшие насаждения вырубки прогалины, пус-тыри итого
Всего по лесхозу
Сосна по суходолу 72,8
Сосна по болоту 0,1
Ель 6,6
Лиственница
Дуб 3,2
Дуб красный
Граб 0,3
Ясень 0,2
Клен 0,1
Береза 10,2
Осина 0,8
Ольха черная 5,6
Липа
Тополь 0,1
Ива древовидная
Орех манчжурский
Итого 100,0
Читайте так же:  Когда можно продать квартиру после вступления в наследство нужно ли для этого разрешение супруга, а

9 Ко второй группе отнесены эксплуатационные леса. Они имеют защитное, водоохранное и климаторегулирующее значение. Являются основным поставщиком древесины для нужд народного хозяйства.

В целом леса первой группы занимают 66,5%, а леса второй – 33,5% территории лесхоза. Входящие в состав первой группы леса заказников республиканского значения составляют 10,7% от общей площади лесхоза.

За ревизионный период произошли значительные изменения в площадях лесного фонда по группам и категориям защитности. Были введены новые категории защитности – леса памятников природы республиканского значения, городские леса и леса заказников республиканского значения. Кроме того, на изменения в лесном фонде повлияло предоставление в состав лесхоза земель от сельхозпредприятий, а также уменьшение до 500 метров ширины защитных полос вдоль железнодорожных линий (ранее ширина специальных железнодорожных зон и полос составляла 5 км в радиусе вокруг станций, 3 км – вокруг разъездов и 1,5 км в обе стороны от полотна дороги).

Предложенное настоящим лесоустройством изменение в распределение лесов по группам и категориям защитности требует утверждения в установленном порядке.

Режим ведения лесного хозяйства в соответствующих категориях защитности лесов регламентируется нормативными документами.

На лесных землях лесхоза доминирует сосна по суходолу 72,8%. На долю березы приходится 10,2%, ольхи черной – 5,6%, ели – 6,6%, осины – 0,8%, дуба – 3,2%, на остальные породы – 0,8% лесных земель.

На территории лесхоза, на основании решений исполнительных и распорядительных органов при проведении лесоустройства выделены особо охраняемые природные территории (ООПТ), перечень которых приведен в таблице 2.1.3, а их размещение показано на рисунке 6.

Таблица 2.1.3 Особо охраняемые природные территории

Наименование (регистрационный №) Площадь, га Местонахождение: лесничество, квартал Год организации
1 Заказники
а) республиканского значения
Ландшафтный заказник «Стронга» Полонковское лесничество кв.2,4-6,9-13,26,28-56,58-66,68-109,112-
Березовское лесничество кв.1,9-15,18-21,29-35,43-50,57-65,67,70, 73,76,115-119,132
Итого

Продолжение таблицы 2.1.3

Наименование (регистрационный №) Площадь, га Местонахождение: лесничество, квартал Год организации
1 Заказники
а) республиканского значения
Ландшафтный заказник «Стронга» Полонковское лесничество кв.2,4-6,9-13,26,28-56,58-66,68-109,112-
Березовское лесничество кв.1,9-15,18-21,29-35,43-50,57-65,67,70, 73,76,115-119,132
Итого
2.Памятники природы
а) республиканского значения
Насаждение «Лиственница европейская» 2,0 Молчадское лесничество кв.22 выд.6
валун «Камень Филаретов» 1,0 Городищенское лесничество кв.86 выд.19
б) местного значения
Гидрологический памятник природы родник «Ясенец» 7,0 Городищенское лесничество кв.84 выд.2
Гидрологический памятник природы родник «Тартаки» 1,8 Березовское лесничество кв.74 выд.2
Биологический памятник природы «Грудополь» 8,3 Добромысльское лесничество кв.53 выд.31,32,34,35,42,43

Республиканский ландшафтный заказник «Стронга» образован постановлением Совета Министров Республики Беларусь 26 октября 1998 года № 1634 в целях сохранения уникального природного комплекса с популяциями редких и исчезающих видов растений и животных.

Размещение мест и учреждений отдыха, строительство зданий и сооружений, линий электропередачи, дорог, прокладка трубопроводов и других инженерных коммуникаций, разработка месторождений общераспространенных полезных ископаемых на территории .заказника для внутрихозяйственных нужд осуществляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь и по согласованию с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.

Данный заказник состоит из 2 участков. Площадь участка № 1 Полонковское лесничество 5625 га, площадь участка № 2 в Березовском лесничестве составляет 4643 га, на момент передачи лесов агрофирмы «Колхоз Заря» в ГЛХУ «Барановичский лесхоз» площадь участка № 2 составляла 4120 га, после передачи земель площадь увеличилась на 523 га. Площадь заказника «Стронга» 10268 га, в таблице 2.1.1, где отражена площадь по категории защитности — 9588 га, площадь 680 га находится в категории лесов 1 и 2 округов санитарной охраны курортов, имеющий более строгий режим лесопользования.

Биологический заказник местного значения «Грудополь» утвержден решением Ивацевичского РИК от 24.06.2002 г. № 321. На территории заказника запрещены рубки главного пользования, за исключением рубок ухода и санитарных рубок.

Памятники природы республиканского значения насаждение «Лиственница европейская» объявлен постановлением Минприроды от 31.07.2006 г. № 48, валун «Камень Филаретов» от 05.05.2007 г. № 41.

Гидрологические памятники природы местного значения родники «Ясенец» и «Тартаки» объявлены решением Барановичского РИК от 28.11.2000г. № 699. На территории памятников природы местного значения разрешены все виды лесохозяйственной деятельности.

Кроме особо охраняемых природных территорий, настоящим лесоустройством на основании соответствующих решений распорядительных органов и ТКП 143-2008 (02080) «Правила рубок леса в Республике Беларусь» выделены особо защитные участки (ОЗУ), сведения о которых приведены в таблице 2.1.4.

Режим охраны и порядок использования особо охраняемых природных территорий учтен лесоустройством при назначении хозяйственных мероприятий. Сведения о принадлежности участков лесного фонда к ООПТ отражены в таксационных описаниях по лесничествам, а также показаны условными знаками на планшетах и планах лесонасаждений, а также на карте-схеме особо охраняемых природных территорий.

В целях требований стандарта лесной сертификации FSC при проведении базового лесоустройства в каждом лесничестве выделены репрезентативные участки в Березовском лесничестве 850 га, Бытенском – 470 га, Городищанском – 936 га, Добромысльском – 943 га, Леснянском – 1302 га, Малаховском – 573 га, Миловидском – 564 га, Молчадском – 1370 га, Полонковском – 1551 га. Всего по лесхозу 8559 га, что составляет 9,5% от общей площади лесхоза.

Пахотные, сенокоссные земли уменьшились за счет перевода в покрытые лесом земли за счет их естественного лесозаращивания. Следует отметить, что пашни и сенокосы были переведены в лесные земли по согласованию со службами землеустройства и в целом площадь нелесных земель уменьшилась на 744 га (22,3%).

На динамику покрытых лесом земель по классам возраста и группам пород (таблица 2.2.2, 2.2.3) повлияли следующие причины:

— естественные, вызванные биологическими процессами роста и развития древостоев, стихийными бедствиями и другими природными факторами, а также изменениями нормативных документах (возрасты рубок главного пользования, придержки по выделению категорий защитности и др.);

— связанные с хозяйственной деятельностью или ее отсутствием, а также воздействием на насаждения факторов антропогенного характера;

Видео (кликните для воспроизведения).

— изменение территории за прошедший ревизионный период.

Источники


  1. Михайленко, Е. В. Менеджмент в юриспруденции / Е.В. Михайленко. — М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный университет, МОДЭК, 2012. — 280 c.

  2. Венгеров, А. Б. Теория государства и права / А.Б. Венгеров. — М.: Новый Юрист, 1998. — 624 c.

  3. Василенко, А. И. Теория государства и права / А.И. Василенко, М.В. Максимов, Н.М. Чистяков. — М.: Книжный мир, 2007. — 384 c.
  4. Липшиц, Е.Э. Законодательство и юриспруденция в Византии в IX-XI вв. Историко-юридические этюды / Е.Э. Липшиц. — М.: Наука, 2013. — 248 c.
  5. Комаров, Сергей Александрович Теория государства и права. Гриф МО РФ / Комаров Сергей Александрович. — М.: Норма, 2016. — 148 c.
Земли лесного фонда и их использование
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here