Земли водного фонда правовой режим

Экспертное мнение на тему: "Земли водного фонда правовой режим" от профессионалов своего дела. Здесь собрана полная информация по теме. Если возникнут вопросы, то задавайте их дежурному юристу.

Особенности правового режима земель водного фонда и их состав

К водному фонду причисляют земли с поверхностными водами, гидротехническими и прочими строениями, возведенными на водоемах. Правовой режим земель водного фонда зависит от характеристики вод, являющихся наиболее важными составляющими окружающей среды.

Эти природные ресурсы возобновляемы, ограничены и, в то же время, уязвимы.

Вода необходима для нормальной жизнедеятельности людей, проживающих недалеко от водных территорий. Наличие водоемов влияет на социальное и экономическое развитие местности, оказывает благоприятное воздействие на экологическое состояние, позволяет сохранить местную флору и фауну.

Особенности пользования и гарантии надлежащей охраны для земель водного фонда зафиксированы в положениях Земельного и Водного Кодексов РФ, а также контролируются отдельными законодательными актами.

Водный фонд России: понятие и состав

Все данные о водном фонде заносятся в специальный госреестр. В этой системе имеются сведения о месте расположения водоемов, о сфере их применения и об отдельных ресурсах.

Владельцы земельных наделов могут использовать водоемы, расположенные на своей территории, в собственных целях, или сооружать их самостоятельно, если это не противоречит действующим нормам закона и не ущемляет интересы других граждан.

Недопустима передача водных объектов без соответствующего оформления земли.

Невозможно разделить территорию на несколько частей самостоятельно, если при этом требуется проведение границы по воде.

Точное определение водного фонда зафиксировано в ст. 1 ВК РФ. К нему относят все водные объекты на территории страны. Водным объектом признается естественный или искусственный водоем, водоток или другой тип объекта с непрерывным или временным содержанием воды, имеющий специфику водного режима.

Эти территории используются для возведения на них сооружений, снабжающих население достаточным количеством воды.

Среди основных нужд населения отмечают:

  • наличие питьевой воды;
  • бытовые нужды;
  • применение воды и водных объектов в оздоровительных целях;
  • прочие потребности в сферах, значимых для обеспечения нормальной жизнедеятельности населения, – сельское хозяйство, охрана окружающей среды, промышленность и прочее.

Возможность получить во владение участок, относящийся к водному фонду, зависит от целевого использования данного объекта. Невозможно, чтобы участок находился в собственности одного лица, а водоем, расположенный на этом участке, — в собственности другого.

Водный фонд страны объединяет следующие участки:

  • земельные площади с любыми разновидностями водных объектов;
  • территории, приравненные к природоохранным зонам с водоемами;
  • отдельные участки для установки отводных полос, охранных зон водозабора, гидротехнических строений и прочего оборудования для водохозяйственной деятельности.

Все площади водного фонда можно объединить в 2 основные группы:

  1. земли, имеющие границы с водоемами, необходимыми для обслуживания водопользователей;
  2. территории, покрытые водой. Сюда входят земли, пребывающие под водой постоянно или на протяжении практически всего года, а также морские воды РФ.

Водные объекты имеют рельеф, схожий с рельефом земель, над которыми они располагаются. Устанавливаются их границы и объемы.

Основные типы водных объектов

Водные объекты можно разделить на поверхностные и подземные, учитывая все особенности их использования, местоположения и прочие характеристики.

К категории поверхностных причислены воды и земли, которые они покрывают в пределах береговой линии. Эти воды можно разделить на родники, гейзеры, моря и заливы, проливы и бухты, водотоки и водоемы, болотистые местности.

Основываясь на ВК РФ, водные объекты могут принадлежать государству, муниципалитетам или частным лицам по праву собственности.

Однако такие земли всегда считаются природоохранными зонами.

Для них предусмотрен специальный правовой режим, который запрещает проводить некоторые манипуляции с объектами. Например, нельзя оборудовать свалки на подобных участках.

Подземными объектами считаются водоносные горизонты и бассейны подземных вод. Границы таких зон определяются законодательными актами.

Учитывая условия доступа, выделяют объекты общего и обособленного пользования. В первую группу входят поверхностные воды, собственником которых является государство или муниципалитет. Все граждане могут безвозмездно пользоваться ими для своих личных или бытовых нужд, если это не противоречит законодательству России.

Напоминаем, что даже если Вы досконально изучите все данные, находящиеся в открытом доступе, это не заменит Вам опыта профессиональных юристов!
Чтобы получить подробную бесплатную консультацию и максимально надежно решить Ваш вопрос — Вы можете обратиться к специалистам через онлайн-форму .

Порядок пользования

Водоохранной зоной называют земли, приближенные к акватории. Для них существуют отдельные правила пользования и реализации хозяйственной деятельности.

Предназначением таких территорий является обеспечение сохранности экологического состояния объектов и среды обитания представителей флоры и фауны. Здесь установлены береговые линии, введен запрет на вырубку лесов, распахивание земель, создание животноводческих ферм.

На пространствах, занятых водными объектами, не разрешается:

  • располагать навозные стоки для удобрения почвы;
  • вести работы авиационной и химической направленности;
  • организовывать могильники и кладбища;
  • распылять химические вещества для борьбы с насекомыми-вредителями и сорными растениями;
  • строить автомойки, автозаправки и автостоянки;
  • оборудовать складские помещения для хранения минеральных удобрений, горючих и смазочных веществ, ядохимикатов;
  • использовать под дачные участки, если ширина водоохранной территории не меньше 100 м.

Основная задача властей – защитить водоемы и специальное оборудование, снабжающее водой население, от загрязнения.

В водоохранных полосах можно проектировать, возводить, реконструировать, эксплуатировать хозяйственные и прочие объекты, если они оборудованы специальными сооружениями, которые защищают водоемы от засорения, препятствуют истощению водных запасов.

Для того чтобы ресурсы воды не истощались, земельные площади, примыкающие к водоемам, должны быть засажены деревьями, кустарниками и прочей растительностью.

Собственникам площадей, расположенных в водоохранных зонах, необходимо соблюдать нормы эксплуатации и обеспечить охрану таких земель и прибрежных линий.

Читайте так же:  Нужен проект перепланировки квартиры образец для согласования и примеры, как сделать это самостоятел

Порядок использования владений водного фонда основывается на их целевом назначении, виде и устанавливается водным законодательством. Участки этого фонда РФ обязательно фиксируют в госкадастре.

Согласно требованиям ст. 79 ВК РФ, постановка на государственный учет поверхностных и подземных вод означает выявление и фиксирование количества и качества водных ресурсов на конкретной территории по принятым правилам.

Постановка на госучет осуществляется для разумного планирования и применения водных ресурсов, их своевременного восстановления и сохранности в соответствующем состоянии. В водном кадастре имеется информация о водных объектах, правилах их эксплуатации, а также сведения о водопользователях.

Правовой режим земель водного фонда

Отдельную категорию земель составляют земли водного фонда площадью около 4 млн. га. Согласно ст. 102 ЗК к этой категории относятся земли: покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах; занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах. На землях, покрытых поверхностными водами, не осуществляется формирование земельных участков.

Правовой режим земель водного фонда определяется его целевым назначением, субъектами и объектами общественных отношений, их правами и обязанностями, связанными с ними особенностями управления землями данной категории.

Указанные земли могут использоваться для различных социальных нужд, связанных прежде всего с целями и режимом водопользования. Приоритетное значение придается использованию и правовому режиму земель, предназначенных для охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Это не только провозглашается теорией, в законодательстве, но и осуществляется на практике.

Порядок, режим использования и охраны земель водного фонда определяется земельным и водным законодательствами, поэтому очень важно понимание характера и содержания водного законодательства, а также уяснение взаимосвязи земельного и водного законодательств РФ.

Если объектами земельных отношений являются земля как природный объект и природный ресурс, земельные участки и их части, то объект водных правоотношений — это водный объект или его часть, под которыми понимаются поверхностные воды и земли, покрытые ими или сопряженные с ними (дно и берега водного объекта). Подземные воды и вмещающие их горные породы также рассматриваются как единый водный объект.

Таким образом, земли водного фонда, как и земли лесного фонда, образующие совокупность с лесом, животным миром и т.п., представляют вместе с водами единый водный объект; общественные отношения, связанные с ним, подвергаются правовому регулированию.

Водное законодательство, как и земельное, находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов и состоит из ВК 2006 г. и принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ и ее субъектов. Объектами земельных и водных отношений являются также находящиеся в частной собственности пруды и обводненные карьеры, находящиеся на земельных участках, принадлежащих физическим и юридическим лицам на праве частной собственности.

Права на земли водного фонда зависят от разграничения полномочий между РФ и ее субъектами в области земельных, водных отношений и охраны окружающей среды, которое определяется земельным и водным законодательствами, а при необходимости — заключенными в соответствии с ними договорами.

[2]

В Российской Федерации устанавливается государственная собственность на водные объекты. Допускается муниципальная и частная собственность на указанные выше пруды и обводненные карьеры. Изменение русла реки или иное изменение местоположения водного объекта не влечет изменения формы и вида собственности на него. В муниципальной собственности городских и сельских населенных пунктов, других муниципальных образований находятся воды, предназначенные для местных, муниципальных нужд; ими управляют органы местного самоуправления.

Землепользователь и водопользователь — гражданин может использовать земли водного фонда и водные объекты для собственных нужд свободно, но не причиняя вреда окружающей среде.

Каждый может пользоваться водными объектами общего пользования и иными водными объектами, их землями, если иное не предусмотрено законодательством (публичный водный сервитут). В силу договора или судебного решения права лиц, которым водные объекты предоставлены в долгосрочное или краткосрочное пользование, могут быть ограничены в пользу заинтересованных лиц (частный водный сервитут).

Водные сервитуты могут устанавливаться в целях забора воды, водопоя и прогона скота, использования водных путей для движения паромов, лодок, других маломерных плавательных средств, обеспечения экологических нужд.

[1]

Лицензия на водопользование является актом государственного органа исполнительной власти в области использования и охраны водного фонда, признающимся основанием возникновения права водопользования.

В зависимости от его способов и целей в лицензии или заключаемом договоре приводятся: сведения о водных объектах, землях водного фонда, водопользователях и водопотребителях; указание пространственных границ и мест забора или сброса воды; сведения о лимитах водопользования и обязательствах водопользователя по отношению к водопотребителям; требования по рациональному использованию, охране водных объектов (с учетом их понимания в сопряжении с дном и берегами) и окружающей среды.

Пользование землями водного фонда тесно связано с водопользованием. Земельное и водное законодательства РФ предусматривают требования к охране водных объектов и земель водного фонда. Общим водопользованием считается использование водных объектов и прилегающих к ним земель без применения сооружений, технических средств и устройств: оно осуществляется без получения лицензии на водопользование.

Прилегающие к водоемам земельные участки включают так называемый бечевник — полосу суши вдоль берегов водных объектов общего пользования. Каждый вправе пользоваться бечевником для передвижения и пребывания у такого водного объекта, в том числе для рыболовства, отдыха, причаливания плавательных средств, но без использования транспорта.

Органы местного самоуправления устанавливают места, где запрещены забор воды для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купание, плавание на маломерных судах. Об этих запретах и иных условиях общего водопользования подобного рода, прежде всего природоохранных, население оповещается через средства массовой информации, специальными информационными знаками или иными способами.

Читайте так же:  Когда директор уже не директор…

Если условия водопользования или его запрещение не объявлены, то оно осуществляются свободно в соответствии с земельным и водным законодательствами, т.е. без причинения вреда окружающей среде.

При этом должны соблюдаться правила охраны жизни людей на воде и иные условия, которые устанавливаются органами исполнительной власти субъектов РФ по согласованию с органами Минприроды России, Госсанэпиднадзора, Федерального агентства водных ресурсов и другими государственными органами управления использованием и охраной природных ресурсов.

При водопользовании землепользователи и водопользователи обязаны:

рационально использовать водные объекты и сопряженные с ними земли, соблюдать установленные договорами, лицензией условия и требования; не допускать нарушения прав других землепользователей и водопользователей, а также нанесения вреда здоровью людей, окружающей природной среде;

не допускать ухудшения качества земель водного фонда, поверхностных и подземных вод, среды обитания животного и растительного мира; содержать в исправном состоянии очистные, гидротехнические и другие водохозяйственные сооружения и технические устройства;

информировать органы государственной власти об аварийных и других чрезвычайных ситуациях, влияющих на состояние водных объектов и сопряженных с ними земель; вести учет забираемых, используемых и сбрасываемых вод, количества загрязняющих веществ в них, систематические наблюдения за водными объектами и прилегающими к ним землями; своевременно вносить платежи, связанные с пользованием земель и водными объектами;

проводить производственно-технологические, мелиоративные, агротехнические, гидротехнические, санитарные и другие мероприятия, обеспечивающие охрану земель и водных объектов.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Земли водного фонда: правовой режим

Понятие земель водного фонда подразумевает под собой земли, где размещены различные водные объекты, зоны охраны подобных объектов, отводные полосы и охраняемые водоразборные зоны, различного рода гидротехнические сооружения и иные объекты, а также сооружения, отнесенные к водному хозяйству.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа. Это быстро и бесплатно ! Или позвоните нам по телефонам:

+7 (499) 703-47-59
Москва, Московская область

+7 (812) 309-16-93
Санкт-Петербург, Ленинградская область

8 (800) 511-69-42
Федеральный номер ( звонок бесплатный для всех регионов России )!

Земли водного фонда – это

К землям водного фонда относят:

  • Земли, на которых располагаются поверхностные воды, сосредоточенные в водных объектах;
  • Земли, где размещены гидротехнические и другие сооружения непосредственно на водных объектах;

В отношении тех земель, которые заняты поверхностными водами, не предусмотрено отведение участков. Если необходимо построить водохранилище либо иной искусственный водный объект, выполняют земельное резервирование. Сам же порядок эксплуатации и охраны земель, относящихся к водному фонду, полностью предусматривает ЗК Российской Федерации и отдельно законодательство в водной сфере.

Согласно Водному кодексу Российской Федерации, воды – это важнейший компонент природной среды. Он может возобновляться, его объем ограничен, и это одни из наиболее уязвимых ресурсов природы.

Под действие водных отношений подпадают различные водные объекты или же их части. Это могут быть и воды, расположенные на поверхности и земли, которые ими покрываются, а также граничащие с ними берег и дно водного объекта.

По этой причине, водные отношения при рассмотрении вопроса их регулирования, тесно граничат с вопросом регулирования отношений в земельной сфере, взаимодействуя между собой.

Каждый из используемых водных объектов рассматривается как центральное (основное) звено, обеспечивающее нормальную жизнедеятельность того или иного народа, проживающего в пределах территории Российской Федерации, который служит экономическим, социальным и экологическим подспорьем благополучия всего населения, а также существования местной флоры и фауны.

Составляющие водного фонда – это сосредоточение различных водных объектов, которые уже включены или подлежат включению в водный госкадастр.

Водный госкадастр является центральной базой всей информации, имеющейся о водных объектах и их применении, отдельных ресурсах и водопользователях.

Каким образом взаимодействуют между собой законодательство двух сфер (водное и земельное), можно увидеть, рассмотрев регулирование, применение и охрану отдельно располагаемых водных объектов.

Что такое земли запаса?

Что относится к землям лесного фонда, читайте тут.

В перечень объектов, участвующих в водных отношениях, относят и группу обособленных водных объектов. Они представляют собой водоемы искусственного происхождения, имеющие небольшую площадь и характеризующиеся непроточностью, у которых отсутствуют какие-либо соединения с иными видами водных объектов, располагаемых на поверхности.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Обозначение отдельно размещенного водного объекта — крайне важный фактор в установлении режима его применения. К примеру, с учетом положений Земельного кодекса Российской Федерации, запрещено осуществление приватизации участков, размещенных в черте береговой полосы, которая устанавливается с учетом требований Водного кодекса Российской Федерации, а также участков, с расположенными на них прудами, обводненными карьерами (объектами обособленного вида), в пределах территорий общего использования.

Владельцы участков земли имеют полное право в предусмотренном законодательством порядке в личных целях эксплуатировать располагаемые на их участках водоемы подземного расположения и отдельно размещенные объекты (к таким можно отнести пруд или обводненный карьер), а также выполнять работы по строительству прудов и других водных объектов, с учетом установленных требований законодательства: экологических, санитарно-гигиенических, строительных и других.

Водные объекты относятся к федеральным владениям. Такие объекты как: карьеры обводненного типа, пруды, располагаемые в пределах участков отнесенных к владениям субъектов РФ, муниципальных образований, физических и юридических лиц, пребывают в собственности последних, если обратные положения не предусмотрены в законах.

Не допустимо отчуждение объектов без сопутствующего отчуждения вместе с ними и земли, в пределах которых они размещены. Участки не могут быть разделены, если при таких действиях потребуется разграничение карьера обводненного типа или пруда.

Земли водного фонда: состав

Земли, отнесенные к водному фонду включают в себя:

  • Занимаемые любыми водными объектами;
  • Отнесенные к водоохранным зонам;
  • Выделение которые выполнено для установки отводных полос и охранных секторов водоразбора, сооружений гидротехнического значения и других объектов и сооружений водохозяйственного значения.
Читайте так же:  Когда материальная помощь входит в расчет отпускных, а когда нет — важные тонкости и примеры учета в

Земли, включенные в водный фонд, являются самостоятельными категориями земель, как и преимущественная их доля, покрываемая водой.

Отдельно же можно упомянуть земли в болотной местности, территории пашен, с древесно-кустарниковой растительностью.

Среди земель водного фонда, без размещения на них водных объектов, существуют:

  • угодья сельскохозяйственного назначения (пашни, залежи, угодья кормового типа, насаждения многолетнего использования);
  • также можно выделить серди них леса и участки для застроек;
  • земли, где используется древеснокустарниковая растительность;
  • земли, размещаемые под дорожными полотнами;
  • нарушенные и другие.

Земли, включенные в водный фонд, предназначаются для рационального применения в восстановительных и охранных целях.

Основным целевым предназначением подобных земель можно назвать их использование для строительных целей и выполнения эксплуатации зданий, которые предназначаются для обеспечения различных нужд людей (оздоровительного, бытового, питьевого характера), а также обеспечения потребности общества и государства в энергетической, транспортной, промышленной, рыбохозяйственной, природоохранной, сельскохозяйственной, водохозяйственной и других сферах.

Земли, входящие в структуру водного фонда, разделают на две разновидности: земли, чьи территории покрыты водой, и земли, которые граничат с водными объектами, и предназначены для обслуживания различных лиц, отнесенных к водопользователям из числа юридических и физических лиц.

К землях, которые покрыты водой, относятся земли, покрываемые водной средой на протяжении большей части года или всегда, и которые относятся к части одного из водных объектов.

Если говорить о водных объектах, то здесь подразумевают сосредоточенность воды поверх участков суши с повторением ее рельефа, или же в глубинах недр, имеющая границы, конкретный объем и признаки водного режима.

К перечню земель, покрытых водой, можно отнести земли, которые заняты морскими внутренними или же территориальными водами Российской Федерации.

К внутренним морским водам относят воды, размещение которых характеризуется заполнением от исходных точек в сторону береговых линий. Исходные точки (линии) используются для выполнения расчетов параметров ширины территориального моря.

К последнему можно отнести морские воды, которые в ширину имеют 12 (двенадцать) морских миль, которые отмерены с учетом международных правовых норм и российского законодательства.

Водные объекты, сосредоточенные на поверхности, являют собой постоянные или же временные воды, размещаемые на структуре поверхности суши с повторением формы ее рельефной поверхности, которые имеют конкретные границы, а также измеряемые объемом и границами водного режима. К их перечню относятся воды, размещаемые на поверхности, дно и сам берег.

Водные объекты поверхностного расположения разделяют на водотоки поверхностного размещения и размещаемые на них водохранилища.

Под поверхностными водостоками понимают водные объекты поверхностного размещения, чьи воды пребывают в постоянном движении, к таким причисляют ручьи, реки, включая и водохранилища, располагаемые на них.

Сюда же включены каналы междубассейного распределения и для комплексных использований воды, а также водоемы поверхностного типа.

К ним относят водные объекты поверхностного расположения, чьи воды пребывают в земедленном водообмене. Речь ведется об озерах, водохранилищах, прудах и болотах, ледниках и снежниках.

Ледники — это природные ледяные образования, произошедшие в результате атмосферных явлений, находящиеся в движении и располагаемые на поверхности земли.

Снежниками же, напротив, называют природные образования, чья структура выполнена из ледяных и снежных масс, имеющих неподвижных характер. Им свойственно сохранение на поверхности на протяжении всего теплого периода или же части такового.

Земли, относящиеся к водному фонду в правовом режиме, урегулированы такими нормативно-правовыми актами как:

  • Земельный и Водный кодексы;
  • Закон «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ»;
  • Закон «О госгранице РФ»;
  • Закон «О защите граждан и государственных территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера».

Земли водного фонда: целевое назначение

Основным целевым назначением земель, отнесенных к водному фонду, являеься строительство и эксплуатация сооружений, которые обеспечивают нужды всего населения: питьевые, бытовые, оздоровительные и прочие, а также потребности государства и общества в различных сферах (сельскохозяйственной, водохозяйственной, природоохранной, промышленной, рыбохозяйственной, энергетической, транспортной и т. п.).

Право владения землей, отнесенной к водному фонду, имеет прямое подчинение праву владения на конкретный водный объект. Проще говоря, землями, включенными в водный фонд, владеют те, кому принадлежит непосредственно водный объект.

Водный кодекс РФ предусматривает государственное, муниципальное и частное право владения водными объектами. Чтобы обеспечить охрану источников, отнесенных к водоснабжению для хозяйственных и питьевых потребностей, должны быть обеспечены охранные зоны, в чьих рамках должен быть введен особенной режим правовой эксплуатации земель.

Зоной водоохраны называют территорию, которая примыкает к водной акватории, где вводится охранный и спецрежим эксплуатации ресурсов и выполнения другой хоз. деятельности (статья 111 Водного кодекса Российской Федерации).

Зоны водоохранного значения устанавливают в целях поддержки объектов в положении, которое полостью соответствует всем требования экологии, и для сохранности естественной среды, где обитают представители флоры и фауны.

В водоохранных чертах устанавливают защитные береговые линии, где вводится запрет на распашку земель, корчевку и рубку лесов, расположение лагерей и ферм животноводческого направления и другой деятельности, кроме случаев, которые предусмотрены Водным кодексом Российской Федерации.

Среди основных средств правовой охраны от вредоносных факторов, можно выделить установку санитарных охранных зон водоснабжающих источников.

Основная цель, для которой создается и обеспечивается охранный режим в зоне, — это активное противостояние возникновениям возможных загрязнений на объектах, отвечающих за водоснабжение водопроводных сооружений и территории, где они размещены.

Охраняемые зоны разделены на три пояса. Первый – строгого режима: состоит из территории, где располагается водоразбор, участков где размещены все водопроводные сооружения и каналы.

Читайте так же:  Развод через суд без детей и имущества

Единственное его предназначение – обеспечение защиты водоразборного центра и отнесенных к нему сооружений от случаев возникновения загрязнений или повреждений.

Под вторым и третьим поясом (поясами ограничений) подразумевают территории, предназначенные для активного предупреждения возможных загрязнений водных источников.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа. Это быстро и бесплатно ! Или позвоните нам по телефонам:

+7 (499) 703-47-59
Москва, Московская область

+7 (812) 309-16-93
Санкт-Петербург, Ленинградская область

8 (800) 511-69-42
Федеральный номер ( звонок бесплатный для всех регионов России )!

84. ПОНЯТИЕ И СОСТАВ ВОДНОГО ФОНДА. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ВОД И ЗЕМЕЛЬ ВОДНОГО ФОНДА

— занятые водными объектами;

— земли водоохранных зон водных объектов;

— земли, выделяемые для установления полос отвода и зон ох­раны водозаборов, гидротехнических сооружений и иных водохо­зяйственных сооружений, объектов.

Земли водного фонда относятся к самостоятельной категории земель и большая их часть — водопокрытая, а далее идут болотные земли, площади пашен, древесно-кустарниковой растительности.

В землях водного фонда, не занятых водными объектами, разли­чают: сельскохозяйственные угодья (пашню, залежь, многолетние насаждения, кормовые угодья); леса, земли под древесно- кустарниковой растительностью, земли застройки; земли под доро­гами, нарушенные земли; прочие земли.

[3]

Земли водного фонда предназначены для организации ного использования, восстановления и охраны водных ресурсов.

Основное целевое назначение этих земель заключается в исполь­зовании их для строительства и эксплуатации сооружений, обеспе­чивающих удовлетворение питьевых, бытовых, оздоровительных и других нужд населения, а также водохозяйственных, сельскохозяй­ственных, природоохранных, промышленных, рыбохозяйственных, энергетических, транспортных и иных государственных и общест­венных потребностей.

Земли водного фонда подразделяются на два вида: водопокры- тые земли; земли, прилегающие к водным объектам, предназначен­ные для обслуживания юридических лиц и граждан — водопользо­вателей.

К водопокрытым относятся земли, которые покрыты водой по­стоянно либо большую часть года, т. е. поверхностными водами, и являются частью водного объекта.

Под водным объектом понимается сосредоточение вод на по­верхности суши в формах ее рельефа либо в недрах, имеющее гра­ницы, объем и черты водного режима.

К числу водопокрытых земель относятся земли, занятые внут­ренними морскими водами и территориальным морем РФ.

Внутренние морские воды — воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, принятых для отсчета ширины террито­риального моря РФ. К территориальному морю РФ относятся при­брежные морские воды шириной 12 морских миль, отмеряемых в соответствии с нормами международного права и законодательст­вом РФ.

Поверхностные водные объекты представляют собой постоянное или временное сосредоточение вод на поверхности суши в формах ее рельефа, имеющее границы, объем и черты водного режима, и состоят из поверхностных вод, дна и берегов.

Поверхностные водные объекты подразделяются на: поверхно- водотоки и водохранилища на них.

Поверхностные водотоки — это поверхностные водные объекты, воды которых находятся в состоянии непрерывного движения и к ним относятся реки, водохранилища на них, ручьи, каналы межбас­сейнового перераспределения и комплексного использования вод­ных ресурсов; поверхностные водоемы. Ими являются поверхност­ные водные объекты, воды которых находятся в состоянии замедленного водообмена и к ним относятся озера, водохранилища, болота и пруды; ледники и снежники. Ледниками признаются дви­жущиеся естественные скопления льда атмосферного происхожде­ния на земной поверхности. Снежники — неподвижные естествен­ные скопления снега и льда, сохраняющиеся на земной поверхности в течение всего теплого времени года или его части.

Правовой режим земель водного фонда регулируется: Водным и Земельным кодексами; Законом «О внутренних морских водах, тер­риториальном море и прилежащей зоне Российской Федерации»; «О Государственной границе Российской Федерации»; «О защите насе­ления и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техно­генного характера».

Вопрос 80. Правовой режим земель водного фонда

Читайте также:

  1. Communio. Право на долю вещи и доля права на вещь (реальная и идеальная доли). Правовой режим res communes.
  2. II. Выбор организационно-правовой формы предприятия.
  3. II. Радикальные течения западноевропейской политико-правовой мысли XIX в.
  4. VI. Требования к воздушно-тепловому режиму
  5. X. Гигиенические требования к режиму образовательного процесса
  6. XII. Требования к приему детей в дошкольные организации, режиму дня и учебным занятиям
  7. XV. Правовой режим использования и охраны вод
  8. XVIII. Правовой режим охраны атмосферного воздуха
  9. XXII. Международно-правовой механизм охраны окружающей среды
  10. Аграрная и земельная реформы как неотъемлемое звено экономических реформ: понятия, исторические, идеологические и социально-экономические предпосылки
  11. Административная и дисциплинарная ответственность за земельные правонарушения
  12. Административная ответственность за земельные правонарушения

В состав земель водного фонда входят:

Право собственности на земли водного фонда подчинено праву собственности на водные объекты. Например, основанием внесения земельных участков — при разграничении государственной собственности на земли — в перечень участков, на которые у Российской Федерации, ее субъектов или муниципальных образований возникает право собственности, является включение этих участков в состав земель водного фонда, занятых водными объектами, находящимися соответственно в федеральной собственности, в собственности субъектов Федерации или муниципальных образований. Поскольку водные объекты могут находиться в государственной, муниципальной, частной собственности, постольку и земли водного фонда могут принадлежать на праве собственности публичным образованиям и частным лицам.

В качестве общего положения ВК РФ закрепляет, что на водные объекты устанавливается государственная собственность. Муниципальная и частная собственность допускается только на обособленные водные объекты (замкнутые водоемы), т.е. небольшие по площади и непроточные искусственные водоемы, не имеющие гидравлической связи с другими поверхностными водными объектами.

Критерии разграничения государственной собственности на водные объекты определены в ВК РФ. Так, к федеральной собственности относятся поверхностные водные объекты, акватории и бассейны 1 которых расположены на территории двух и более субъектов Федерации; внутренние морские воды, территориальное море; особо охраняемые водные объекты федерального значения и другие. В собственности субъектов Федерации могут быть водные объекты, акватории и бассейны которых полностью расположены в пределах территории соответствующего субъекта и не отнесенные к федеральной собственности.

Читайте так же:  Особенности составления искового заявления о разделе кредита после развода (образец иска)

Важно заметить, что изменение русла реки или иное изменение местоположения водного объекта не влечет изменения формы, вида собственности на водный объект, если иное не следует из ВК РФ, а также не влечет изменения или прекращения права пользования им, если из существа правоотношения и ВК РФ не следует иное (ст. 34, 41 ВК РФ).

Водные объекты подразделяются на объекты общего и особого пользования. Водные объекты общего пользования находятся в общедоступном, открытом пользовании. Их использование ограничивается, только если это прямо предусмотрено законодательством.

Водные объекты, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, являются объектами общего пользования, если в водоохранных, экологических интересах законодательством не установлено иное. Обособленные водные объекты, находящиеся в частной собственности, в установленном порядке могут использоваться как объекты общего пользования, только при условии государственной регистрации такого ограничения права собственности и выплаты собственнику вознаграждения. Водные объекты, которыми может пользоваться ограниченный круг лиц, признаются не состоящими в общем пользовании.

Водные объекты особого пользования эксплуатирует ограниченный круг лиц. Водные объекты предоставляются в особое пользование в порядке, установленном водным законодательством.

Правами на водные объекты лиц, не являющихся собственниками водных объектов, могут быть:

  • аренда, которая должна устанавливаться федеральным законом об аренде водных объектов в соответствии с ВК РФ;
  • право долгосрочного пользования (на срок от 3 до 25 лет);
  • право краткосрочного пользования (на срок до 3 лет);
  • водный сервитут (право ограниченного пользования).

Водные объекты, находящиеся в государственной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в пользование в зависимости от целей использования, ресурсного потенциала и экологического состояния водных объектов. Водный сервитут выступает в форме публичного или частного. Каждый может пользоваться водными объектами общего пользования и иными водными объектами, если иное не предусмотрено законодательством (публичный водный сервитут). Частный водный сервитут может устанавливаться по решению суда либо в силу договора, в соответствии с которым права лиц, которым водные объекты предоставлены в долгосрочное или краткосрочное пользование, ограничиваются в пользу иных заинтересованных лиц. Как частные, так и публичные сервитуты могут устанавливаться в целях забора воды без применения сооружений, технических средств и устройств; водопоя и прогона скота и др.

Права пользования водными объектами (за исключением публичного водного сервитута) возникают с момента государственной регистрации договора пользования водными объектами. Эти права приобретаются по лицензии на водопользование и заключенному в соответствии с ней договору. При установлении особого пользования такие права приобретаются на основе решения Правительства РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ, лицензии на водопользование и заключенного в соответствии с ней договора. Водный сервитут устанавливается водным законодательством РФ или договором.

В определенной мере можно распоряжаться правами пользования водными объектами. Такие права переходят в порядке правопреемства в случае смерти водопользователя-гражданина и реорганизации водопользователя — юридического лица, а также на основании распорядительной лицензии. Распорядительная лицензия (т.е. специальное разрешение распоряжаться правами пользования) является основанием приобретения прав пользования водным объектом при их переходе от одного лица к другому в случаях, предусмотренных ВК РФ (ст. 52). Эти права пользования водными объектами могут переходить от одного лица к другому только в случаях, если указанные лица осуществляют водопользование для собственных нужд и его цели при переходе указанных прав не меняются.

Оборот водных объектов осуществляется в соответствии с требованиями ВК РФ. Кодекс не допускает продажу, залог и совершение других сделок, которые влекут или могут повлечь отчуждение водных объектов. Обособленные водные объекты могут переходить от одного лица к другому в порядке, предусмотренном гражданским законодательством и земельным законодательством РФ.

Правовой режим земель, прилегающих к водным объектам, устанавливается нормами водного и земельного законодательства. Так, согласно ст. 12 ВК РФ собственники, владельцы и пользователи земельных участков, примыкающих к поверхностным водным объектам, могут использовать водные объекты только для своих нужд в той мере, в какой это не нарушает права и законные интересы других лиц. Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, примыкающих к поверхностным водным объектам, не должны препятствовать использованию водных объектов и их берегов для организации судоходства и иных нужд, кроме случаев, предусмотренных законодательством.

Водное законодательство содержит и специальные нормы, направленные на охрану водных объектов при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводимых в эксплуатацию и эксплуатирующихся хозяйственных и других объектов (ст. 105 — 109 ВК РФ).

Дата добавления: 2015-05-31 ; Просмотров: 338 ; Нарушение авторских прав? ;

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источники


  1. Павлов, Н. Е. Долг свидетеля / Н.Е. Павлов. — М.: Советская Россия, 2016. — 144 c.

  2. Катрич, С. В. Юридическое пятикнижие российского бизнеса. Правовые основы предпринимательства / С.В. Катрич. — М.: Дело, 2012. — 528 c.

  3. Пучинский, В. К. Пересмотр судебных постановлений в порядке надзора в советском гражданском процессе: моногр. / В.К. Пучинский. — М.: Юридический факультет Санкт-Петербургского государственного университета, 2015. — 192 c.
  4. Аношко, В. С. История и методология почвоведения / В.С. Аношко. — М.: Вышэйшая школа, 2013. — 340 c.
  5. Юзефович, Р.М. Санкт-Петербург — автомобилисту. Справочник; СПб: Кронверк-Принт, 2012. — 922 c.
Земли водного фонда правовой режим
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here